Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 31.12.2014 N Ф05-15390/2014 ПО ДЕЛУ N А40-69979/14

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. по делу N А40-69979/14


Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 31 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей Егоровой Т.А., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Спиридонов В.В. по дов. N 11 от 17.06.2014
от ответчика: Квасова И.А. по дов. от 10.10.2014 N 06-17/01489ви
рассмотрев 25 декабря 2014 в судебном заседании кассационную жалобу
УФНС России по Московской области
на решение от 15.07.2014
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Шевелевой Л.А.,
на постановление от 29.09.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями В.Я. Голобородько, Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаевым,
по заявлению ООО "Пирит" (ОГРН 1087746735230, ИНН 7726597990)
к УФНС России по Московской области (ИНН 7727270387)
третье лицо: МИФНС N 16 по Московской области (ИНН 5050000012)
о признании частично недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Пирит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.07.2013 N 09/2174.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2014 требование общество удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 решение суда от 15.07.2014 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, постановление судов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, и обществу отказать в удовлетворении требования.
В жалобе налоговый орган указывает, что общество является коммерческой организацией, спорные земельные участки использует в коммерческих целях, тогда как законодательство допускает использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента, только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного хозяйства (строительства) в установленном порядке гражданам или дачным некоммерческим организациям граждан.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считая судебные акты соответствующими действующему законодательству.
Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, поданной ООО "Пирит" в налоговый орган 30.01.2013.
По итогам проверки инспекцией составлен акт N 09/1852 и вынесено решение от 10.07.2013 N 09/2174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 183 184 руб. 60 коп., начислены пени в размере 248 091 руб. 30 коп., доначислен земельный налог в размере 3 867 549 руб.
Общество не согласилось с выводами инспекции, представленными в указанном решении и обжаловало их в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ путем подачи апелляционной жалобы в УФНС России по Московской области (далее - Управление).
Управление по результатам рассмотрения доводов, изложенных в апелляционной жалобе, вынесло решение от 13.12.2013 N 07-12/74612, которым отменило решение инспекции от 10.07.2013 N 09/2174 и приняло новое решение.
Решением Управления общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 183 184 руб. 60 коп. по земельному налогу за 2012 год. Кроме того, обществу доначислен земельный налог за 2012 год в размере 3 867 549 руб., пени в сумме 388 764 руб. 54 коп.
Общество, посчитав свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Удовлетворяя требования общества, суды, руководствуясь статьями 387, 394 НК РФ, Информационным письмом Управления Росрегистрации по Московской области и Управления Роснедвижимости по Московской области от 30.10.2006 N 4, для целей внесения в государственный земельный кадастр в порядке, установленном Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", исходили из того, что спорные земельные участки подлежат обложению по ставке 0,3% ввиду того, что они приобретены (предоставлены) для дачного строительства и заявитель в проверяемом периоде занимался дачным строительством. Суды указали, что правовой режим земельного участка не зависит от организационно правовой формы его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает необходимым отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе обществу в удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами неправильно применены нормы материального права.
Как установлено судами, основанием для доначисления налога явилось занижение обществом налоговой ставки.
Установлено, что заявитель является собственником 297 земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области. Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства.
При этом пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области N 4/3 от 18.04.2012 "О земельном налоге" на 2012 год установлена ставка земельного налога в размере 0,3 процента - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, также и для дачного строительства.
Общество применяло налоговую ставку в размере 0,3 процента.
Судебные инстанции признали применение указанной ставки обоснованным, поскольку земельный участок относится к категории "земли для сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешенного использования "для дачного строительства", что подтверждено данными государственного кадастрового учета. Суды учли, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Довод налогового органа о том, что ставка земельного налога, не превышающая 0,3%, может применяться только в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных), в том числе для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) признается некоммерческая организация, а заявитель к таким субъектам не относится, противоречит буквальному смыслу п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ, поскольку данной нормой установлено: ставка, не превышающая 0,3% применяется в отношении земельных участков: приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, суд кассационной инстанции признает обоснованным.
При рассмотрении спора суды не учли следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
Термин "дачное хозяйство" используется в Федеральном законе N 66-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Кроме того, в указанной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, на дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Для применения пониженной налоговой ставки значение имеет факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства", поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Аналогичная позиция содержится в Решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства).
Следовательно, вывод налогового органа об отсутствии у Общества оснований для применения пониженной налоговой ставки является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу N А40-69979/14 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Пирит" отказать в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 13.12.2013 N 07-12/74612.
Взыскать с ООО "Пирит" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий судья
М.К.АНТОНОВА

Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)