Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Савкиной М.А., Аглиуллиной Ф.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Ржевского Н.Е., доверенность от 29.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 (судья Боровков М.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Александров А.И., Липкинд Е.Я.)
по делу N А65-18820/2012
по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Термоизол",
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Термоизол", г. Набережные Челны (ИНН 1650073400, ОГРН 1031616001218),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 общество с ограниченной ответственностью "Термоизол" (далее - ООО "Термоизол", должник) признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мубаракшин Р.Ф.
Сообщение о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 29.06.2013 N 112.
В Арбитражный суд Республики Татарстан 26.08.2013 поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 328 128,87 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 во включении требования Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган, ФНС России) в реестр требований кредиторов ООО "Термоизол" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о включении требования в размере 328 128 руб. 87 коп. пени в реестр требований кредиторов должника - ООО "Термоизол".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2013 требование Федеральной налоговой службы России включено в реестр требований кредиторов должника в общем размере 18 591 859 руб. 05 коп., в т.ч.: 1 786 890 руб., недоимка; 662 001 руб. 81 коп. пени; 214 169 руб. штрафы по налогу на прибыль (федеральный бюджет); 4 950 607 руб. недоимка; 1 998 535 руб. 36 коп. пени; 604 551 руб. штраф по налогу на прибыль организаций (бюджет РТ); 5 182 380 руб. 98 коп. недоимка; 2 509 416 руб. 46 коп. пени; 620 940 руб. штрафы по НДС; 33 151 руб. 67 коп. недоимка; 1677 руб. 85 коп. пени по транспортному налогу; 15 499 руб. недоимка; 1203 руб. 11 коп. пени по налогу на имущество; 7107 руб. 90 коп. пени по ЕСН в бюджет РФ; 1808 руб. 20 коп. пени по ЕСН ТФОМС; 80 руб. 56 коп. пени по ЕСН ФФОМС; 1418 руб. 61 коп. пени по ЕСН в ФСС; 208 руб. 10 коп. пени по налогу на пользователей автодорог; 03 руб. 84 коп. пени по целевым сборам на содержание милиции; 208 руб. 60 коп. задолженность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду.
На задолженность, включенную в реестр требований кредиторов должника (основной долг), уполномоченным органом доначислены пени на дату открытия конкурсного производства (17.06.2013), что явилось основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов пени в сумме 328 128 руб. 87 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФНС России требований, суды обоснованно указали, что поскольку ФНС России ранее реализовала свое право на предъявление к должнику требования, составляющего сумму основного долга и пени, и суд, установив размер этого требования, включил его в реестр требований кредиторов должника, размер установленного требования впоследствии изменению не подлежит.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из названной нормы следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", следует, что после включения в реестр требования по заемному (кредитному) обязательству, в состав которого входят как возврат суммы займа (кредита), так и уплата процентов на нее, размер задолженности по нему фиксируется на дату введения наблюдения и более не изменяется. Данное правило распространяется и на неустойку.
Таким образом, начисление пеней на сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству (обязательным платежам) является однократным, в связи с чем, состав и размер требования кредиторов (уполномоченного органа), обратившихся с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а кредиторов (уполномоченного органа), заявивших свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения и впоследствии они (состав и размер) требований кредиторов (уполномоченных органов), установленных на дату введения процедуры наблюдения, не изменяются.
Требования уполномоченного органа, установленные на дату введения в отношении должника процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов должника, впоследствии не изменяются, следовательно, оснований для включения в реестр дополнительно начисленных пеней за период наблюдения (до принятия решения о признании должника банкротом) не имеется.
Аналогичная позиция изложена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованию кредиторов при банкротстве".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника пени на дату открытия конкурсного производства находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А65-18820/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.П.ГЕРАСИМОВА
Судьи
М.А.САВКИНА
Ф.Г.АГЛИУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18820/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу N А65-18820/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.П.,
судей Савкиной М.А., Аглиуллиной Ф.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы - Ржевского Н.Е., доверенность от 29.04.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 (судья Боровков М.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Александров А.И., Липкинд Е.Я.)
по делу N А65-18820/2012
по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Термоизол",
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Термоизол", г. Набережные Челны (ИНН 1650073400, ОГРН 1031616001218),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 общество с ограниченной ответственностью "Термоизол" (далее - ООО "Термоизол", должник) признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Мубаракшин Р.Ф.
Сообщение о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 29.06.2013 N 112.
В Арбитражный суд Республики Татарстан 26.08.2013 поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 328 128,87 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 во включении требования Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган, ФНС России) в реестр требований кредиторов ООО "Термоизол" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС России просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о включении требования в размере 328 128 руб. 87 коп. пени в реестр требований кредиторов должника - ООО "Термоизол".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2013 требование Федеральной налоговой службы России включено в реестр требований кредиторов должника в общем размере 18 591 859 руб. 05 коп., в т.ч.: 1 786 890 руб., недоимка; 662 001 руб. 81 коп. пени; 214 169 руб. штрафы по налогу на прибыль (федеральный бюджет); 4 950 607 руб. недоимка; 1 998 535 руб. 36 коп. пени; 604 551 руб. штраф по налогу на прибыль организаций (бюджет РТ); 5 182 380 руб. 98 коп. недоимка; 2 509 416 руб. 46 коп. пени; 620 940 руб. штрафы по НДС; 33 151 руб. 67 коп. недоимка; 1677 руб. 85 коп. пени по транспортному налогу; 15 499 руб. недоимка; 1203 руб. 11 коп. пени по налогу на имущество; 7107 руб. 90 коп. пени по ЕСН в бюджет РФ; 1808 руб. 20 коп. пени по ЕСН ТФОМС; 80 руб. 56 коп. пени по ЕСН ФФОМС; 1418 руб. 61 коп. пени по ЕСН в ФСС; 208 руб. 10 коп. пени по налогу на пользователей автодорог; 03 руб. 84 коп. пени по целевым сборам на содержание милиции; 208 руб. 60 коп. задолженность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду.
На задолженность, включенную в реестр требований кредиторов должника (основной долг), уполномоченным органом доначислены пени на дату открытия конкурсного производства (17.06.2013), что явилось основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов пени в сумме 328 128 руб. 87 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФНС России требований, суды обоснованно указали, что поскольку ФНС России ранее реализовала свое право на предъявление к должнику требования, составляющего сумму основного долга и пени, и суд, установив размер этого требования, включил его в реестр требований кредиторов должника, размер установленного требования впоследствии изменению не подлежит.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из названной нормы следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", следует, что после включения в реестр требования по заемному (кредитному) обязательству, в состав которого входят как возврат суммы займа (кредита), так и уплата процентов на нее, размер задолженности по нему фиксируется на дату введения наблюдения и более не изменяется. Данное правило распространяется и на неустойку.
Таким образом, начисление пеней на сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству (обязательным платежам) является однократным, в связи с чем, состав и размер требования кредиторов (уполномоченного органа), обратившихся с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а кредиторов (уполномоченного органа), заявивших свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения и впоследствии они (состав и размер) требований кредиторов (уполномоченных органов), установленных на дату введения процедуры наблюдения, не изменяются.
Требования уполномоченного органа, установленные на дату введения в отношении должника процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов должника, впоследствии не изменяются, следовательно, оснований для включения в реестр дополнительно начисленных пеней за период наблюдения (до принятия решения о признании должника банкротом) не имеется.
Аналогичная позиция изложена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованию кредиторов при банкротстве".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника пени на дату открытия конкурсного производства находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А65-18820/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.П.ГЕРАСИМОВА
Судьи
М.А.САВКИНА
Ф.Г.АГЛИУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)