Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-21783/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А65-21783/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ - Батыршиной Л.М. (доверенность от 05.08.2013),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - УФНС России по РТ - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2013 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Апаркин В.Н., Александров А.И.)
по делу N А65-21783/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вариант", г. Казань (ИНН 1658112562, ОГРН 1091690058459) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, от 28.06.2013 N 812 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.08.2013 N 2.14-0-18/018650а, с участием третьего лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вариант", г. Казань (далее - ООО "Вариант", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 28.06.2013 N 812 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.08.2013 N 2.14-0-18/018650а.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 19 по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вариант".
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом инспекция полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права. Налоговый орган не согласен с тем, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" применимо лишь с 01.01.2012.
Заявитель и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо по делу ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы без его участия.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Вариант" по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 05.06.2013 N 3889.
В данной декларации налогоплательщик указал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:290202:35 равной его рыночной стоимости в размере 17 450 987 рублей, установленной пунктом 2 решения представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (ред. от 03.03.2011 N 14-4) "О земельном налоге".
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговый орган принял решение от 28.06.2013 N 812 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения, которым обществу был доначислен к уплате земельный налог в сумме 959 107 рублей и пени на соответствующую сумму налога.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 135 157 966 рублей и исчисленной суммы земельного налога на 959 107 рублей вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков за 2011 год.
При этом инспекция считает, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", которая по земельному участку с кадастровым номером 16:50:290202:35 составила 152 608 953 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.08.2013 N 2.14-0-18/018650@ вышеуказанное решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 28.06.2013 N 812, общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили требования заявителя ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Судами установлено, что Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, применение при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. Налогоплательщиком при определении размера земельного налога за 2011 год обоснованно применена кадастровая стоимость земельного участка за предыдущий налоговый период.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу N А65-21783/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)