Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бутиной В.И.,
при участии:
- от заявителя (Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ"): Харлашина Д.С., представителя по доверенности от 01.06.2014 (после перерыва);
- от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю): Сурковой Т.С., представителя по доверенности от 02.10.2014 N 53; Сиразутдинова А.Н., представителя по доверенности от 23.04.2014 N 32 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" сентября 2014 года по делу N А33-743/2014, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" (ИНН 2464006101, ОГРН 1022402305199, г Красноярск, ул. Затонская, 22) (далее - НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю (ИНН 2452029714, ОГРН 1042441220018, Красноярский край г. Железногорск ул. Свердлова, 9) (далее - Межрайонная ИФНС России N 26 по Красноярскому краю, налоговый орган) признании недействительным решения от 17.07.2013 N 537.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 сентября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает следующее:
- - аэродром находится в федеральной собственности и учреждение не может распорядиться им, следовательно, земельный участок ограничен в обороте и используется в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, в силу положений статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок не признается объектом налогообложения;
- - налоговым органом и судом первой инстанции не было учтено решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета". Шалинским сельским советом депутатов Манского района Красноярского края принято решение от 06.05.2014 о внесении изменений в решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым от уплаты земельного налога в период с 2009 по 2014 год освобождены некоммерческие организации в отношении земельных участков, занятых аэродромами на территории Шалинского сельского совета.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство учреждения об отложении судебного разбирательства в связи с заболеванием единственного представителя.
Рассмотрев в соответствии со статьями 158, 159, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства и вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд не признает причину неявки учреждения уважительной, поскольку обстоятельства, указанные в ходатайстве, ничем не подтверждены, кроме того интересы учреждения мог представлять его законный представитель.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.11.2014 объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 21 ноября 2014 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей учреждения и налогового органа.
Представители налогового органа заявили ходатайство об отложении судебного разбирательства в целях представления местных нормативно-правовых актов, уточнения наличия у учреждения права на льготу по земельному налогу.
Рассмотрев ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" 01.02.2013 в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой была заявлена льгота по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 5 решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2009 N 43-346р "О земельном налоге на территории Манского района".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации налоговым органом установлено неправомерное применение учреждением налоговой льготы по земельному налогу, указано, что учреждению следовало руководствоваться решением Шалинского сельского совета депутатов Манского района от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р.
НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации 13.06.2013 и 21.06.2013 соответственно, с внесенными исправлениями, которые не связанны с нарушением, установленным в результате камеральной налоговой проверки и без представления подтверждающих документов.
Материалы налоговой проверки с возражениями на акт камеральной налоговой проверки рассмотрены в присутствии представителей учреждения (протокол от 11.07.2013 N 274а). Налоговым органом вынесено решение от 11.07.2013 N 537 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в рамках которого учреждению доначислено и предложено уплатить 521 820 рублей земельного налога, 52 182 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа от 11.07.2013 N 537, учреждение обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение от 11.07.2013 N 537 Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю вынесено решение от 19.09.2013 N 2.12-15/14711, согласно которому решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. В связи с допущенной арифметической ошибкой внесены изменения в решение от 11.07.2013 N 537 в части необоснованно начисленного земельного налога в сумме 21 рубль, штрафа в сумме 4 рубля 20 копеек.
