Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2015 N 13АП-8021/2015 ПО ДЕЛУ N А42-8595/2014

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N А42-8595/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Язынина И.В. - по доверенности от 20.05.2015
от ответчика (должника): Смирнов С.И. - по доверенности от 26.12.2014; Жогленко С.И. - по доверенности от 22.05.2015
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8021/2015) ИФНС по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2015 по делу N А42-8595/2014 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по заявлению МБДОУ - Детский сад общеразвивающего вида N 13
к ИФНС по г. Мурманску
3-е лицо: Министерство образования и науки Мурманской области
о признании недействительным в части решения от 18.08.2014 N 31961

установил:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад общеразвивающего вида N 13 (ОГРН 1025190163150, место нахождения: ул. Генералова, д. 3/20, г. Мурманск, далее - налогоплательщик, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: ул. Комсомольская, д. 4, г. Мурманск, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.08.2014 N 31961 в части доначисления налога на прибыль за 2013 год в сумме 11 850 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования и науки Мурманской области
Решением суда первой инстанции от 16.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель инспекции требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 09.07.2014 N 25049 и вынесено решение N 31961 от 18.08.2014, которым учреждению доначислен налога на прибыль в сумме 11 850 рублей. Начисление пени и привлечение к ответственности за неполную уплату налога на прибыль оспариваемым решение не осуществлялось.
Указанным решением налоговый орган установил необоснованное применение налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на прибыль за 2013 год, и доначислил налог на прибыль в размере 11 850 руб.
Апелляционная жалоба Учреждения решением Управления ФНС России по Мурманской области N 326 от 30.09.2014 оставлена без удовлетворения.
Основанием для принятия оспариваемого решения, послужил вывод налогового органа о нарушении организацией положений статьи 284.1 НК РФ в части несоответствия доходов от образовательной деятельности, установленным нормам для применения ставки 0% при исчислении налога на прибыль.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, признавая решение инспекции недействительным, исходил из правомерности применения Учреждением ставки 0% при исчислении налога на прибыль за 2013 год.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 НК РФ.
При этом согласно положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям: если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
По мнению налогового органа, заявитель не выполнил одно из условий применения ставки 0% по налогу на прибыль, а именно - доходы от образовательной деятельности Учреждения составили менее 90%.
Как установлено п. 1 ст. 284.1 НК РФ, организации, осуществляющие, в частности, образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на применение налоговой ставки 0 процентов при соблюдении условий, установленных названной статьей. Образовательной деятельностью в целях применения нулевой налоговой ставки признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 917, и включает в том числе реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), действующего с 01.09.2013, образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательной является деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона об образовании).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона об образовании дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Пунктом 2 ст. 64 Закона об образовании определено, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Учреждение является дошкольным образовательным учреждением.
В соответствии с п. 2.1 Устава учреждение создано с целью создания условий для реализации гарантированного гражданам России права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, соблюдены условия по численности и квалификации работников Учреждения, отсутствуют операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
Признавая отсутствие у учреждения права на применение ставки 0% по налогу на прибыль инспекция ссылается на неправомерное включение в состав доходов от образовательной деятельности родительской платы, вносимой за оказание услуги по присмотру и уходу за детьми.
Согласно положениям статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родительская плата - это плата, взимаемая с родителей или их законных представителей за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. Под присмотром и уходом за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Пунктом 13 "Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", утвержденного Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 установлено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В образовательной организации могут быть организованы также: группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Таким образом, нормативно-правовым актом разграничены образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми исходя из структуры образовательного учреждения (наличия групп воспитанников по направленностям).
В Учреждении сформированы группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Группы по присмотру и уходу за детьми без реализации образовательных программ не созданы.
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В пункте 1.6 указано, что Стандарт направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В п. 3.2.9 указано, что максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26. СанПиН 2.4.1.3049-13 устанавливает длительность образовательной деятельности для детей разного возраста, (пункты 11.9, 11.10, 11.11, 11.12, 11.13).
Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях образовательная деятельность неразрывно связана с содержанием и воспитанием детей. Обучение и воспитание неотделимы друг от друга, осуществляются во время пребывания (содержания) ребенка в детском саду и его непосредственной деятельности.
Образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении непрерывна.
Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации (пункт 1 части 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ). В силу требований статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольной образовательной организацией является организация, осуществляющая одновременно присмотр, уход и образовательную деятельность.
Родительская плата взимается в рамках образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, так как содержание и уход за ребенком производится в связи с реализацией Учреждением основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В качестве самостоятельного вида деятельности муниципальное дошкольное образовательное учреждение "присмотр и уход за детьми" не осуществляет.
Организация режима пребывания детей в образовательном Учреждении неразрывно связана с образовательным процессом, осуществляемым в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, и является одним из основных условий ее реализации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что средства родительской платы за содержание детей правомерно относятся Учреждением к доходам от осуществления образовательной деятельности.
В 2013 году доля дохода Учреждения от осуществления образовательной деятельности в общей сумме доходов составила 97%, в связи с чем налогоплательщиком правомерно применена ставка начало на прибыль в размере 0%.
Доводы налогового органа о неправомерном включении родительской платы в состав доходов от реализации образовательных программ, со ссылкой на положения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступившего в силу с 01.09.2013) и Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (действовавшем до 01.09.2013) апелляционный суд признает несостоятельными, поскольку указанные нормативные акты не регулируют правоотношения в области учета доходов, а также не содержат положений, позволяющих разделить доходы, получаемые дошкольными образовательными учреждениями на доходы от образовательной деятельности и доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми, при неразрывности указанной деятельности. Методика подсчета доли доходов от образовательной деятельности, с выделением платы за присмотр и уход за детьми ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ни Законом Российской Федерации "Об образовании", ни иными нормативно-правовыми актами не установлена.
Понятие родительской платы, отраженное в указанных нормативных актах, введено для установления правового регулирования ее размера.
Так же следует отметить, что до 01.09.2013, Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не содержал расшифровки понятия "присмотр и уход".
Слова "присмотр и уход" появились в статье 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 28.02.2012 N 10-ФЗ) после утверждения Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 N 2562 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором впервые было установлено, что могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Анализ положений Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 позволяет сделать вывод о том, что доход от оказания услуги по присмотру и уходу за детьми как самостоятельный вид дохода может иметь место исключительно при условии организации образовательным учреждение отдельных групп по присмотру и уходу за детьми без реализации в указанных группах образовательных программ.
В остальных случаях, разграничение дохода от реализации образовательных программ и от деятельности по присмотру за детьми, не предусмотрено действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2015 по делу N А42-8595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА

Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)