Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Ершовой С.Д., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 по делу N А07-7901/2013 (судья Нурисламова И.Н.).
В заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" - Кузьмин М.В. (доверенность от 20.09.2013);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - Сорокин В.И. (доверенность от 01.01.2013); Пакутин К.П. (доверенность от 10.01.2013);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан - Садыкова М.О. (доверенность от 11.03.2013).
Закрытое акционерное общество "Уфамолзавод" (основной государственный регистрационный номер 1020203231256, идентификационный номер налогоплательщика 0278028376; далее - общество "Уфамолзавод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (основной государственный регистрационный номер 1080275999990, идентификационный номер налогоплательщика 0275067000; далее - МИФНС России N 39 по РБ, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 21.11.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Определением арбитражного суда от 17.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 1 по РБ, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 (резолютивная часть от 31.07.2013) в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество "Уфамолзавод" просит решение арбитражного суда от 07.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель привел следующие доводы. Арбитражный суд первой инстанции нарушил нормы материального права, не применил нормы права, подлежащие применению. Кроме пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса регулируется пунктами 1 - 4, пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Промежуточный ликвидационный баланс составляется на основании предъявленных в установленный срок требований. Требования Федеральной налоговой службой и открытым акционерным обществом "Башинформсвязь" (далее - общество "Башинформсвязь") в установленные сроки предъявлены не были. Письма МИФНС России N 1 по Республике Башкортостан от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ в адрес заявителя не направлялись. Промежуточный ликвидационный баланс утвержден 21.09.2012, а письма датированы 26.09.2012, 19.11.2012 и не являются требованиями об уплате налога согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение норм статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции не дал оценки доводам общества "Уфамолзавод" о погашении требований кредиторов, пропустивших срок предъявления требований, отсутствии в законодательстве норм права, предоставляющих налоговому органу право собственной оценки представленному ликвидационному балансу. Двухмесячный срок предъявления требований к ликвидационной комиссии истек 05.09.2012. Камеральная налоговая проверка завершена 28.12.2012, а выездная налоговая проверка начата налоговым органом лишь в мае 2013 года. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет погашение его требований. При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 39 по РБ просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. МИФНС России N 1 по РБ письмами от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ довела до регистрирующего органа информацию о том, что на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов ликвидатору Галиеву Рустаму Булатовичу (далее - Галиев Р.Б.) было известно о неисполненных обществом "Уфамолзавод" обязательствах перед бюджетом Российской Федерации, возникших в результате проведенной МИФНС России N 1 по РБ проверки декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года. Обязанность по уплате налога на прибыль возникла у заявителя с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату налога, а именно с момента перехода права собственности на реализованное недвижимое имущество. Кроме того, факт отражения в ликвидационном балансе недостоверных сведений подтверждает вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2013 по делу N А07-3234/2013 по иску общества "Башинформсвязь" в общей сумме 52 521 руб. 48 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по РБ доводы, изложенные в отзыве регистрирующего органа, поддержала в полном объеме, просила приобщить к материалам дела постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А07-8810/2013.
На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А07-8810/2013, поскольку обстоятельства, подлежащие исследованию при рассмотрении дела N А07-8810/2013, имеют значение для рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании 16.10.2013 представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представители регистрирующего и налогового органов поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Уфамолзавод" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.1998 (л.д. 41-52).
Согласно протоколу общего собрания участников общества "Уфамолзавод" от 26.06.2012 участники приняли решение о ликвидации общества, назначении ликвидатора Галиева Р.Б. (л.д. 10).
03.07.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены записи N 2120280335041 о принятии решения о ликвидации юридического лица - общества "Уфамолзавод" и N 2120280335063 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л.д. 39, 40).
Публикация о ликвидации общества размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 04.07.2012.
21.09.2012 учредителями утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
03.10.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2120280560277 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 38).
25.09.2012 внеочередным общим собранием участников общества "Уфамолзавод" принято решение об утверждении ликвидационного баланса общества.
14.11.2012 ликвидатор подал в МИФНС России N 39 по РБ заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы Р16001 с приложением документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон), в том числе ликвидационной бухгалтерской отчетности на 25.09.2012 (л.д. 16-22).
