Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Долгих М.Г. кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на определение от 09.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Степанова О.И.) и постановление от 18.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фролова Н.Н., Кудряшева Е.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-6017/2007 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" (653017, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Труда, 118, ИНН 4223035075, ОГРН 1034223011657) по жалобе Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" Лазаревича Евгения Леонидовича.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Поль Е.В.) в заседании участвовали представители: Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области Козлова Ю.В. по доверенности от 05.09.2013; конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" Лазаревича Евгения Леонидовича - Казакова Е.Н. по доверенности от 11.08.2011.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2009 общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" (далее - ООО "Шахта "Зенковская", должник) признано несостоятельным (банкротом) открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лазаревич Евгений Леонидович (далее - Лазаревич Е.Л.).
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 15.02.2013 обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с жалобой, уточненной в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), на действия конкурсного управляющего Лазаревича Е.Л.
Жалоба содержит требование о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего Лазаревич Е.Л., выразившихся в неуплате конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства ООО "Шахта "Зенковская" текущих платежей по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2011 год в размере 24 028 648 рублей, в неисполнении пункта 5 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в неуплате конкурсным управляющим ООО "Шахта "Зенковская" текущих налоговых платежей по НДФЛ в размере 52 404 127 рублей с выплаченной заработной платы на сумму 323 340 643 рубля за 2012 год, а также в нарушении календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Определением суда от 09.10.2013 в удовлетворении жалобы ФНС России на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л. отказано.
Суд первой инстанции исходил из распределения конкурсным управляющим конкурсной массы с учетом требований пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве, поскольку должник относится к категории организаций, осуществляющих опасное производство, а осуществление деятельности шахты в нормальном режиме обеспечивает ее безопасность.
Постановлением от 18.12.2013 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения определение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим очередности, необоснованном привлечении подрядчика и достаточности денежных средств для уплаты НДФЛ при значительной выручке должника.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить жалобу на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л.
Уполномоченный орган не согласен с оценкой судами доказательств, свидетельствующих о наличии предпосылок возникновения технологической, экологической катастрофы и гибели людей.
Как полагает уполномоченный орган, конкурсный управляющий в нарушение очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве, оплатил взыскание по постановлениям Ростехнадзора в размере 2 372 000 рублей за 2012 год.
По мнению уполномоченного органа, при наличии собственных ресурсов для ведения работ с опережением графика и транспортировки добытого полезного ископаемого должник необоснованно заключил со специализированным подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "ТрансУглеМет" (далее - ООО "ТрансУглеМет") подрядный договор от 06.03.2012 на выполнение комплекса работ по проведению горной выработки, транспортированию вскрышных пород на породный отвал, по формированию породного отвала, технологических дорог.
Уполномоченный орган считает возможным направление на оплату НДФЛ денежных средств, которыми конкурсный управляющий оплачивал услуги привлеченных специалистов за пределами установленного Законом о банкротстве лимита.
Представитель ФНС России в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
Конкурсный управляющий ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревич Е.Л. в отзыве отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе уполномоченного органа. Согласен с судебной оценкой своих действий по первоочередному погашению задолженности по заработной плате, необходимых расходов в ущерб перечислению в бюджет НДФЛ, как добросовестных, разумных, осуществленных в интересах должника, работников и общества.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л. поддержал возражения против отмены судебных актов.
Проверив законность определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На стадии проведения процедуры конкурсного производства ООО "Шахта "Зенковская", открытой решением суда от 09.04.2009, уполномоченный орган обжаловал действия конкурсного управляющего Лазаревича Е.Л., связанные с неисполнением обязанности по уплате НДФЛ за 2011 и 2012 годы и нарушении календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
Из положений статьи 60 Закона о банкротстве вытекает, что кредиторам предоставлено право обжаловать действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
На конкурсного управляющего согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве возложено осуществление полномочий руководителя должника и иных органов управления должника.
В ходе исследования материалов дела, суд первой инстанции установил, что ООО "Шахта "Зенковская" на протяжении всей процедуры банкротства осуществляло хозяйственную деятельность, к которой привлечены 1 897 человек.