Не согласившись с решением от 11.07.2013 N 537, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения процедуры принятия оспариваемого решения от 11.07.2013 N 537, так как налоговым органом соблюдены положения статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации в части вручения учреждению акта налоговой проверки, обеспечения возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
Учреждением соблюден порядок обжалования решения налогового органа от 11.07.2013 N 537 в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 учреждением в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:24:0302001:3.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2012 N 11/001/2012-383 и выписке из реестра федерального имущества от 28.05.2014 N 354/1 земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 имеет следующие характеристики:
- - назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - вид разрешенного использования - территория существующего учебного аэродрома "Манский";
- - адрес - Красноярский край, Манский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, Манский район, район с. Шалинское, аэродром "Манский";
- - правообладатель земельного участка:
а) Российская Федерация (вид, номер и дата государственной регистрации права - собственность, N 24-24-11/002/2010-751 от 20.05.2010);
б) негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" (вид, номер и дата государственной регистрации права - постоянное (бессрочное) пользование, N 24-24-11/002/2010-816 от 27.05.2010);
- ограничение (обременение) - аренда (номер регистрации ограничения (обременения) 24-24-01/295/2012-035 от 08.11.2012, договор аренды земельного участка от 18.10.2012 N 24-11).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30.12.2009 N 24ЗУ/09-426584 земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 имеет разрешенное использование - территория существующего учебного аэродрома "Манский", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Манский район, с. Шалинское, аэродром "Манский", кадастровый номер 24:24:0302001:3 равнозначен кадастровому номеру 24:24:0302001:0003. Правообладатель - Красноярский авиационно-спортивный клуб РОСТО, вид права - постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство на право собственности на землю N 000946 от 22.09.1998).
Учреждением при подаче налоговой декларации заявлена льгота по земельному налогу на основании решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2009 N 43-346р. Данным решением утверждено положение "О земельном налоге на территории Манского района".
Вместе с тем, налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год установлено неправомерное применение льготы по земельному налогу. По мнению налогового органа, учреждению следовало руководствоваться решением Шалинского сельского совета депутатов Манского района от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р.
Суд первой инстанции поддержал указанные выводы налогового органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции. Считает, что налоговый орган обоснованно установил неправомерное применение учреждением налоговой льготы по земельному налогу.
В силу статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В силу пункта 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, при наличии оснований и в порядке, который установлен нормативно-правовым актом соответствующего муниципального образования, налоговые льготы следует использовать исходя из территориальной принадлежности земельного участка.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2864 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" установлены границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделены статусом сельских поселений муниципальные образования, в том числе Шалинский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Шалинское (административный центр), деревня Белогорка, деревня Верхнешалинское, деревня Верхняя Есауловка, деревня Кубеинка, деревня Сосновка.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2864 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" предусмотрено, что в состав муниципального образования Манский район входят муниципальные образования, указанные в статье 1 настоящего Закона.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 находится по адресу: Красноярский край, Манский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, Манский район, район с. Шалинское, аэродром "Манский".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 находится на территории и в границах муниципального образования Шалинский сельсовет.
Данное обстоятельство также подтверждается ответами администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от 18.04.2012 N 337 и Администрации Манского района Красноярского края от 05.04.2012 N 749.
Как следует из решения Межрайонной ИФНС России N 26 по Красноярскому краю от 17.07.2013 N 537, отказывая в применении льготы по земельному налогу, налоговый орган сослался на решение Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога".
Как установлено судом, в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Шалинский сельский совет депутатов Манского района Красноярского края решением от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" ввел на территории муниципального образования Шалинский сельсовет земельный налог.
Пунктом 1 решения Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога", с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р, установлено, что льгота по земельному налогу предоставляется некоммерческим организациям культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, финансируемых из краевого и (или) местного бюджетов, в отношении земельных участков, используемых для обеспечения их деятельности.
Документы, подтверждающие финансирование учреждения из краевого и (или) местного бюджетов для подтверждения права на льготу по земельному налогу в связи с ведением учреждением образовательной деятельности, учреждением не представлены.
Таким образом, учреждение не подтвердило заявленную налоговую льготу по земельному налогу за 2012 год на основании решения Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога", действовавшего в 2012 году.
Настаивая на незаконности решения налогового органа, учреждение в апелляционной жалобе указывает, что налоговым органом и судом первой инстанции не было учтено принятие Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края решения от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета".
Оценив доводы учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края принято решения от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым решение Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" признано утратившим силу с 31.12.2012.
Решением от 05.02.2013 N 44-220р предусмотрено, что оно распространятся на отношения, возникшие с 01.01.2013.