Решением Инспекции от 21.11.2012 обществу "Уфамолзавод" отказано в государственной регистрации в связи с его ликвидацией (л.д. 11, 12) на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 21 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ликвидационного баланса, представлен документ в виде ликвидационной бухгалтерской отчетности за очередной отчетный период 2012 года, а не сам ликвидационный баланс. Кроме того, по состоянию на 19.11.2012 в ликвидационной бухгалтерской отчетности общества "Уфамолзавод" не содержатся сведения о кредиторской и дебиторской задолженности на основании данных Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Уфы (далее - ИФНС России по Советскому району города Уфы, Инспекция). Заявитель представил документ в виде ликвидационной бухгалтерской отчетности, содержащий недостоверные сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 отказано в удовлетворении заявления общества "Уфамолзавод" к МИФНС N 1 по РБ о признании недействительным решения ИФНС по Советскому району города Уфы от 28.12.2012 N 4161 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым доначислены налог на прибыль в размере 18 400 000 руб., соответствующие пени в размере 492 654 руб. 93 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества "Уфамолзавод" - без удовлетворения.
Установив, что оспариваемое решение соответствует нормам налогового законодательства, принято в пределах полномочий инспекции и само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя, на которого в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги, и которым соответствующая обязанность не была исполнена, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным и, соответственно, оснований для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Судебными актами по делу N А07-8810/2013 установлены следующие обстоятельства, не подлежащие доказыванию вновь в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По договору купли-продажи земельного участка от 15.12.2011 N 1 заявитель продал обществу с ограниченной ответственностью "Строймакс-УК" (далее - общество "Строймакс-УК") земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Комсомольская, 3, за 137 488 000 руб.
13.06.2012 между продавцом и покупателем заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 15.12.2011 N 1, из которого следует, что цена земельного участка составляет 119 488 000 руб.
27.06.2012 в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о государственной регистрации права собственности общества "Строймакс-УК" на земельный участок, покупателю выдано свидетельство N 04 АГ 838925 о государственной регистрации права собственности.
30.06.2012 по почте в адрес налогового органа заявителем направлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года, в которой отражен доход в сумме 27 488 000 руб.
Инспекцией в период с 30.07.2012 по 28.09.2012 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль общества "Уфамолзавод" за 6 месяцев 2012 года, сделан вывод о занижении заявителем внереализационных доходов по налогу на прибыль на 92 000 000 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 03.10.2012 N 47728 и вынесено решение от 28.12.2012 N 4161 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым доначислены налог на прибыль в размере 18 400 000 руб., соответствующие пени в размере 492 654 руб. 93 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 25.02.2013 N 59/06, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение Инспекции утверждено.
Ссылаясь на то, что отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подтверждается справкой ИФНС России по Советскому району города Уфы от 14.11.2012 (л.д. 13), решение от 21.11.2012 принято регистрирующим органом неправомерно, нарушает права и законные интересы ликвидируемого общества, общество "Уфамолзавод" 13.05.2013 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения недействительным, обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации общества "Уфамолзавод".
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, заявителем нарушен порядок ликвидации юридического лица, представленная в качестве ликвидационного баланса бухгалтерская отчетность, составлена и утверждена общим собранием участников до завершения расчетов с кредиторам, считается непредставленной. Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2013 по делу N А07-3234/2013. Письмами МИФНС России N 1 по РБ от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ подтверждается наличие на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов неисполненных обществом "Уфамолзавод" обязательств перед бюджетом Российской Федерации, возникших в результате проведенной МИФНС России N 1 по РБ проверки декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года.
Проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 названного Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12, ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная нормами статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Довод общества "Уфамолзавод" о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогу отсутствовали согласно справке по состоянию на 14.11.2012, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Налоговая декларация, по которой проводилась камеральная налоговая проверка, подана заявителем налоговому органу 30.06.2012, то есть после принятия учредителями решения о ликвидации 26.06.2012.