Собранием кредиторов от 10.09.2009 было принято решение о продолжении осуществления производственно-хозяйственной деятельности шахты, поскольку должник относится к опасным производственным объектам и прекращение хозяйственной деятельности может повлечь техногенную и экологическую катастрофу.
Из отчетов конкурсного управляющего о движении денежных средств и выписок банка судом установлено, что конкурсным управляющим Лазаревичем Е.Л. в период с 1 января по 31 октября 2012 года выплачивалась заработная плата лицам, работающим по трудовым договорам, однако оплата НДФЛ не осуществлялась.
На счете должника после выплаты заработной платы имелись свободные денежные средства, которые в нарушение календарной очередности удовлетворения требований по текущим платежам, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, направлялись конкурсным управляющим на оплату текущей задолженности, относящейся к 3 и 4 очередям.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы должника. В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в соответствии с Законом о банкротстве, является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц. Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта. В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника. В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий согласно пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), а также платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Согласно статьям 207, 226 Налогового кодекса Российской Федерации и своему статусу работодателя ООО "Шахта "Зенковская" является налоговым агентом, на которого возлагается обязанность по удержанию исчисленной суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислении в бюджет.
Из представленных конкурсным управляющим сведений следует, что за 2011 год выплачена заработная плата в размере 383 765 020 рублей 70 копеек, удержано 48 835 791 рубль налога, перечислено только 24 028 648 рублей.
За период с 01.01.2012 по 31.12.2012 конкурсный управляющий выплатил 323 340 643 рубля заработной платы, с которой подлежал уплате НДФЛ в размере 42 034 283 рублей.
Вместе с тем, конкурсный управляющий в данный период оплачивал текущие платежи 3 и 4 очередей на сумму более 180 000 000 рублей.
Для исключения неблагоприятных техногенных, экологических, экономических и социальных последствий собранием кредиторов ООО "Шахта "Зенковская" от 14.11.2011 был утвержден план мероприятий по недопущению техногенных последствий.
Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденными постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.2003 N 50 (далее - Правила N 50), запрещена остановка объектов жизнеобеспечения шахты (электроподстанции, вентиляторы, подъемы, водоотливы, дегазационные, газоотсасывающие, холодильные и калориферные установки, котельные и др.) и отключение систем обеспечения безопасности шахты - многофункциональной системы безопасности и систем, входящих в ее состав (пункт 104 Правил).
Шахта может быть законсервирована либо ликвидирована только в строгом соответствии с требованиями специальных законодательных актов.
Выполнение указанных в плане мероприятий требует значительных финансовых затрат. Материалами дела подтверждена недостаточность в конкурсной массе должника денежных средств для полной выплаты текущей заработной платы в части удерживаемого НДФЛ и страховых взносов.
На открытых торгах посредством публичного предложения имущество ООО "Шахта "Зенковская", составляющее единый комплекс, 30.09.2011 было продано обществу с ограниченной ответственностью "Ш. "Зенковская" (далее - ООО "Ш. "Зенковская").
В порядке статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395 "О недрах" (далее - Закон о недрах) 17.08.2012 на основании переоформленной лицензии КЕМ N 15403 ТЭ к ООО "Ш. "Зенковская" перешло право пользования участками недр, ранее разрабатываемыми горным отводом на Прокопьевском каменноугольном месторождении в Кемеровской области. Вследствие невозможности одновременного переоформления на нового собственника лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов; на хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; на производство маркшейдерских работ, на сбор и использование, транспортирование и размещение опасных веществ и материалов, победитель торгов ООО "Ш. "Зенковская" не имел правовых оснований приступать к осуществлению функций по угледобыче, принятию трудового коллектива предприятия-банкрота, что повлекло заключение конкурсным управляющим ООО "Шахта "Зенковская" с указанным лицом договора от 01.10.2012 на выполнение подрядных горных работ.
