Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2015 N 08АП-2188/2015 ПО ДЕЛУ N А70-8164/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. N 08АП-2188/2015

Дело N А70-8164/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2188/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2015 по делу N А70-8164/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Газснаб" (ОГРН 1027200830293, ИНН 7204000241)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3
об оспаривании решений от 28.04.2014 NN 11854, 11855, 11856
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Герасимова Алена Геннадьевна (по доверенности N ГГС-34/180/15 от 01.04.2015);
- от заинтересованного лица: Иванов Артем Петрович (по доверенности б/н от 13.01.2015).

установил:

Открытое акционерное общество "Газснаб" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, ОАО "Газснаб") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 4) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.04.2014 N 11856.
Определением суда от 19.08.2014 суд объединил в одно производство дела N А70-8164/2014, N А70-8167/2014 и А70-8168/2014. Объединенному делу присвоен N А70-8164/2014, в котором суд решил рассмотреть требования заявителя о признании недействительными решений от 28.04.2014 NN 11854, 11855, 11856.
Определением суда от 14.10.2014 о процессуальном правопреемстве произведена замена стороны по делу - заинтересованного лица на правопреемника Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 3).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2015 по делу N А70-8164/2014 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными и несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) решения от 28.04.2014 NN 11854, 11855, 11856 Инспекции, вынесенные в отношении Общества.
Этим же решением суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из состава задолженности заявителя суммы налога на имущество организаций и пени за его несвоевременную уплату, указанные в признанных недействительными решениях, после получения судебного акта, а также взыскал с Инспекции в пользу ОАО "Газснаб" судебные расходы в сумме 12 000 руб., понесенные заявителем по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что Обществом соблюдены все условия для применения налоговой ставки 0,4%, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, поскольку совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что спорные объекты являются как по документальному, так и функциональному назначению газопроводами-отводами от магистрального трубопровода (код по ОКОФ 12 4526525), в отношении которых действующим законодательством о налогах и сборах прямо предусмотрено право на применение специальной ставки по налогу на имущество.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь при этом на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что налогоплательщик, реализуя свое право на применение пониженной налоговой ставки 0,4%, не представил доказательств отнесения газопроводов к категории отводов от магистральных. При этом, по мнению подателя жалобы, налоговым органом доказано то-обстоятельство, что спорные газопроводы не являются частью системы магистральных газопроводов. Кроме того, Инспекция указала, что представленные налогоплательщиком результаты экспертиз не позволяют отнести спорные объекты к категории отводов от магистральных. Таким образом, налоговый орган считает, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на имущество на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ неправомерно, поскольку вышеупомянутые объекты - газопроводы не относятся к категории отводов от магистральных трубопроводов.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "Газснаб" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ОАО "Газснаб" поступило письменное заявление о процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с реорганизацией ОАО "Газснаб" в форме присоединения с 27.03.2015 к открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Север" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Север").
В обоснование заявленного ходатайства Обществом представлены:
1) заявление о процессуальном правопреемстве от 03.04.2015 на 1 листе,
2) выписка из ЕГРЮЛ N 17871В/2015 от 31.03.2015 на 22 листах,
3) выписка из ЕГРЮЛ от 27.03.2015 на 2 листах (копия),
4) протокол собрания акционеров ОАО "Газпром газораспределение Север" N 1/2015 от 26.01.2015 на 3 листах (копия),
5) уведомление о снятии с налогового учета на 1 листе (копия),
6) доверенность N ГГС-34/180/15 от 01.04.2015 на 1 листе.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Поскольку ОАО "Газснаб" выбыло из спорного правоотношения в силу реорганизации, суд апелляционной инстанции заявление о процессуальном правопреемстве удовлетворил, заменил ОАО "Газснаб" на ОАО "Газпром газораспределение Север".
Судебное заседание апелляционного суда проведено посредством видеоконференц-связи при участии представителей заявителя и налогового органа.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель налогоплательщика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных заявителем уточненных налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 3, 6, 9 месяцы 2013 года.
По выявленным фактам, свидетельствующим о налоговом правонарушении, налоговым органом составлены акты от 10.02.2014 NN 43974, 43975, 43972 камеральных налоговых проверок в отношении Общества.
По итогам рассмотрения актов, материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщика Инспекцией были вынесены решения от 28.04.2014 NN 11854, 11855, 11856.