Требование Федеральной налоговой службы не могло быть предъявлено в установленный статьей 63 Кодекса срок, поскольку задолженность по обязательным платежам была выявлена в связи с подачей налогоплательщиком налоговой декларации после начала добровольной ликвидации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 установлено, что в материалах налоговой проверки имеется копия уведомления о вручении почтовой корреспонденции, согласно которому акт налоговой проверки от 03.10.2012 N 47728 вручен представителю налогоплательщика Ермолаеву А. 09.10.2012. Уведомление N 102603 от 18.10.2012 о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов акта проверки от 03.10.2012 N 47728 было направлено на юридический адрес общества "Уфамолзавод" и домашний адрес ликвидатора Галиева Р.Б. 19.10.2012. Кроме того, оно было вручено лично ликвидатору Галиеву Р.Б., что подтверждается наличием подписи Галиева Р.Б. на данном уведомлении. 13.11.2012 от заявителя по делу в ИФНС России по Советскому району города Уфы поступили возражения заявителя по акту налоговой проверки от 03.10.2012 г. N 47728. 15.11.2012 представители налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки в инспекцию не явились. 27.11.2012 материалы проверки рассмотрены в присутствии представителя налогоплательщика Пташко С.А.
Из материалов дела следует, что ликвидационный баланс общества утвержден 25.09.2012, то есть до составления Инспекцией акта налоговой проверки от 03.10.2012. В то время как на дату рассмотрения представленных на регистрацию 14.11.2012 документов налоговая проверка была завершена оформлением соответствующего акта, о наличии которого обществу "Уфамолзавод" было известно.
Несмотря на то обстоятельство, что письма МИФНС России N 1 по Республике Башкортостан от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ о наличии у общества "Уфамолзавод" задолженности по обязательным платежам в адрес заявителя не направлялись, заявитель знал о том, что на момент представления заявления о регистрации ликвидации сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, не отражали действительного имущественного положения юридического лица.
Действуя добросовестно и разумно, как того требует статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель не должен был утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
При ликвидации общества "Уфамолзавод" ликвидатор не принял во внимание сведения о доначислении налога на прибыль и пени, не определил порядок ликвидации с учетом указанной задолженности, документы на ликвидацию юридического лица поданы без учета этих обстоятельств.
Поэтому представление 14.11.2012 ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 по делу N А07-7901/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2013 N 18АП-9696/2013 ПО ДЕЛУ N А07-7901/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. N 18АП-9696/2013
Дело N А07-7901/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Ершовой С.Д., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 по делу N А07-7901/2013 (судья Нурисламова И.Н.).
В заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" - Кузьмин М.В. (доверенность от 20.09.2013);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - Сорокин В.И. (доверенность от 01.01.2013); Пакутин К.П. (доверенность от 10.01.2013);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан - Садыкова М.О. (доверенность от 11.03.2013).
Закрытое акционерное общество "Уфамолзавод" (основной государственный регистрационный номер 1020203231256, идентификационный номер налогоплательщика 0278028376; далее - общество "Уфамолзавод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (основной государственный регистрационный номер 1080275999990, идентификационный номер налогоплательщика 0275067000; далее - МИФНС России N 39 по РБ, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 21.11.2012 об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Определением арбитражного суда от 17.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 1 по РБ, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 (резолютивная часть от 31.07.2013) в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество "Уфамолзавод" просит решение арбитражного суда от 07.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель привел следующие доводы. Арбитражный суд первой инстанции нарушил нормы материального права, не применил нормы права, подлежащие применению. Кроме пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса регулируется пунктами 1 - 4, пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Промежуточный ликвидационный баланс составляется на основании предъявленных в установленный срок требований. Требования Федеральной налоговой службой и открытым акционерным обществом "Башинформсвязь" (далее - общество "Башинформсвязь") в установленные сроки предъявлены не были. Письма МИФНС России N 1 по Республике Башкортостан от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ в адрес заявителя не направлялись. Промежуточный ликвидационный баланс утвержден 21.09.2012, а письма датированы 26.09.2012, 19.11.2012 и не являются требованиями об уплате налога согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение норм статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции не дал оценки доводам общества "Уфамолзавод" о погашении требований кредиторов, пропустивших срок предъявления требований, отсутствии в законодательстве норм права, предоставляющих налоговому органу право собственной оценки представленному ликвидационному балансу. Двухмесячный срок предъявления требований к ликвидационной комиссии истек 05.09.2012. Камеральная налоговая проверка завершена 28.12.2012, а выездная налоговая проверка начата налоговым органом лишь в мае 2013 года. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет погашение его требований. При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 39 по РБ просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. МИФНС России N 1 по РБ письмами от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ довела до регистрирующего органа информацию о том, что на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов ликвидатору Галиеву Рустаму Булатовичу (далее - Галиев Р.Б.) было известно о неисполненных обществом "Уфамолзавод" обязательствах перед бюджетом Российской Федерации, возникших в результате проведенной МИФНС России N 1 по РБ проверки декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года. Обязанность по уплате налога на прибыль возникла у заявителя с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату налога, а именно с момента перехода права собственности на реализованное недвижимое имущество. Кроме того, факт отражения в ликвидационном балансе недостоверных сведений подтверждает вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2013 по делу N А07-3234/2013 по иску общества "Башинформсвязь" в общей сумме 52 521 руб. 48 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по РБ доводы, изложенные в отзыве регистрирующего органа, поддержала в полном объеме, просила приобщить к материалам дела постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А07-8810/2013.