Договором подряда было предусмотрено, что во исполнение требований статьи 22 Закона о недрах, постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85 "Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" до момента согласования должником собственного плана развития горных работ производство этих работ осуществляется должником.
На 2011 и 2012 годы заместителем руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора были рассмотрены и согласованы планы развития горных работ ООО "Шахта "Зенковская".
Принимая решение о согласовании ведения ООО "Шахта "Зенковская" горных работ в 2012 году, Южно-Сибирское управление Ростехнадзора установило ряд обязательных условий, в том числе обеспечение выполнения в течение 2012 года плановых объемов добычи и вскрыши, выполнение программы по ликвидации отставания по вскрышным работам и приведение фактического положения горных работ в соответствие с проектными параметрами на 2012 год.
В целях надлежащей эксплуатации ООО "Шахта "Зенковская" был привлечен специализированный подрядчик - ООО "ТрансУглеМет", с которым заключен договор от 06.03.2012 N ТУМ/ШЗ-1 на выполнение комплекса работ по проведению горной выработки, транспортированию вскрышных пород на породный отвал, по формированию породного отвала, технологических дорог.
Выполненные работы позволили не допустить остановки эксплуатации участка открытых горных работ ООО "Шахта "Зенковская", пожаров на ранее подготовленных угольных пластах, складированной вскрышной породе, содержащей остатки горючих угольных пород.
Приказами Сибирского управления Ростехнадзора ООО "Шахта "Зенковская" установлена 3-я категория опасности по выбросам метана.
ООО "Шахта "Зенковская" является опасной и по взрывам пыли, так как разрабатываемые пласты имеют выход летучих веществ 15% и более, при этом взрывчатость пыли установлена лабораторными испытаниями (пункт 292 Правил N 50).
В соответствии с пунктом 295 Правил N 50 на шахтах, разрабатывающих пласты, опасные по взрывам пыли, должны осуществляться мероприятия по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли, основанные на применении инертной пыли (сланцевая пылевзрывозащита), воды или смачивающими составами (гидропылевзрывозащита) или воды и инертной пыли (комбинированная пылевзрывозащита).
При проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности Ростехнадзором 06.03.2012 должнику было вынесено предписание N 21-03-02, должностные лица шахты привлечены к административной ответственности.
Для организации безопасной работы взрывоопасных и пожароопасных объектов руководители угольных предприятий должны обеспечить укомплектованность штата работников организаций в соответствии с установленными требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.04.2008 N 392-р).
Несение внеочередных хозяйственных расходов также является необходимым условием для эксплуатации угольной шахты, решения неотложных производственных задач, в целях недопущения необоснованных остановок эксплуатации шахты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей; вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Следовательно, эти расходы конкурсный управляющий обязан погасить до удовлетворения текущих платежей иных очередей.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы о продолжении производственной деятельности шахты, недопущении техногенных последствий на ней согласно решениям собраний кредиторов с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что должник относится к категории опасных производств, а осуществление деятельности шахты в нормальном режиме обеспечивает ее безопасность.
При таких обстоятельствах конкурсный управляющий обоснованно вне очереди погашал расходы, направленные на проведение мероприятий по недопущению возникновения последствий, связанных с техногенными и (или) экологическими катастрофами либо гибелью людей, которые могли бы возникнуть в случае прекращения деятельности организации должника.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении жалобы ФНС России о признании незаконными действий конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л., связанных с неисполнением обязанности по уплате НДФЛ и нарушением календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о несогласии с выясненными обстоятельствами наличия у конкурсного управляющего средств, достаточных для погашения требований уполномоченного органа по НДФЛ, не могут быть приняты во внимание, так как не указывают на неправильное применение судами норм материального права при разрешении данного спора.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 09.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6017/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МЕЛИХОВ
Судьи
О.В.КАДНИКОВА
В.А.ЛОШКОМОЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N А27-6017/2007
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N А27-6017/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Долгих М.Г. кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области на определение от 09.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Степанова О.И.) и постановление от 18.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фролова Н.Н., Кудряшева Е.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-6017/2007 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" (653017, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Труда, 118, ИНН 4223035075, ОГРН 1034223011657) по жалобе Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" Лазаревича Евгения Леонидовича.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Поль Е.В.) в заседании участвовали представители: Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области Козлова Ю.В. по доверенности от 05.09.2013; конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" Лазаревича Евгения Леонидовича - Казакова Е.Н. по доверенности от 11.08.2011.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.04.2009 общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Зенковская" (далее - ООО "Шахта "Зенковская", должник) признано несостоятельным (банкротом) открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лазаревич Евгений Леонидович (далее - Лазаревич Е.Л.).