Решением Инспекции от 28.04.2014 N 11854 отказано в привлечении к налоговой ответственности заявителя в соответствии с положениями статьи 109 НК РФ, по состоянию на 28.04.2014 Обществу начислены пени в сумме 119 249 руб. 72 коп., а также предложено уплатить недоимку в размере 2 576 302 руб.
Решением Инспекции от 28.04.2014 N 11855 отказано в привлечении к налоговой ответственности заявителя в соответствии с положениями статьи 109 НК РФ, по состоянию на 28.04.2014 Обществу начислены пени в сумме 252 476 руб. 97 коп., а также предложено уплатить недоимку в размере 2 612 715 руб.
Решением Инспекции от 28.04.2014 N 11856 отказано в привлечении к налоговой ответственности заявителя в соответствии с положениями статьи 109 НК РФ, по состоянию на 28.04.2014 Обществу начислены пени в сумме 186 702 руб. 54 коп., а также предложено уплатить недоимку в размере 2 593 696 руб.
Не согласившись с принятыми налоговым органом решениями, Общество обжаловало их в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - вышестоящий налоговый орган, Управление).
По результатам рассмотрения жалоб, вышестоящим налоговым органом были вынесены решения от 07.07.2014 NN 0340, 0341, 0342, которыми жалобы Общества оставлены без удовлетворения, решения Инспекции утверждены.
Полагая, что решения Инспекции не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
28.01.2015 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как было выше сказано, основанием для доначисления налога на имущество организаций за 3, 6, 9 месяцы 2013 года и соответствующих сумм пеней явились выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком ставки налога на имущество организаций 0,4% в отношении газопроводов, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Налоговым органом было установлено, что названные газопроводы, эксплуатируемые при давлениях 1,2 МПа и ниже, относятся к газораспределительной сети, предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю, и не являются магистральными газопроводами.
В спорном периоде ОАО "Газснаб" в соответствии пунктом 1 статьи 373 НК РФ являлось плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, в данном случае речь идет о наличии у Общества, права на применение льготы по налогу на имущество в отношении следующих объектов, которые были включены заявителем в налоговый регистр льготируемых объектов:
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода Ду 100мм (Городская котельная N 1 ГРП "Сибирячка"), код ОКОФ 12 04526525);
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода Ду 150мм к Тобольскому зверосовхозу, код ОКОФ 12 04526525;
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода (ГРС - 1 "Тобольская" - ДУ 100 ОАО Золотая рожь), код ОКОФ 12 04526525;
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода (распределительный на БСИ-1, ГП1-157), код ОКОФ 12 04526525;
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода к ТЭЦ-1 (1 нитка), ГП-3, код ОКОФ 12 04526525);
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода ГРС-3 "Богандинская" -Киево (1), код ОКОФ 12 04526525;
- - газопровод-отвод от магистрального трубопровода к Тюменской ТЭЦ 1 (II нитка) ГП-1, код ОКОФ 12 04526525.
При этом, налоговый орган полагает, что право Общества на льготу по налогу отсутствует, поскольку поименованные объекты не являются неотъемлемой частью магистрального трубопровода и его ответвлений. Объекты зарегистрированы отдельно, вне состава сложного имущественного комплекса, в данном случае - магистрального газопровода.