На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А07-8810/2013, поскольку обстоятельства, подлежащие исследованию при рассмотрении дела N А07-8810/2013, имеют значение для рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании 16.10.2013 представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представители регистрирующего и налогового органов поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Уфамолзавод" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.1998 (л.д. 41-52).
Согласно протоколу общего собрания участников общества "Уфамолзавод" от 26.06.2012 участники приняли решение о ликвидации общества, назначении ликвидатора Галиева Р.Б. (л.д. 10).
03.07.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены записи N 2120280335041 о принятии решения о ликвидации юридического лица - общества "Уфамолзавод" и N 2120280335063 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л.д. 39, 40).
Публикация о ликвидации общества размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 04.07.2012.
21.09.2012 учредителями утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
03.10.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2120280560277 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 38).
25.09.2012 внеочередным общим собранием участников общества "Уфамолзавод" принято решение об утверждении ликвидационного баланса общества.
14.11.2012 ликвидатор подал в МИФНС России N 39 по РБ заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы Р16001 с приложением документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон), в том числе ликвидационной бухгалтерской отчетности на 25.09.2012 (л.д. 16-22).
Решением Инспекции от 21.11.2012 обществу "Уфамолзавод" отказано в государственной регистрации в связи с его ликвидацией (л.д. 11, 12) на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 21 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ликвидационного баланса, представлен документ в виде ликвидационной бухгалтерской отчетности за очередной отчетный период 2012 года, а не сам ликвидационный баланс. Кроме того, по состоянию на 19.11.2012 в ликвидационной бухгалтерской отчетности общества "Уфамолзавод" не содержатся сведения о кредиторской и дебиторской задолженности на основании данных Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Уфы (далее - ИФНС России по Советскому району города Уфы, Инспекция). Заявитель представил документ в виде ликвидационной бухгалтерской отчетности, содержащий недостоверные сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 отказано в удовлетворении заявления общества "Уфамолзавод" к МИФНС N 1 по РБ о признании недействительным решения ИФНС по Советскому району города Уфы от 28.12.2012 N 4161 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым доначислены налог на прибыль в размере 18 400 000 руб., соответствующие пени в размере 492 654 руб. 93 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества "Уфамолзавод" - без удовлетворения.
Установив, что оспариваемое решение соответствует нормам налогового законодательства, принято в пределах полномочий инспекции и само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя, на которого в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги, и которым соответствующая обязанность не была исполнена, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным и, соответственно, оснований для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Судебными актами по делу N А07-8810/2013 установлены следующие обстоятельства, не подлежащие доказыванию вновь в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По договору купли-продажи земельного участка от 15.12.2011 N 1 заявитель продал обществу с ограниченной ответственностью "Строймакс-УК" (далее - общество "Строймакс-УК") земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Комсомольская, 3, за 137 488 000 руб.
13.06.2012 между продавцом и покупателем заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 15.12.2011 N 1, из которого следует, что цена земельного участка составляет 119 488 000 руб.
27.06.2012 в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись о государственной регистрации права собственности общества "Строймакс-УК" на земельный участок, покупателю выдано свидетельство N 04 АГ 838925 о государственной регистрации права собственности.
30.06.2012 по почте в адрес налогового органа заявителем направлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года, в которой отражен доход в сумме 27 488 000 руб.
Инспекцией в период с 30.07.2012 по 28.09.2012 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль общества "Уфамолзавод" за 6 месяцев 2012 года, сделан вывод о занижении заявителем внереализационных доходов по налогу на прибыль на 92 000 000 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 03.10.2012 N 47728 и вынесено решение от 28.12.2012 N 4161 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым доначислены налог на прибыль в размере 18 400 000 руб., соответствующие пени в размере 492 654 руб. 93 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 25.02.2013 N 59/06, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение Инспекции утверждено.