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 15.02.2013 обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с жалобой, уточненной в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), на действия конкурсного управляющего Лазаревича Е.Л.
Жалоба содержит требование о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего Лазаревич Е.Л., выразившихся в неуплате конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства ООО "Шахта "Зенковская" текущих платежей по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2011 год в размере 24 028 648 рублей, в неисполнении пункта 5 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в неуплате конкурсным управляющим ООО "Шахта "Зенковская" текущих налоговых платежей по НДФЛ в размере 52 404 127 рублей с выплаченной заработной платы на сумму 323 340 643 рубля за 2012 год, а также в нарушении календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Определением суда от 09.10.2013 в удовлетворении жалобы ФНС России на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л. отказано.
Суд первой инстанции исходил из распределения конкурсным управляющим конкурсной массы с учетом требований пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве, поскольку должник относится к категории организаций, осуществляющих опасное производство, а осуществление деятельности шахты в нормальном режиме обеспечивает ее безопасность.
Постановлением от 18.12.2013 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения определение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим очередности, необоснованном привлечении подрядчика и достаточности денежных средств для уплаты НДФЛ при значительной выручке должника.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить жалобу на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л.
Уполномоченный орган не согласен с оценкой судами доказательств, свидетельствующих о наличии предпосылок возникновения технологической, экологической катастрофы и гибели людей.
Как полагает уполномоченный орган, конкурсный управляющий в нарушение очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве, оплатил взыскание по постановлениям Ростехнадзора в размере 2 372 000 рублей за 2012 год.
По мнению уполномоченного органа, при наличии собственных ресурсов для ведения работ с опережением графика и транспортировки добытого полезного ископаемого должник необоснованно заключил со специализированным подрядчиком - обществом с ограниченной ответственностью "ТрансУглеМет" (далее - ООО "ТрансУглеМет") подрядный договор от 06.03.2012 на выполнение комплекса работ по проведению горной выработки, транспортированию вскрышных пород на породный отвал, по формированию породного отвала, технологических дорог.
Уполномоченный орган считает возможным направление на оплату НДФЛ денежных средств, которыми конкурсный управляющий оплачивал услуги привлеченных специалистов за пределами установленного Законом о банкротстве лимита.
Представитель ФНС России в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
Конкурсный управляющий ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревич Е.Л. в отзыве отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе уполномоченного органа. Согласен с судебной оценкой своих действий по первоочередному погашению задолженности по заработной плате, необходимых расходов в ущерб перечислению в бюджет НДФЛ, как добросовестных, разумных, осуществленных в интересах должника, работников и общества.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л. поддержал возражения против отмены судебных актов.
Проверив законность определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На стадии проведения процедуры конкурсного производства ООО "Шахта "Зенковская", открытой решением суда от 09.04.2009, уполномоченный орган обжаловал действия конкурсного управляющего Лазаревича Е.Л., связанные с неисполнением обязанности по уплате НДФЛ за 2011 и 2012 годы и нарушении календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
Из положений статьи 60 Закона о банкротстве вытекает, что кредиторам предоставлено право обжаловать действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.
На конкурсного управляющего согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве возложено осуществление полномочий руководителя должника и иных органов управления должника.
В ходе исследования материалов дела, суд первой инстанции установил, что ООО "Шахта "Зенковская" на протяжении всей процедуры банкротства осуществляло хозяйственную деятельность, к которой привлечены 1 897 человек.