Вместе с тем из решения от 05.02.2013 N 44-220рв не следует, что учреждению были предоставлены льготы по уплате земельного налога за налоговые периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного решения муниципального образования.
Таким образом, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения от 17.07.2013 N 537 учреждению не были предоставлены льготы по уплате земельного налога в рассматриваемом налоговом периоде.
Учреждение указывает, что Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края принято решение от 06.05.2014 о внесении изменений в решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым от уплаты земельного налога в период с 2009 по 2014 год освобождены некоммерческие организации в отношении земельных участков, занятых аэродромами на территории Шалинского сельского совета.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанную ссылку учреждения, поскольку, как уже отмечалось, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения от 17.07.2013 N 537 учреждению не были предоставлены льготы по уплате земельного налога. При таких обстоятельствах принятие Шалинским сельским Советом депутатов решения от 06.05.2014 не влияет на законность вынесенного налоговым органом решения.
Таким образом, вышеуказанные доводы учреждения судом апелляционной инстанции не принимаются.
Учреждение в апелляционной жалобе отмечает, что аэродром находится в федеральной собственности и учреждение не может распорядиться им, следовательно, земельный участок ограничен в обороте и используется в интересах обеспечения безопасность Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, в силу положений статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок не признается объектом налогообложения.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Суд апелляционной инстанции считает, что учреждение не доказало факт отнесения спорного земельного участка ни к одной из перечисленных категорий.
То обстоятельство, что учреждение своей деятельностью содействует в организации патриотического воспитания и обучению граждан по подготовке авиационных профессий, в том числе, и для вооруженных сил Российской Федерации, не может служить основанием считать земельный участок, используемый в этих целях, относящимся к землям, используемым непосредственно для обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на учреждение.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" сентября 2014 года по делу N А33-743/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 ПО ДЕЛУ N А33-743/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. по делу N А33-743/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бутиной В.И.,
при участии:
- от заявителя (Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ"): Харлашина Д.С., представителя по доверенности от 01.06.2014 (после перерыва);
- от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю): Сурковой Т.С., представителя по доверенности от 02.10.2014 N 53; Сиразутдинова А.Н., представителя по доверенности от 23.04.2014 N 32 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" сентября 2014 года по делу N А33-743/2014, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" (ИНН 2464006101, ОГРН 1022402305199, г Красноярск, ул. Затонская, 22) (далее - НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Красноярскому краю (ИНН 2452029714, ОГРН 1042441220018, Красноярский край г. Железногорск ул. Свердлова, 9) (далее - Межрайонная ИФНС России N 26 по Красноярскому краю, налоговый орган) признании недействительным решения от 17.07.2013 N 537.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 сентября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает следующее:
- - аэродром находится в федеральной собственности и учреждение не может распорядиться им, следовательно, земельный участок ограничен в обороте и используется в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, в силу положений статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок не признается объектом налогообложения;
- - налоговым органом и судом первой инстанции не было учтено решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета". Шалинским сельским советом депутатов Манского района Красноярского края принято решение от 06.05.2014 о внесении изменений в решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым от уплаты земельного налога в период с 2009 по 2014 год освобождены некоммерческие организации в отношении земельных участков, занятых аэродромами на территории Шалинского сельского совета.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство учреждения об отложении судебного разбирательства в связи с заболеванием единственного представителя.
Рассмотрев в соответствии со статьями 158, 159, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства и вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд не признает причину неявки учреждения уважительной, поскольку обстоятельства, указанные в ходатайстве, ничем не подтверждены, кроме того интересы учреждения мог представлять его законный представитель.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.11.2014 объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 21 ноября 2014 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей учреждения и налогового органа.
Представители налогового органа заявили ходатайство об отложении судебного разбирательства в целях представления местных нормативно-правовых актов, уточнения наличия у учреждения права на льготу по земельному налогу.
Рассмотрев ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" 01.02.2013 в налоговый орган была представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой была заявлена льгота по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 5 решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2009 N 43-346р "О земельном налоге на территории Манского района".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации налоговым органом установлено неправомерное применение учреждением налоговой льготы по земельному налогу, указано, что учреждению следовало руководствоваться решением Шалинского сельского совета депутатов Манского района от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р.
