Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торгмаш" (далее - ОАО "Торгмаш", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2013 по делу N А60-31397/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ОАО "Торгмаш" - Тихомиров А.Н. (доверенность от 09.10.2013 N 47);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Явдошенко А.В. (доверенность от 10.01.2014 N 08-14/00165).
ОАО "Торгмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 22768 от 28.05.2013 в части доначисления земельного налога в размере 713 972 руб. и обязании инспекции пересчитать земельный налог согласно представленной декларации по кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земли на 01.01.2007 в сумме 1 476 120 руб.
Решением суда от 18.11.2013 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Васевой Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие вывода судов о применении постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О и постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО "Омскшина". Кроме того, заявитель указывает на отсутствие нормативного обоснования вывода судов о порядке применения кадастровой стоимости, установленной в судебном порядке.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, так как они соответствуют положениям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Налоговый орган полагает, что у заявителя нет оснований ссылаться в кассационной жалобе на акты Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку данный довод ранее обществом не был заявлен.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
По результатам проверки вынесено решение N 22767 от 28.05.2013, которым заявителю доначислен земельный налог в размере 713 972 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 809/13 от 18.07.2013 решение инспекции N 22768 от 28.05.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции N 22768 от 28.05.2013 в части доначисления земельного налога за 2009 год в размере 713 972 руб., общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование требований налогоплательщик ссылался на содержание решения суда по делу N А60-48227/2012, вступившего в законную силу 28.01.2013. Данным решением суд признал кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков, установленную по состоянию на 01.01.2007 и на 01.01.2010, равной их рыночной стоимости по состоянию на соответствующие даты. В связи с этим общество уточнило свои налоговые обязательства за 2009 год, применив кадастровую стоимость, признанную решением суда равной рыночной, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110025:23.
Налоговый орган при вынесении решения руководствовался тем, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит применению с момента вступления в законную силу судебного акта, при этом перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
При рассмотрении спора суды применили п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389, п. 1, 2 ст. 390, ст. 391, п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП).
Судами установлено, что общество является плательщиком земельного налога за указанный земельный участок за 2009 год в силу ч. 1 ст. 388, ст. 389, п. 1 ст. 393 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В п. 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Анализируя порядок применения установленной в судебном порядке рыночной стоимости, суды исходили из того, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Установление в судебном акте новой кадастровой стоимости является результатом выявления несоответствия внесенных в кадастр данных о стоимости земельного участка по состоянию на определенную дату, его рыночной стоимости.
Данные выводы соответствуют принципам, заложенным в п. 3 ст. 66 ЗК РФ, п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также в п. 1 ст. 390, п. 3, 4 ст. 391 НК РФ.
Судами установлено, что при подаче первичной декларации сумма земельного налога за 2009 год исчислена налогоплательщиком с применением кадастровой стоимости, определенной в соответствии с постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Согласно уточненной декларации сумма земельного налога за 2009 год по указанному земельному участку исчислена с применением кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной по решению суда, вступившему в законную силу 28.01.2013.
Поскольку решение инспекции основано на том, что установленная в судебном порядке кадастровая стоимость подлежит применению с момента вступления решения суда в силу, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным.
Данный вывод соответствует материалам дела, к установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
Довод заявителя жалобы, ссылающегося на неправильное применение судами постановления от 19.12.2008 N 1347-ПП является по сути иным основанием требований о признании решения инспекции недействительным. Согласно ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить предмет либо основание требований заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Следовательно, данный довод подлежит отклонению при рассмотрении кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2013 по делу N А60-31397/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торгмаш" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Торгмаш" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы расчетным документом N 9 от 15.04.2014.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2014 N Ф09-2964/14 ПО ДЕЛУ N А60-31397/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N Ф09-2964/14
Дело N А60-31397/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торгмаш" (далее - ОАО "Торгмаш", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2013 по делу N А60-31397/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ОАО "Торгмаш" - Тихомиров А.Н. (доверенность от 09.10.2013 N 47);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Явдошенко А.В. (доверенность от 10.01.2014 N 08-14/00165).
ОАО "Торгмаш" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 22768 от 28.05.2013 в части доначисления земельного налога в размере 713 972 руб. и обязании инспекции пересчитать земельный налог согласно представленной декларации по кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земли на 01.01.2007 в сумме 1 476 120 руб.
Решением суда от 18.11.2013 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Васевой Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие вывода судов о применении постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О и постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО "Омскшина". Кроме того, заявитель указывает на отсутствие нормативного обоснования вывода судов о порядке применения кадастровой стоимости, установленной в судебном порядке.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, так как они соответствуют положениям ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Налоговый орган полагает, что у заявителя нет оснований ссылаться в кассационной жалобе на акты Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку данный довод ранее обществом не был заявлен.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
По результатам проверки вынесено решение N 22767 от 28.05.2013, которым заявителю доначислен земельный налог в размере 713 972 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 809/13 от 18.07.2013 решение инспекции N 22768 от 28.05.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции N 22768 от 28.05.2013 в части доначисления земельного налога за 2009 год в размере 713 972 руб., общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование требований налогоплательщик ссылался на содержание решения суда по делу N А60-48227/2012, вступившего в законную силу 28.01.2013. Данным решением суд признал кадастровую стоимость принадлежащих заявителю земельных участков, установленную по состоянию на 01.01.2007 и на 01.01.2010, равной их рыночной стоимости по состоянию на соответствующие даты. В связи с этим общество уточнило свои налоговые обязательства за 2009 год, применив кадастровую стоимость, признанную решением суда равной рыночной, в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110025:23.
Налоговый орган при вынесении решения руководствовался тем, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит применению с момента вступления в законную силу судебного акта, при этом перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
При рассмотрении спора суды применили п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389, п. 1, 2 ст. 390, ст. 391, п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП).
Судами установлено, что общество является плательщиком земельного налога за указанный земельный участок за 2009 год в силу ч. 1 ст. 388, ст. 389, п. 1 ст. 393 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В п. 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Анализируя порядок применения установленной в судебном порядке рыночной стоимости, суды исходили из того, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Установление в судебном акте новой кадастровой стоимости является результатом выявления несоответствия внесенных в кадастр данных о стоимости земельного участка по состоянию на определенную дату, его рыночной стоимости.
Данные выводы соответствуют принципам, заложенным в п. 3 ст. 66 ЗК РФ, п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также в п. 1 ст. 390, п. 3, 4 ст. 391 НК РФ.
Судами установлено, что при подаче первичной декларации сумма земельного налога за 2009 год исчислена налогоплательщиком с применением кадастровой стоимости, определенной в соответствии с постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Согласно уточненной декларации сумма земельного налога за 2009 год по указанному земельному участку исчислена с применением кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной по решению суда, вступившему в законную силу 28.01.2013.
Поскольку решение инспекции основано на том, что установленная в судебном порядке кадастровая стоимость подлежит применению с момента вступления решения суда в силу, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным.
Данный вывод соответствует материалам дела, к установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.
Довод заявителя жалобы, ссылающегося на неправильное применение судами постановления от 19.12.2008 N 1347-ПП является по сути иным основанием требований о признании решения инспекции недействительным. Согласно ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить предмет либо основание требований заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
Следовательно, данный довод подлежит отклонению при рассмотрении кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2013 по делу N А60-31397/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Торгмаш" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Торгмаш" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы расчетным документом N 9 от 15.04.2014.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)