Ссылаясь на то, что отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подтверждается справкой ИФНС России по Советскому району города Уфы от 14.11.2012 (л.д. 13), решение от 21.11.2012 принято регистрирующим органом неправомерно, нарушает права и законные интересы ликвидируемого общества, общество "Уфамолзавод" 13.05.2013 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения недействительным, обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации общества "Уфамолзавод".
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта а) пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, заявителем нарушен порядок ликвидации юридического лица, представленная в качестве ликвидационного баланса бухгалтерская отчетность, составлена и утверждена общим собранием участников до завершения расчетов с кредиторам, считается непредставленной. Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2013 по делу N А07-3234/2013. Письмами МИФНС России N 1 по РБ от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ подтверждается наличие на момент утверждения промежуточного и ликвидационного балансов неисполненных обществом "Уфамолзавод" обязательств перед бюджетом Российской Федерации, возникших в результате проведенной МИФНС России N 1 по РБ проверки декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2012 года.
Проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 названного Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12, ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная нормами статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Довод общества "Уфамолзавод" о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о недоимке по налогу отсутствовали согласно справке по состоянию на 14.11.2012, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Налоговая декларация, по которой проводилась камеральная налоговая проверка, подана заявителем налоговому органу 30.06.2012, то есть после принятия учредителями решения о ликвидации 26.06.2012.
Требование Федеральной налоговой службы не могло быть предъявлено в установленный статьей 63 Кодекса срок, поскольку задолженность по обязательным платежам была выявлена в связи с подачей налогоплательщиком налоговой декларации после начала добровольной ликвидации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-8810/2013 установлено, что в материалах налоговой проверки имеется копия уведомления о вручении почтовой корреспонденции, согласно которому акт налоговой проверки от 03.10.2012 N 47728 вручен представителю налогоплательщика Ермолаеву А. 09.10.2012. Уведомление N 102603 от 18.10.2012 о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов акта проверки от 03.10.2012 N 47728 было направлено на юридический адрес общества "Уфамолзавод" и домашний адрес ликвидатора Галиева Р.Б. 19.10.2012. Кроме того, оно было вручено лично ликвидатору Галиеву Р.Б., что подтверждается наличием подписи Галиева Р.Б. на данном уведомлении. 13.11.2012 от заявителя по делу в ИФНС России по Советскому району города Уфы поступили возражения заявителя по акту налоговой проверки от 03.10.2012 г. N 47728. 15.11.2012 представители налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки в инспекцию не явились. 27.11.2012 материалы проверки рассмотрены в присутствии представителя налогоплательщика Пташко С.А.
Из материалов дела следует, что ликвидационный баланс общества утвержден 25.09.2012, то есть до составления Инспекцией акта налоговой проверки от 03.10.2012. В то время как на дату рассмотрения представленных на регистрацию 14.11.2012 документов налоговая проверка была завершена оформлением соответствующего акта, о наличии которого обществу "Уфамолзавод" было известно.
Несмотря на то обстоятельство, что письма МИФНС России N 1 по Республике Башкортостан от 26.09.2012 N 14-24/046623дсп@, от 19.11.2012 N 12-10/05647 дсп@ о наличии у общества "Уфамолзавод" задолженности по обязательным платежам в адрес заявителя не направлялись, заявитель знал о том, что на момент представления заявления о регистрации ликвидации сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, не отражали действительного имущественного положения юридического лица.
Действуя добросовестно и разумно, как того требует статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель не должен был утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
При ликвидации общества "Уфамолзавод" ликвидатор не принял во внимание сведения о доначислении налога на прибыль и пени, не определил порядок ликвидации с учетом указанной задолженности, документы на ликвидацию юридического лица поданы без учета этих обстоятельств.
Поэтому представление 14.11.2012 ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2013 по делу N А07-7901/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уфамолзавод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья
З.Н.СЕРКОВА
З.Н.СЕРКОВА
Судьи
С.Д.ЕРШОВА
Г.М.СТОЛЯРЕНКО
С.Д.ЕРШОВА
Г.М.СТОЛЯРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)