НОУ ДПО "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации 13.06.2013 и 21.06.2013 соответственно, с внесенными исправлениями, которые не связанны с нарушением, установленным в результате камеральной налоговой проверки и без представления подтверждающих документов.
Материалы налоговой проверки с возражениями на акт камеральной налоговой проверки рассмотрены в присутствии представителей учреждения (протокол от 11.07.2013 N 274а). Налоговым органом вынесено решение от 11.07.2013 N 537 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в рамках которого учреждению доначислено и предложено уплатить 521 820 рублей земельного налога, 52 182 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа от 11.07.2013 N 537, учреждение обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение от 11.07.2013 N 537 Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю вынесено решение от 19.09.2013 N 2.12-15/14711, согласно которому решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения. В связи с допущенной арифметической ошибкой внесены изменения в решение от 11.07.2013 N 537 в части необоснованно начисленного земельного налога в сумме 21 рубль, штрафа в сумме 4 рубля 20 копеек.
Не согласившись с решением от 11.07.2013 N 537, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения процедуры принятия оспариваемого решения от 11.07.2013 N 537, так как налоговым органом соблюдены положения статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации в части вручения учреждению акта налоговой проверки, обеспечения возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
Учреждением соблюден порядок обжалования решения налогового органа от 11.07.2013 N 537 в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 учреждением в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:24:0302001:3.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2012 N 11/001/2012-383 и выписке из реестра федерального имущества от 28.05.2014 N 354/1 земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 имеет следующие характеристики:
- - назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - вид разрешенного использования - территория существующего учебного аэродрома "Манский";
- - адрес - Красноярский край, Манский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, Манский район, район с. Шалинское, аэродром "Манский";
- - правообладатель земельного участка:
а) Российская Федерация (вид, номер и дата государственной регистрации права - собственность, N 24-24-11/002/2010-751 от 20.05.2010);
б) негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ" (вид, номер и дата государственной регистрации права - постоянное (бессрочное) пользование, N 24-24-11/002/2010-816 от 27.05.2010);
- ограничение (обременение) - аренда (номер регистрации ограничения (обременения) 24-24-01/295/2012-035 от 08.11.2012, договор аренды земельного участка от 18.10.2012 N 24-11).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 30.12.2009 N 24ЗУ/09-426584 земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 имеет разрешенное использование - территория существующего учебного аэродрома "Манский", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Манский район, с. Шалинское, аэродром "Манский", кадастровый номер 24:24:0302001:3 равнозначен кадастровому номеру 24:24:0302001:0003. Правообладатель - Красноярский авиационно-спортивный клуб РОСТО, вид права - постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство на право собственности на землю N 000946 от 22.09.1998).
Учреждением при подаче налоговой декларации заявлена льгота по земельному налогу на основании решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2009 N 43-346р. Данным решением утверждено положение "О земельном налоге на территории Манского района".
Вместе с тем, налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год установлено неправомерное применение льготы по земельному налогу. По мнению налогового органа, учреждению следовало руководствоваться решением Шалинского сельского совета депутатов Манского района от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р.
Суд первой инстанции поддержал указанные выводы налогового органа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции. Считает, что налоговый орган обоснованно установил неправомерное применение учреждением налоговой льготы по земельному налогу.
В силу статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В силу пункта 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, при наличии оснований и в порядке, который установлен нормативно-правовым актом соответствующего муниципального образования, налоговые льготы следует использовать исходя из территориальной принадлежности земельного участка.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2864 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" установлены границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделены статусом сельских поселений муниципальные образования, в том числе Шалинский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Шалинское (административный центр), деревня Белогорка, деревня Верхнешалинское, деревня Верхняя Есауловка, деревня Кубеинка, деревня Сосновка.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2864 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Манский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" предусмотрено, что в состав муниципального образования Манский район входят муниципальные образования, указанные в статье 1 настоящего Закона.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 находится по адресу: Красноярский край, Манский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира - Красноярский край, Манский район, район с. Шалинское, аэродром "Манский".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:24:0302001:3 находится на территории и в границах муниципального образования Шалинский сельсовет.
