Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2015 N Ф09-1933/15 ПО ДЕЛУ N А60-30653/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. N Ф09-1933/15

Дело N А60-30653/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (далее - общество, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Камалов Д.Р. (доверенность от 12.01.2015 N 1).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата, ответчик) о признании кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных в здании по адресу г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109: площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 равной его рыночной стоимости в размере 15 115 198 руб.; площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808, равной его рыночной стоимости в размере 7 619 811 руб.; площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809, равной его рыночной стоимости в размере 2 341 010 руб.; площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131, равной его рыночной стоимости в размере 24 168 368 руб.; площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813, равной его рыночной стоимости в размере 149 326 руб.; площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810, равной его рыночной стоимости в размере 11 674 616 руб.; площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130, равной его рыночной стоимости в размере 1 321 885 руб.; площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812, равной его рыночной стоимости в размере 1 057 505 руб.; площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814, равной его рыночной стоимости в размере 1 343 204 руб.; площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133, равной его рыночной стоимости в размере 477 585 руб.; площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128, равной его рыночной стоимости в размере 622 562 руб.; площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129, равной его рыночной стоимости в размере 1 833 579 руб.; площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126, равной его рыночной стоимости в размере 20 756 141 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области.
Решением суда от 07.11.2014 (судья Ефимов Д.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Панькова Г.Л., Гладких Е.О., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости"), ст. 24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), неприменение Закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и ст. 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в ст. 3 Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.06.2011 N 913, от 15.12.2011 N 1256/11 от 25.06.2013 N 10761/11. Истец полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов капитального строительства их рыночной стоимости, в доказательство чего им в материалы дела представлен отчет оценщика, согласно которому рыночная стоимость объектов капитального строительства значительно ниже кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109.
В соответствии со ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 N 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области" в отношении принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости по состоянию на 05.07.2012 установлена следующая кадастровая стоимость: помещение площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 46 058 649,8 руб.; помещение площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 16 795 940,3 руб.; помещение площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809 - 42 66 992,7 руб.; помещение площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 65 543 805,9 руб.; помещение площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 1 204 706,5 руб.; помещение площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 33 856 138,8 руб.; помещение площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 2 409 413 руб.; помещение площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 927 530,4 руб.; помещение площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 2 448 274,5 руб.; помещение площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 870 497,6 руб.; помещение площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 1 134 755,8 руб.; помещение площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 3 342 089 руб.; помещение площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 55 657 440,3 руб.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в результате чего нарушаются права истца как плательщика налога на имущество организаций, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд с соответствующим иском.
Обществом в материалы дела представлен "Отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных в строении литеры А по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109" N 6639007339-2014-190 (8592), подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр экспертиз".
Согласно данному отчету рыночная стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости: данного здания по состоянию на 05.07.2012 составляет: помещение площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 15 115 198 руб.; помещение площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 7 619 811 руб.; помещение площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809 - 2 341 010 руб.; помещение площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 24 168 368 руб.; помещение площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 149 326 руб.; помещение площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 11 674 616 руб.; помещение площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 1 321 885 руб.; помещение площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 057 505 руб.; помещение площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 1 343 204 руб.; помещение площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 477 585 руб.; помещение площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 622 562 руб.; помещение площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 1 833 579 руб.; помещение площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 20 756 141 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о недоказанности истцом нарушения его прав установлением кадастровой стоимости имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованными являются лица, чьи права и (или) охраняемые законом интересы нарушены или могут быть нарушены в результате совершения действий (бездействия) участников гражданских, публичных правоотношений.
В силу ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с указанным Законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (ч. 5 ст. 4 названного Закона).
Пунктом 11, 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса. Особенности определения налоговой базы таких объектов могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по налогу на имущество согласно п. 2 ст. 375 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение прав общества как собственника этих помещений и плательщика налога на имущество.
Однако в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных помещений.
Поскольку кадастровая стоимость применяется не только для целей налогообложения но и для иных целей, наличие в ГКН записи о стоимости, не соответствующей рыночной, противоречит интересам общества как собственника имущества, может привести к нарушению его имущественных прав, поэтому истец является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости спорных помещений в размере их рыночной стоимости и вправе обратиться в арбитражный суд за судебной защитой способом. предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, отметив, что п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории субъектов Российской Федерации принятием соответствующего закона субъекта Российской Федерации, пришли к выводу о том, что поскольку на территории Свердловской области не принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем установление кадастровой стоимости имущества в размере, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 N 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области", не нарушает законных прав и охраняемых законом интересов истца.
При этом судами не учтено следующее.
В силу п. 4 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
На момент рассмотрения дела в апелляционном суде Законом Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и ст. 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в ст. 3 Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" от 24.11.2014 N 100-ОЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2015, Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" дополнен ст. 1-1 об особенностях определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. м, и помещения в них; 2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
При таких обстоятельствах вышеназванный вывод судов нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, и то, что суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора не применил закон, подлежащий применению и, в нарушение ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного спора по существу не исследованы и не оценены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, применить нормы, подлежащие применению и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)