По результатам проверок и проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекция пришла к выводу о том, что спорные объекты Общества относятся к шестой группе по коду ОКОФ 12 4527384 - "Сеть газовая распределительная", согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в период до 01.01.2013) установлено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнен пункт 3 статьи 380 НК РФ, согласно которому, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень). В Перечне приведены наименование имущества, соответствующий ему код ОКОФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты (основные средства):
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1 - Тюменская ТЭЦ-1, протяженностью 8 296 м, расположенного по адресу: г. Тюмень, Ленинский район, ул. Одесская, ГП-1, с присвоением согласно инвентарной карточке N 10 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.04.2012 72НМ N 188893;
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1 - Тюменская ТЭЦ-1, протяженностью 15 995 м, расположенный по адресу: г. Тюмень, Ленинский район, ул. Одесская, ГП-3, с присвоением согласно инвентарной карточке N 52 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.04.2012 72НМ N 188892; - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-3 "Богандинская"-ГГРП п. Киево, протяженностью 9 300 м, расположенного по адресу: Тюменский район, Ялуторовский район, с присвоением согласно инвентарной карточке N 51 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16.07.2004 72НЕ N 057365;
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1 "Тобольская"-ДУ 100 (ОАО "Золотая рожь"), общей протяженностью 16 600 м, расположенный по адресу: г. Тобольск и Тобольский район, с присвоением согласно инвентарной карточке N 30002 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.05.2005 72 НЕ N 121360;
- - газопровод высокого давления из стальных труб "Зверосовхоз" Тобольский, протяженностью 4 220,8 м, расположенный по адресу: Тобольский район, пос. Прииртышский, с присвоением согласно инвентарной карточке N 54 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 01.06.2012 72НМ N 197663;
- - газопровод-отвод с местом врезки на ПК 883,5 магистрального газопровода "Уренгой- Сургут-Челябинск", протяженностью 3 600 м, расположенный по адресу: п. Салым, Нефтеюганского района ХМАО, с присвоением согласно инвентарной карточке кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.06.2013 86АБ N 646078;
- - газопровод из стальных труб БСИ-1, протяженностью 391,1 м, расположенный по адресу: Тобольский район, с присвоением согласно инвентарной карточке б/н кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов", свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.03.2007 72НК N 521880;
- - газопровод ДУ 100 мм ГК N 1 - ГРП "Сибирячка", протяженностью 2 230 м, расположенного по адресу: г. Тобольск, с присвоением согласно инвентарной карточке N 30004 кода ОКОФ 12 4526525 "Отвод от магистральных трубопроводов; свидетельство о государственной регистрации права собственности от 05.06.2012 72НМ N 206288.
В соответствии с Перечнем, отвод от магистральных трубопроводов прямо относится к таким трубопроводам. Так, согласно примечанию к Перечню отводом от магистральных трубопроводов является газопровод-отвод надземный, наземный, подземный, подводный с лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, соответствие рассматриваемых объектов содержанию понятия "отвод от магистральных газопроводов" подтверждается отраслевыми нормативно-техническими актами, которые, подлежат применению в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, а именно:
1. СТО Газпром РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения":
- - пункт 3.6.13 Газопровод-отвод - газопровод, предназначенный для подачи газа от магистральных распределительных или базовых газопроводов к городам, населенным пунктам и отдельным крупным потребителям;
- - пункт 3.6.11 Газопровод магистральный распределительный - газопровод для подачи газа из магистральных газопроводов в отводы или к отдельным потребителям;
- 2. СТО Газпром 2.3.5-051-2006 "Нормы технологического проектирования магистральных газопроводов":
- пункт 3.5 Газопровод-отвод - газопровод, предназначенный для подачи газа от распределительных или магистральных газопроводов до газораспределительных станций городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
3. СТО Газпром 2.3.5-454-2010 "Правила эксплуатации магистральных газопроводов":
- пункт 3.11 Газопровод-отвод - газопровод, предназначенный для подачи газа от распределительных или магистральных газопроводов до газораспределительных станций городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
4. СТО Газпром 2-2.3-116-2007 "Инструкция по технологии производства работ на газопроводах врезкой под давлением": - пункт 3.1.7 Газопровод-отвод - газопровод, подключенный к магистральному газопроводу для подачи газа потребителю (промышленным предприятиям, сельским районам и поселкам, газораспределительным и радиорелейным станциям и проч.).
5. Методические рекомендации по определению и обоснованию технологических потерь природного газа при транспортировке магистральным трубопроводным транспортом, утвержденные Министерством энергетики России 09.07.2012:
- раздел 2 Отвод от газопровода магистрального - часть газопровода магистрального, предназначенная для подачи газа от газопроводов магистральных до газораспределительных станций городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.
Помимо свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 107-115 том 4) в материалах дела имеются также следующие документы, подтверждающие обоснованность включения спорных объектов в состав льготируемого имущества: кадастровые и технические паспорта сооружений; инвентарные карточки, акты приема-передачи объектов системы газоснабжения; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, распоряжения; проектная документация; иные документы, подтверждающие правомерность применения налоговой льготы.