Собранием кредиторов от 10.09.2009 было принято решение о продолжении осуществления производственно-хозяйственной деятельности шахты, поскольку должник относится к опасным производственным объектам и прекращение хозяйственной деятельности может повлечь техногенную и экологическую катастрофу.
Из отчетов конкурсного управляющего о движении денежных средств и выписок банка судом установлено, что конкурсным управляющим Лазаревичем Е.Л. в период с 1 января по 31 октября 2012 года выплачивалась заработная плата лицам, работающим по трудовым договорам, однако оплата НДФЛ не осуществлялась.
На счете должника после выплаты заработной платы имелись свободные денежные средства, которые в нарушение календарной очередности удовлетворения требований по текущим платежам, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, направлялись конкурсным управляющим на оплату текущей задолженности, относящейся к 3 и 4 очередям.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы должника. В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в соответствии с Законом о банкротстве, является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц. Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта. В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника. В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий согласно пункту 5 статьи 134 Закона о банкротстве должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), а также платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Согласно статьям 207, 226 Налогового кодекса Российской Федерации и своему статусу работодателя ООО "Шахта "Зенковская" является налоговым агентом, на которого возлагается обязанность по удержанию исчисленной суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислении в бюджет.
Из представленных конкурсным управляющим сведений следует, что за 2011 год выплачена заработная плата в размере 383 765 020 рублей 70 копеек, удержано 48 835 791 рубль налога, перечислено только 24 028 648 рублей.
За период с 01.01.2012 по 31.12.2012 конкурсный управляющий выплатил 323 340 643 рубля заработной платы, с которой подлежал уплате НДФЛ в размере 42 034 283 рублей.
Вместе с тем, конкурсный управляющий в данный период оплачивал текущие платежи 3 и 4 очередей на сумму более 180 000 000 рублей.
Для исключения неблагоприятных техногенных, экологических, экономических и социальных последствий собранием кредиторов ООО "Шахта "Зенковская" от 14.11.2011 был утвержден план мероприятий по недопущению техногенных последствий.
Правилами безопасности в угольных шахтах, утвержденными постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.2003 N 50 (далее - Правила N 50), запрещена остановка объектов жизнеобеспечения шахты (электроподстанции, вентиляторы, подъемы, водоотливы, дегазационные, газоотсасывающие, холодильные и калориферные установки, котельные и др.) и отключение систем обеспечения безопасности шахты - многофункциональной системы безопасности и систем, входящих в ее состав (пункт 104 Правил).
Шахта может быть законсервирована либо ликвидирована только в строгом соответствии с требованиями специальных законодательных актов.
Выполнение указанных в плане мероприятий требует значительных финансовых затрат. Материалами дела подтверждена недостаточность в конкурсной массе должника денежных средств для полной выплаты текущей заработной платы в части удерживаемого НДФЛ и страховых взносов.
На открытых торгах посредством публичного предложения имущество ООО "Шахта "Зенковская", составляющее единый комплекс, 30.09.2011 было продано обществу с ограниченной ответственностью "Ш. "Зенковская" (далее - ООО "Ш. "Зенковская").
В порядке статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395 "О недрах" (далее - Закон о недрах) 17.08.2012 на основании переоформленной лицензии КЕМ N 15403 ТЭ к ООО "Ш. "Зенковская" перешло право пользования участками недр, ранее разрабатываемыми горным отводом на Прокопьевском каменноугольном месторождении в Кемеровской области. Вследствие невозможности одновременного переоформления на нового собственника лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов; на хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; на производство маркшейдерских работ, на сбор и использование, транспортирование и размещение опасных веществ и материалов, победитель торгов ООО "Ш. "Зенковская" не имел правовых оснований приступать к осуществлению функций по угледобыче, принятию трудового коллектива предприятия-банкрота, что повлекло заключение конкурсным управляющим ООО "Шахта "Зенковская" с указанным лицом договора от 01.10.2012 на выполнение подрядных горных работ.
