Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: В связи с неуплатой земельного и транспортного налогов в добровольном порядке налогоплательщику на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом направлено требование об уплате указанных налогов и пеней. В последующем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который ввиду поступления возражений налогоплательщика отменен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Махамбетова Н.Ж.
Докладчик Разуваева А.Л.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Разуваевой А.Л., Никитиной Г.Н.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 июля 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г., которым постановлено иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска к Ш. о взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налога за 2012 год, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Ш. в доходную часть бюджета задолженность по уплате земельного налога за 2012 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., задолженность по уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать с Ш. государственную пошлину в сумме 3 352,18 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., возражения представителя ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска Х., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в суд с иском к Ш. о взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налога и пени.
В обоснование исковых требований указано, что ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась к мировому судье 5 судебного участка Дзержинского района г. Новосибирска с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании транспортного налога, земельного налога с Ш.
Мировым судьей вынесен судебный приказ, который впоследствии определением от 10.11.2014 отменен.
Согласно полученным сведениям, представленных органами ГИБДД в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, Ш. ИНН N, является собственником транспортного средства:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 362 НК РФ и ст. 2.2 Закона Новосибирской области N 142-ОЗ от 16.10.2003 г. "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (далее - Закона), Инспекцией на основании вышеуказанных сведений рассчитан налог за 2012 год.
Согласно данных, представленных в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, органами, регистрирующими право на имущество физических лиц, налогоплательщик, имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу:
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>.
Руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса РФ, Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление N 207791. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, приведен в прилагаемом налоговом уведомлении.
На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 10453 по состоянию на 30.11.2013.
На момент обращения с иском транспортный, земельный налоги не оплачены.
- Истец просил взыскать с Ш. задолженность по транспортному налогу, задолженность по земельному налогу в сумме транспортный налог за 2011 год: налогов (сборов) <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2012 год: - <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., всего в сумме: <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Ш.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г. и постановлении нового решения.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что истцом не представлено бесспорных доказательств подтверждающих направление ответчику, а также получение ответчиком уведомления об исчислении земельного и транспортного налога за 2012 год, в связи с чем, доводы истца о наступлении у Ш. обязанности по уплате указанных налогов, противоречат требованиям ст. 57 Налогового кодекса РФ и не соответствуют фактическим обстоятельствам. Истцом не соблюден установленный налоговым законодательством порядок досудебного урегулирования спора. Судом указанные обстоятельства во внимание не приняты, выводы суда не основаны на доказательствах
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно решению Новосибирского городского Совета депутатов от 25.10.2005 N 105 "О положении о земельном налоге на территории города Новосибирска", устанавливается соответствующая ставка налога исходя из инвентаризационной стоимости участка.
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш. на праве собственности принадлежат указанные выше земельные участки и транспортные средства.
Также судом достоверно установлено, что Ш. не выполнил свои обязательства налогоплательщика, не уплатив транспортный налог за 2012 год в сумме <данные изъяты> руб. и земельный налог за 2012 в сумме <данные изъяты> руб.
Инспекцией в адрес налогоплательщика в мае 2013 года направлено налоговое уведомление.
В связи с неуплатой налога в добровольном порядке, на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику в декабре 2013 года направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.11.2013.
В последующем налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, которым 19.03.2014 выдан судебный приказ.
Ввиду поступления возражений определением мирового судьи 5 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 10.11.2014 отменен судебный приказ от 19.03.2014 о взыскании с Ш. задолженности по транспортному, земельному налогу, пени.
В силу изложенных обстоятельств, в срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган обратился с настоящим иском в суд.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Исходя из представленного ответчиком расчета, суд первой инстанции, пришел к выводу о взыскании с Ш. задолженности по уплате земельного налога за 2012 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт не исполнения Ш. обязанностей по уплате транспортного и земельного налогов в установленный законом срок.
При этом судом принято во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога, в том числе требования к уведомлению налогоплательщика о наличии налоговой задолженности и направлению требования о погашении задолженности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.2010 N 468-О-О указал, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
С учетом того, что факт направления налоговым органом, как налогового уведомления, так и налогового требования подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (копии реестров почтовых отправлений от 17.05.2013 и 18.12.2013, л.д. 10, 12), судебная коллегия считает установленным факт получения ответчиком указанных документов на шестой день после направления. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного Ш. не представлено.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, поэтому приведенные апеллянтом доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Н.ПЕТРУНИНА
Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
Г.Н.НИКИТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5911/2015
Требование: О взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налогов, пеней.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: В связи с неуплатой земельного и транспортного налогов в добровольном порядке налогоплательщику на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом направлено требование об уплате указанных налогов и пеней. В последующем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который ввиду поступления возражений налогоплательщика отменен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. по делу N 33-5911-2015
Судья Махамбетова Н.Ж.