Данное обстоятельство также подтверждается ответами администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от 18.04.2012 N 337 и Администрации Манского района Красноярского края от 05.04.2012 N 749.
Как следует из решения Межрайонной ИФНС России N 26 по Красноярскому краю от 17.07.2013 N 537, отказывая в применении льготы по земельному налогу, налоговый орган сослался на решение Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога".
Как установлено судом, в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Шалинский сельский совет депутатов Манского района Красноярского края решением от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" ввел на территории муниципального образования Шалинский сельсовет земельный налог.
Пунктом 1 решения Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога", с изменениями, внесенными решением от 23.11.2006 N 18-64р, установлено, что льгота по земельному налогу предоставляется некоммерческим организациям культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, финансируемых из краевого и (или) местного бюджетов, в отношении земельных участков, используемых для обеспечения их деятельности.
Документы, подтверждающие финансирование учреждения из краевого и (или) местного бюджетов для подтверждения права на льготу по земельному налогу в связи с ведением учреждением образовательной деятельности, учреждением не представлены.
Таким образом, учреждение не подтвердило заявленную налоговую льготу по земельному налогу за 2012 год на основании решения Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога", действовавшего в 2012 году.
Настаивая на незаконности решения налогового органа, учреждение в апелляционной жалобе указывает, что налоговым органом и судом первой инстанции не было учтено принятие Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края решения от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета".
Оценив доводы учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края принято решения от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым решение Шалинского сельского совета депутатов Манского района Красноярского края от 07.10.2005 N 7-11р "О введении на территории Шалинского сельсовета земельного налога" признано утратившим силу с 31.12.2012.
Решением от 05.02.2013 N 44-220р предусмотрено, что оно распространятся на отношения, возникшие с 01.01.2013.
Вместе с тем из решения от 05.02.2013 N 44-220рв не следует, что учреждению были предоставлены льготы по уплате земельного налога за налоговые периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного решения муниципального образования.
Таким образом, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения от 17.07.2013 N 537 учреждению не были предоставлены льготы по уплате земельного налога в рассматриваемом налоговом периоде.
Учреждение указывает, что Шалинским сельским советом депутатов Майского района Красноярского края принято решение от 06.05.2014 о внесении изменений в решение Шалинского сельского Совета депутатов от 05.02.2013 N 44-220р "О земельном налоге на территории Шалинского сельсовета", в соответствии с которым от уплаты земельного налога в период с 2009 по 2014 год освобождены некоммерческие организации в отношении земельных участков, занятых аэродромами на территории Шалинского сельского совета.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанную ссылку учреждения, поскольку, как уже отмечалось, на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения от 17.07.2013 N 537 учреждению не были предоставлены льготы по уплате земельного налога. При таких обстоятельствах принятие Шалинским сельским Советом депутатов решения от 06.05.2014 не влияет на законность вынесенного налоговым органом решения.
Таким образом, вышеуказанные доводы учреждения судом апелляционной инстанции не принимаются.
Учреждение в апелляционной жалобе отмечает, что аэродром находится в федеральной собственности и учреждение не может распорядиться им, следовательно, земельный участок ограничен в обороте и используется в интересах обеспечения безопасность Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, в силу положений статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок не признается объектом налогообложения.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Суд апелляционной инстанции считает, что учреждение не доказало факт отнесения спорного земельного участка ни к одной из перечисленных категорий.
То обстоятельство, что учреждение своей деятельностью содействует в организации патриотического воспитания и обучению граждан по подготовке авиационных профессий, в том числе, и для вооруженных сил Российской Федерации, не может служить основанием считать земельный участок, используемый в этих целях, относящимся к землям, используемым непосредственно для обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на учреждение.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" сентября 2014 года по делу N А33-743/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)