Кроме того, в материалах дела имеются доказательства того, что спорное имущество является отводами от магистральных газопроводов, а именно: заключение эксперта ФГБОУВПО "ТюмГНГУ" от 07.12.2011 N 03-2564 (л.д. 51-65 том 2); заключение ОАО "Институт "Нефтегазпроект" от 02.03.2012 N 01/764 (л.д. 79-80 том 3); заключение квалификационной экспертизы ООО "ТюменНИИгипрогаз" от 07.03.2012 N 68/1498-09 (л.д. 69-70 том 2); заключение эксперта ООО "ТюменьПроектЭкспертиза" от 18.07.2012 N 91 (л.д. 73-99 том 2); заключение экспертизы промышленной безопасности ООО "ЭКСО-ТЭК" от 19.07.2012 N 57-ИД-04020-2012, утвержденное Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, (л.д. 108-114 том 2); заключение ООО "Газпром трансгаз Сургут" о наружных газопроводах от 28.03.2012 N 02-19-2005-02 (л.д. 66 том 2).
Согласно выводам экспертов, сделанных по результатам оценки представленных документов и нормативной документации и отраженных в вышепоименованных заключениях, следует, что газопроводы являются газопроводами-отводами от магистральных газопроводов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией, в качестве доказательств, также было представлено заключение технической экспертизы от 15.05.2012, проведенной ЗАО НПЦ "Сибнефтегаздиагностика" (л.д. 14-23 том 6).
В связи с наличием в материалах дела противоречивости доказательств, с учетом дополнительно представленных документов и пояснений представителей сторон, в ходе судебного разбирательства на основании ходатайств сторон была проведена судебная экспертиза, которая была поручена Бачерикову Александру Сергеевичу - профессору кафедры "Транспорт углеводородных ресурсов" ФГБО УВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет".
По результатам проведения судебной экспертизы было получено заключение эксперта (л.д. 90-108 том 7), из которого установлено следующее:
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1-Тюменская ТЭЦ-1 протяженностью 8 296 м, расположенный по адресу: г. Тюмень, Ленинский район, ул. Одесская ГП-1 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.04.2012 72НМ N 188893). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006, и СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел КР12 ДУ700мм ПК0 2-я нитка к 1-ой нитке газопровода-отвода к ТЭЦ-1 является лупингом 1-й нитки газопровода отвода, предназначен для подачи газа от магистрального газопровода Уренгой - Сургут - Челябинск до отдельного потребителя, ГРП промышленного предприятия - ТЭЦ-1, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, лупингами, переходами через естественные и искусственные препятствия, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа промышленного предприятия - ТЭЦ-1;
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1 -Тюменская ТЭЦ-1 протяженностью 15995 м, расположенный по адресу: г. Тюмень, Ленинский район, ул.
- Одесская ГП-3 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 04.04.2012 72НМ N 188892) В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006, и СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел к магистральному газопроводу и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода Уренгой - Сургут - Челябинск до отдельного потребителя, ГРП промышленного предприятия - ТЭЦ-1, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, лупингами, переходами через естественные и искусственные препятствия, электрохимзащитой, линиями - сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3)) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа промышленного предприятия - ТЭЦ-1;
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-3 "Богандинская" ГГРП п.Киево, протяженностью 9300 м, расположенный по адресу: Тюменский район, Ялуторовский район (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16.07.2004 72НЕ N 057365). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006 и СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел к магистральному газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода до отдельного потребителя - ГГРП населенного пункта п. Киево, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, лупингами, переходами через естественные и искусственные препятствия (в том числе пересечение с федеральной автомобильной дорогой), электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3)) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГГРП до ввода газа потребителю п. Киево;
- - газопровод высокого давления из стальных труб, "Зверосовхоз", протяженностью 4220,8 м, расположенный по адресу: Тобольский район, пос.
- Прииртышский (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 01.06,2012 72НМ N 197663). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006 и СТО Газпром2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел и газораспределительную станцию к магистральному газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода до отдельного потребителя - ГРП "Зверосовхоз", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3)) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа потребителю "Зверосовхоз";
- - газопровод высокого давления из стальных труб, ГРС-1 "Тобольская" - У100 (ОАО "Золотая рожь") общей протяженностью 16600 м, расположенный по адресу:
- г. Тобольск и Тобольский район (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.05.2005 72НЕ N 121360). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006, и СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел и газораспределительную станцию к магистральному газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода до отдельного потребителя - ГРП ОАО "Золотая рожь", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3)) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа потребителю ОАО "Золотая рожь";
- - газопровод из стальных труб БСИ-1, протяженностью 391,1 м, расположенный по адресу: Тобольский район (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.03.2007 72НК N 521880). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006, и СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел и газораспределительную станцию к магистральному газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода до отдельного потребителя ГРП - БСИ-1, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение N 3)). Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа потребителю БСИ-1.