Договором подряда было предусмотрено, что во исполнение требований статьи 22 Закона о недрах, постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85 "Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" до момента согласования должником собственного плана развития горных работ производство этих работ осуществляется должником.
На 2011 и 2012 годы заместителем руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора были рассмотрены и согласованы планы развития горных работ ООО "Шахта "Зенковская".
Принимая решение о согласовании ведения ООО "Шахта "Зенковская" горных работ в 2012 году, Южно-Сибирское управление Ростехнадзора установило ряд обязательных условий, в том числе обеспечение выполнения в течение 2012 года плановых объемов добычи и вскрыши, выполнение программы по ликвидации отставания по вскрышным работам и приведение фактического положения горных работ в соответствие с проектными параметрами на 2012 год.
В целях надлежащей эксплуатации ООО "Шахта "Зенковская" был привлечен специализированный подрядчик - ООО "ТрансУглеМет", с которым заключен договор от 06.03.2012 N ТУМ/ШЗ-1 на выполнение комплекса работ по проведению горной выработки, транспортированию вскрышных пород на породный отвал, по формированию породного отвала, технологических дорог.
Выполненные работы позволили не допустить остановки эксплуатации участка открытых горных работ ООО "Шахта "Зенковская", пожаров на ранее подготовленных угольных пластах, складированной вскрышной породе, содержащей остатки горючих угольных пород.
Приказами Сибирского управления Ростехнадзора ООО "Шахта "Зенковская" установлена 3-я категория опасности по выбросам метана.
ООО "Шахта "Зенковская" является опасной и по взрывам пыли, так как разрабатываемые пласты имеют выход летучих веществ 15% и более, при этом взрывчатость пыли установлена лабораторными испытаниями (пункт 292 Правил N 50).
В соответствии с пунктом 295 Правил N 50 на шахтах, разрабатывающих пласты, опасные по взрывам пыли, должны осуществляться мероприятия по предупреждению и локализации взрывов угольной пыли, основанные на применении инертной пыли (сланцевая пылевзрывозащита), воды или смачивающими составами (гидропылевзрывозащита) или воды и инертной пыли (комбинированная пылевзрывозащита).
При проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований промышленной безопасности Ростехнадзором 06.03.2012 должнику было вынесено предписание N 21-03-02, должностные лица шахты привлечены к административной ответственности.
Для организации безопасной работы взрывоопасных и пожароопасных объектов руководители угольных предприятий должны обеспечить укомплектованность штата работников организаций в соответствии с установленными требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.04.2008 N 392-р).
Несение внеочередных хозяйственных расходов также является необходимым условием для эксплуатации угольной шахты, решения неотложных производственных задач, в целях недопущения необоснованных остановок эксплуатации шахты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей; вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Следовательно, эти расходы конкурсный управляющий обязан погасить до удовлетворения текущих платежей иных очередей.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные документы о продолжении производственной деятельности шахты, недопущении техногенных последствий на ней согласно решениям собраний кредиторов с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что должник относится к категории опасных производств, а осуществление деятельности шахты в нормальном режиме обеспечивает ее безопасность.
При таких обстоятельствах конкурсный управляющий обоснованно вне очереди погашал расходы, направленные на проведение мероприятий по недопущению возникновения последствий, связанных с техногенными и (или) экологическими катастрофами либо гибелью людей, которые могли бы возникнуть в случае прекращения деятельности организации должника.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении жалобы ФНС России о признании незаконными действий конкурсного управляющего ООО "Шахта "Зенковская" Лазаревича Е.Л., связанных с неисполнением обязанности по уплате НДФЛ и нарушением календарной очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о несогласии с выясненными обстоятельствами наличия у конкурсного управляющего средств, достаточных для погашения требований уполномоченного органа по НДФЛ, не могут быть приняты во внимание, так как не указывают на неправильное применение судами норм материального права при разрешении данного спора.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 09.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6017/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МЕЛИХОВ
Судьи
О.В.КАДНИКОВА
В.А.ЛОШКОМОЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)