Докладчик Разуваева А.Л.
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Разуваевой А.Л., Никитиной Г.Н.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 июля 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г., которым постановлено иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска к Ш. о взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налога за 2012 год, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Ш. в доходную часть бюджета задолженность по уплате земельного налога за 2012 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб., задолженность по уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать с Ш. государственную пошлину в сумме 3 352,18 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., возражения представителя ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска Х., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в суд с иском к Ш. о взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налога и пени.
В обоснование исковых требований указано, что ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась к мировому судье 5 судебного участка Дзержинского района г. Новосибирска с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании транспортного налога, земельного налога с Ш.
Мировым судьей вынесен судебный приказ, который впоследствии определением от 10.11.2014 отменен.
Согласно полученным сведениям, представленных органами ГИБДД в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, Ш. ИНН N, является собственником транспортного средства:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 362 НК РФ и ст. 2.2 Закона Новосибирской области N 142-ОЗ от 16.10.2003 г. "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (далее - Закона), Инспекцией на основании вышеуказанных сведений рассчитан налог за 2012 год.
Согласно данных, представленных в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, органами, регистрирующими право на имущество физических лиц, налогоплательщик, имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу:
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>;
- - <адрес>.
Руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса РФ, Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление N 207791. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, приведен в прилагаемом налоговом уведомлении.
На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 10453 по состоянию на 30.11.2013.
На момент обращения с иском транспортный, земельный налоги не оплачены.
- Истец просил взыскать с Ш. задолженность по транспортному налогу, задолженность по земельному налогу в сумме транспортный налог за 2011 год: налогов (сборов) <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2012 год: - <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., всего в сумме: <данные изъяты>.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Ш.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г. и постановлении нового решения.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что истцом не представлено бесспорных доказательств подтверждающих направление ответчику, а также получение ответчиком уведомления об исчислении земельного и транспортного налога за 2012 год, в связи с чем, доводы истца о наступлении у Ш. обязанности по уплате указанных налогов, противоречат требованиям ст. 57 Налогового кодекса РФ и не соответствуют фактическим обстоятельствам. Истцом не соблюден установленный налоговым законодательством порядок досудебного урегулирования спора. Судом указанные обстоятельства во внимание не приняты, выводы суда не основаны на доказательствах
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно решению Новосибирского городского Совета депутатов от 25.10.2005 N 105 "О положении о земельном налоге на территории города Новосибирска", устанавливается соответствующая ставка налога исходя из инвентаризационной стоимости участка.
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ, уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш. на праве собственности принадлежат указанные выше земельные участки и транспортные средства.
Также судом достоверно установлено, что Ш. не выполнил свои обязательства налогоплательщика, не уплатив транспортный налог за 2012 год в сумме <данные изъяты> руб. и земельный налог за 2012 в сумме <данные изъяты> руб.
Инспекцией в адрес налогоплательщика в мае 2013 года направлено налоговое уведомление.
В связи с неуплатой налога в добровольном порядке, на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику в декабре 2013 года направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.11.2013.
В последующем налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье, которым 19.03.2014 выдан судебный приказ.
Ввиду поступления возражений определением мирового судьи 5 судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от 10.11.2014 отменен судебный приказ от 19.03.2014 о взыскании с Ш. задолженности по транспортному, земельному налогу, пени.
В силу изложенных обстоятельств, в срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган обратился с настоящим иском в суд.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Исходя из представленного ответчиком расчета, суд первой инстанции, пришел к выводу о взыскании с Ш. задолженности по уплате земельного налога за 2012 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по уплате транспортного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт не исполнения Ш. обязанностей по уплате транспортного и земельного налогов в установленный законом срок.
При этом судом принято во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога, в том числе требования к уведомлению налогоплательщика о наличии налоговой задолженности и направлению требования о погашении задолженности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.2010 N 468-О-О указал, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
С учетом того, что факт направления налоговым органом, как налогового уведомления, так и налогового требования подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (копии реестров почтовых отправлений от 17.05.2013 и 18.12.2013, л.д. 10, 12), судебная коллегия считает установленным факт получения ответчиком указанных документов на шестой день после направления. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного Ш. не представлено.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, поэтому приведенные апеллянтом доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Н.ПЕТРУНИНА
Судьи
А.Л.РАЗУВАЕВА
Г.Н.НИКИТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)