- газопровод ДУ100 мм ГК N 1 - ГРП "Сибирячка" протяженностью 1832.2 м, расположенный по адресу: г. Тобольск (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 05.06.2012 72НМ N 206288). В соответствии с СТО Газпром 2-3.5-051-2006, и)СТО Газпром 2-2.3-116-2007 является газопроводом-отводом, так как подключен через крановый узел и газораспределительную станцию к магистральному газопроводу Уренгой - Сургут - Челябинск и предназначен для подачи газа от магистрального газопровода до отдельного потребителя ГРП - ОАО "Сибирячка", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 является газопроводом-отводом с запорной арматурой, вдольтрассовыми проездами, тройниками (в соответствии со схемой газопровода-отвода (приложение 3)) как неотъемлемой частью газопровода-отвода. Исследуемый газопровод не является газопроводом газораспределительной сети, так как в соответствии со СНиП 42-01-2002 данный газопровод проложен не от источника ГРП до ввода газа потребителю ОАО "Сибирячка".
Таким образом, с учетом анализа материалов, свидетельств, паспортов и прочих документов, экспертом были сделаны выводы, из которых следует, что: исследуемые объекты являются газопроводами, подключенными к магистральным газопроводам, и поставляющим газ потребителю (промышленным предприятиям, сельским районам и поселкам, газораспределительным станциям); в конечных пунктах исследуемых газопроводов имеется наличие ГРП, ГГРП, то есть точка подключения к газораспределительной сети; исследуемые газопроводы проходят от магистрального газопровода до точки подключения в газораспределительную сеть.
Кроме того, эксперт указал, что исследуемые газопроводы в исполнительной, эксплуатационной документации значатся как газопроводы - отводы, а значит, и эксплуатируются в соответствии с правилами и инструкциями по эксплуатации газопроводов-отводов с момента ввода в эксплуатацию.
Экспертом сделан вывод, что исследуемые газопроводы, по своей функциональной принадлежности являются газопроводами-отводами от магистрального газопровода Уренгой-Сургут-Челябинск.
Со ссылкой на перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, из заключения эксперта следует, что по проведенному исследованию поименованные газопроводы можно отнести к следующему имуществу:
- "12 4526525" - отвод от магистральных трубопроводов: газопровод-отвод надземный, наземный, подземный, подводный с лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола, электрохимзащитой, линиями и сооружениями технологической связи, средствами телемеханики, вдольтрассовыми проездами".
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта по результатам проведенной судебной экспертизы является доказательством, подлежащим оценке судом при рассмотрении конкретного дела, на основании которого судом устанавливаются фактические обстоятельства по делу.
Заключение эксперта является одним из доказательств, оцениваемых судом, и должно быть получено с соблюдением требований, предусмотренных статьями 82 - 87 АПК РФ.
В ходе проведенной судебной экспертизы по делу, эксперт в соответствии с требованиями процессуального законодательства был предупрежден об уголовной ответственности. Основания усомниться в сделанных им выводах у суда отсутствовали. Выводы эксперта достаточно мотивированы ссылками на источники используемых данных.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для сомнений в достоверности заключения эксперта.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что с рассматриваемые газопроводы представляют собой отводы от магистрального газопровода, не являются газопроводами газораспределительной сети и предназначены для подачи газа от магистрального газопровода до отдельных потребителей.
В связи с чем, доводы Инспекции о том, что соответствующие участки спорного имущества (объектов) врезаны в магистральные газопроводы и по своим техническим характеристикам соответствуют предъявленным техническим характеристикам к ответвлениям от магистральных трубопроводов (СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы"), судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку позиция Инспекции основана на неверном понимании функционального назначения отводов от магистральных газопроводов в процессе транспортировки газа.
Технической документацией на спорные объекты, поименованных выше, подтверждается принадлежность и технологическая связь таких объектов с магистральным газопроводом.
Исходя из буквального содержания пункта 11 статьи 381 НК РФ, а также Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, льгота распространяется на различные виды имущества, которые в системной взаимосвязи обеспечивают сложный процесс транспортировки газа, в связи с чем, довод налогового органа о самостоятельной регистрации спорных объектов, вне состава сложного имущественного комплекса (магистрального газопровода), обоснованно оценен судом, как несостоятельный.
