Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области на решение от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-13167/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Промышленная, 5, 1, 7, ОГРН 1024201755610, ИНН 4220002794) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 35, ОГРН 1114217002833, ИНН4217424242) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Костенко А.А. по доверенности от 02.07.2014.
Суд
установил:
Открытое акционерное общество "Новокузнецкое ГАТП" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 09.07.2013 N 1270 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления Обществу недоимки по земельному налогу в размере 738 960,71 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Считая указанные судебные акты незаконными, Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе требований Общества. По мнению налогового органа, новая кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику земельных участков, установленная решением арбитражного суда, подлежит применению со следующего налогового периода, а не с момента вступления этого решения в законную силу.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, о чем составлен акт и принято решение от 09.07.2013 N 1270, оставленное без изменения вышестоящим налоговым органом, о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 139 527,80 рублей.
Указанным решением Обществу начислена пеня за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 57 243,66 рублей и предложено уплатить недоимку по данному налогу в сумме 848 639 рублей.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы.
Согласно данным налоговой декларации Общества за 2012 год налоговая база по земельным участкам (с учетом доли в праве) с кадастровыми номерами 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 составляет 5 682 885 рублей, 232 121 рубль, 14 708 532 рубля, соответственно.
Налоговым органом установлено, что кадастровая стоимость в 2012 году земельных участков 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 по данным, представленным ФГБУ "ФКП Росреестр" по Кемеровской области, составляет 85 580 446 рублей, 471 791 рубль и 246 698 840 рублей, соответственно. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 388, 391, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 06.11.2012 N 7701/12, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о неправомерном доначислении налогоплательщику земельного налога без учета изменений кадастровой стоимости, установленной по решению Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 по делу N А27-15907/2011.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из обстоятельств, установленных по делу, и следующих норм материального права.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как указано выше, кадастровая стоимость на 01.01.2012 земельных участков 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 по данным, представленным ФГБУ "ФКП Росреестр" по Кемеровской области, составляла 85 580 446 рублей, 471 791 рубль и 246 698 840 рублей, соответственно.
Полагая, что указанный размер кадастровой стоимости земельных участков является завышенным, Общество обратилось в арбитражный суд для установления рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 по делу N А27-15907/2011 установлена кадастровая стоимость (равная рыночной) земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:659, что, соответственно, составило 9 815 000 рубля и 21 694 000 рубля.
Исходя из этих обстоятельств, принимая во внимание положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали правильным расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, 520, по периоду до вступления решения суда по делу N А27-15907/2011 в законную силу и последующее исчисление налога от кадастровой стоимости, установленной данным решением суда.
При этом суды обоснованно отметили, что отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог из новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном доначислении налогоплательщику земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что установленная вступившим в законную решением суда от 20.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь со следующего налогового периода, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм права.
С учетом взаимосвязанных положений норм части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогоплательщика препятствий, начиная со дня вступления в законную силу вышеуказанного решения суда от 20.01.2012 исчислять налог исходя из установленной этим решением кадастровой стоимости земельного участка (равной рыночной).
Иное толкование нарушает справедливый баланс частных и публичных интересов.
Ссылка Инспекции на невозможность применения правового подхода, изложенного в вышеуказанных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 06.11.2012 N 7701/12, была предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонена, поскольку, как правильно указал суд, в данных постановлениях сформулирован общий подход к определению налогооблагаемой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, а равно главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13167/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА
Судьи
А.А.БУРОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А27-13167/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А27-13167/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области на решение от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А27-13167/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие" (649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Промышленная, 5, 1, 7, ОГРН 1024201755610, ИНН 4220002794) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 35, ОГРН 1114217002833, ИНН4217424242) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) в заседании участвовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Костенко А.А. по доверенности от 02.07.2014.
Суд
установил:
Открытое акционерное общество "Новокузнецкое ГАТП" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 09.07.2013 N 1270 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления Обществу недоимки по земельному налогу в размере 738 960,71 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Считая указанные судебные акты незаконными, Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе требований Общества. По мнению налогового органа, новая кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику земельных участков, установленная решением арбитражного суда, подлежит применению со следующего налогового периода, а не с момента вступления этого решения в законную силу.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, о чем составлен акт и принято решение от 09.07.2013 N 1270, оставленное без изменения вышестоящим налоговым органом, о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 139 527,80 рублей.
Указанным решением Обществу начислена пеня за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 57 243,66 рублей и предложено уплатить недоимку по данному налогу в сумме 848 639 рублей.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы.
Согласно данным налоговой декларации Общества за 2012 год налоговая база по земельным участкам (с учетом доли в праве) с кадастровыми номерами 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 составляет 5 682 885 рублей, 232 121 рубль, 14 708 532 рубля, соответственно.
Налоговым органом установлено, что кадастровая стоимость в 2012 году земельных участков 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 по данным, представленным ФГБУ "ФКП Росреестр" по Кемеровской области, составляет 85 580 446 рублей, 471 791 рубль и 246 698 840 рублей, соответственно. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления земельного налога.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 388, 391, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 06.11.2012 N 7701/12, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о неправомерном доначислении налогоплательщику земельного налога без учета изменений кадастровой стоимости, установленной по решению Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 по делу N А27-15907/2011.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из обстоятельств, установленных по делу, и следующих норм материального права.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как указано выше, кадастровая стоимость на 01.01.2012 земельных участков 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:191, 42:30:0210071:659 по данным, представленным ФГБУ "ФКП Росреестр" по Кемеровской области, составляла 85 580 446 рублей, 471 791 рубль и 246 698 840 рублей, соответственно.
Полагая, что указанный размер кадастровой стоимости земельных участков является завышенным, Общество обратилось в арбитражный суд для установления рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2012 по делу N А27-15907/2011 установлена кадастровая стоимость (равная рыночной) земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0210071:190, 42:30:0210071:659, что, соответственно, составило 9 815 000 рубля и 21 694 000 рубля.
Исходя из этих обстоятельств, принимая во внимание положения пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали правильным расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, 520, по периоду до вступления решения суда по делу N А27-15907/2011 в законную силу и последующее исчисление налога от кадастровой стоимости, установленной данным решением суда.
При этом суды обоснованно отметили, что отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог из новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном доначислении налогоплательщику земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что установленная вступившим в законную решением суда от 20.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению лишь со следующего налогового периода, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм права.
С учетом взаимосвязанных положений норм части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогоплательщика препятствий, начиная со дня вступления в законную силу вышеуказанного решения суда от 20.01.2012 исчислять налог исходя из установленной этим решением кадастровой стоимости земельного участка (равной рыночной).
Иное толкование нарушает справедливый баланс частных и публичных интересов.
Ссылка Инспекции на невозможность применения правового подхода, изложенного в вышеуказанных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, от 06.11.2012 N 7701/12, была предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонена, поскольку, как правильно указал суд, в данных постановлениях сформулирован общий подход к определению налогооблагаемой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, а равно главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13167/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ПЕРМИНОВА
Судьи
А.А.БУРОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)