Как верно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не содержит требования о том, что магистральные газопроводы и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, должны регистрироваться как единый сложный объект, при этом спорные газопроводы-отводы сами по себе являются сложными технологическими объектами, представляющими собой самостоятельные объекты недвижимости, подлежащие государственной регистрации.
Таким образом, Общество правомерно после окончания строительных работ и получения необходимой разрешительной документации зарегистрировало право собственности на данное имущество.
Следовательно, юридическая неделимость единой системы газоснабжения, то есть обязательная принадлежность всех ее элементов одному субъекту, фактически является невозможной в силу сложившихся на настоящий момент отношений по газоснабжению. Участки магистрального газопровода (отводы газопроводов, газопроводы-вводы) в ряде случаев принадлежат организациям, независимым от единственного собственника единой системы газоснабжения.
Отклоняется судом апелляционной инстанции довод налогового органа о том, что спорное имущество не может быть отнесено к магистральным трубопроводам, так как имеет давление ниже 1,2 МПа.
СНиП 3.05.02-88 не содержит классификации газопроводов по максимальному рабочему давлению, диаметру, материалу используемых труб либо иным признакам.
Однако в пункте 9.8 СНиП 3.05.02-88 приведены нормы испытаний газопроводов, в том числе для газопроводов высокого давления свыше 0,6 МПа до 1,6 МПа для сжиженных газов (пункты 5 и 16).
В пункте 4.3 СНиП 42-01-2002, принятых взамен СНиП 3.05.02-88, приведена классификация газопроводов по давлению, которую использует в своих решениях и налоговый орган:




















В пункте 4.3 СП 62.13330.2011, принятых вместо СНиП 42-01-2002, приведена аналогичная классификация газопроводов по рабочему давлению транспортируемого газа, в соответствии с которой распределительным газопроводам I категории высокого давления для транспортировки СУГ также соответствует рабочее давление до 1.6 МПа.
Однако в пункте 4.4 СП 62.13330.2011 приведены предельные значения давления газа во внутренних газопроводах, и для зданий, в которых расположены газотурбинные и парогазовые установки, предельное давление газа составляет 2,5 МПа.
СНиП 2.05.06-85 распространяются на магистральные газопроводы любого диаметра с избыточным давлением среды от 1,2 МПа до 10 МПа (для СУГ - не свыше 1.6 МПа).
Согласно пункту 2.1 СНиП 2.05.06-85 магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
- I - при рабочем давлении свыше 2,5 до 10,0 МПа включительно;
- II - при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа включительно.
Область действия СП 36.13330.2012, принятого вместо СНиП 2.05.06-85, а также Правил безопасности в газовом хозяйстве ПБ 12-368-00, совпадает с областью действия СНиП 2.05.06-85, и распространяется на магистральные газопроводы любого диаметра с избыточным давлением среды от 1,2 МПа до 10 МПа (для СУГ - не свыше 1.6 МПа).
Правила безопасности для объектов, использующих СУГ, принятые вместо Правил ПБ 12-368-00, на которые также ссылается налоговый орган в обоснование своих требований, устанавливают требования промышленной безопасности к оценке соответствия вновь построенных и реконструируемых объектов хранения, транспортирования и использования СУГ избыточным давлением не более 1,6 МПа, используемых в качестве топлива, а также к эксплуатации объектов СУГ.
Из анализа приведенных положений нормативно-технических документов следует, что давление в пределах от 1,2 МПа до 1,6 МПа может относиться как к распределительным, так и к магистральным газопроводам. Значит, максимальное рабочее давление не является критерием, позволяющим однозначно отнести газопровод к какой-либо группе имущества.
Таким образом, вывод налогового органа, положенный в основу доказательственной базы, о том, что давление 1,2 МПа соответствует исключительно распределительному газопроводу, противоречит перечисленным нормам и правилам.
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что спорные объекты являются как по документальному, так и функциональному назначению газопроводами-отводами от магистрального трубопровода (код по ОКОФ 12 4526525), в отношении которых действующим законодательством о налогах и сборах прямо предусмотрено право на применение специальной ставки по налогу на имущество.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, верно, указал, что Обществом соблюдены все условия для применения налоговой ставки 0,4%, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования заявителя.
В целом, доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства о налогах и сборах, повторяют доводы, изложенные в оспариваемых решениях Инспекции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (ред. от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину, в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2015 по делу N А70-8164/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)