Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2013 ПО ДЕЛУ N А65-15131/2013

Разделы:
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу N А65-15131/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2013 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 сентября 2013 года, принятое по делу N А65-15131/2013, судья Коротенко С.И.,
по иску открытого акционерного общества "КАМАЗ" (ОГРН 1021602013971, ИНН 1650032058), Республика Татарстан, гор. Набережные Челны,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), гор. Казань,
и к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), гор. Казань,
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка на условиях истца,
с участием представителя ОАО "КАМАЗ" Афанасьева А.С. (доверенность от 29.12.2012),

установил:

Открытое акционерное общество "КАМАЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань" о понуждении к заключению договора N 16950 купли-продажи земельного участка, обязав принять пункт 2.1 договора в редакции "Цена проданного земельного участка, определенная как 2,5% от кадастровой стоимости, составляет 640408,95 руб. (шестьсот сорок тысяч четыреста восемь рублей 95 коп.), НДС не облагается".
В обоснование своей просьбы истец указал, что на спорном земельном участке расположено принадлежащее истцу на праве собственности здание представительства ОАО "КАМАЗ" в г. Казани, 11.04.2012 г. истец обратился в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани с заявлением о возмездном приобретении земельного участка с кадастровым номером 16:50:010605:8 площадью 1850 кв. м, находящемся по адресу: г. Казань, ул. Карла Маркса, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.09.2012 г. N 6235 заявление истца было удовлетворено, испрашиваемый земельный участок был предоставлен истцу на праве собственности, а Комитетом на основании постановления был подготовлен и направлен в адрес истца проект договора N 16950 купли-продажи земельного участка, согласно пункту 2.1 которого цена проданного земельного участка определена в размере 3832207,16 руб. - 17-кратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827. Истец полагает, что в силу статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялась по льготным ценам. Такая цена в РТ определена постановлением Кабинета Министров РТ от 17.01.2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1).
Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани с требованиями истца не согласился, указал, что до 01.07.2012 г. цена продажи земельных участков определялась постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений". Однако с 20.10.2012 г. вступило в силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", согласно которому цена земельных участков устанавливается в виде 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Права на приобретение земельного участка по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка истец по мнению ответчика не имеет, поскольку спорный земельный участок не переоформлялся истцом из постоянного пользования в собственность, а на основании договора от 29.11.1999 г. N 3272 находился у общества в аренде на 49 лет.
ОАО "КАМАЗ" является собственником нежилого здания 2-х этажного (подземных этажей - 1), общей площадью 1167,20 кв. м, инв. N 1597, литера А, объект N 2, находящегося по адресу: Республика Татарстан, гор. Казань, ул. Карла Маркса, д. 35. Указанное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 29.08.2002 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 16:50:010605:8 от 29.02.2012 г. земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 01.09.1999 г., имеет площадь 1850 кв. м +/- 15,05 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир (литер В), почтовый адрес ориентира Республика Татарстан, гор. Казань, Вахитовский район, ул. К.Маркса, д. 35, разрешенное использование - под размещение служб Представительства, кадастровая стоимость 25 616 358 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 13846,68 руб.
На основании договора аренды земли от 29.11.1999 г. N 3272 спорный земельный участок находился у ОАО "КАМАЗ" на праве аренды.
11.04.2012 г. письмом N 02060/44-2 ОАО "КАМАЗ" обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением о приобретении в собственности земельного участка в Вахитовском районе ул. К.Маркса, 35 площадью 1850 кв. м, на котором расположено 2-х этажное офисное здание представительства ОАО "КАМАЗ", помещение охраны, проложены сети канализация, водоснабжение, электросети.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.09.2012 г. N 6235 заявление было удовлетворено. ОАО "КАМАЗ" предоставлен за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 16:50:010605:8 площадью 1850 кв. м, занимаемый зданием с размещением служб Представительства по ул. Карла Маркса, 35. Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани предложено в месячный срок с даты принятия решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Проект договора был подготовлен Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани не ранее 29.10.2012 г., при этом в пункте 2.1 договора была определена цена проданного земельного участка в соответствии с актом установления цены продажи земельного участка 3 832 207 руб. 16 коп. (НДС не облагается).
Согласно акту N 1734 от 29.10.2012 г. установления цены продажи земельного участка цена участка установлена в размере 3 832 207 руб. 16 коп. При этом Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани руководствовался удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (13846,68 руб. за 1 кв. м), ставкой земельного налога, установленной решением Казанской городской Думы от 24.10.2011 г. N 12-8 "О внесении изменений в решение Представительного органа муниципального образования г. Казани "О земельном налоге" (0,88%), повышающим коэффициентом, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (17,0).
В свою очередь истец полагает неправомерным указанный расчет и полагает, что цену проданного земельного участка надлежит определить в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - на основании статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 6 сентября 2013 года иск удовлетворен.
На Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани возложена обязанность заключить договор купли-продажи земельного участка N 16950 с кадастровым номером 16:50:010605:8 общей площадью 1850 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Вахитовский район, ул. К.Маркса, д. 35, изложив пункт 2.1 договора в редакции истца: "Цена проданного земельного участка определенная как 2,5% от кадастровой стоимостью, составляет 640 408 руб. 95 коп., НДС не облагается".
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным актом, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В обоснование своей просьбы ответчик в жалобе указал, что правильно следовало оценить размер выкупной стоимости земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "КАМАЗ" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 г. в соответствии с положениями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела было отложено и назначено на 21.11.2013 г. в связи с истребованием у истца копий судебных актов по делу N А65-10729/2001, на основании которых истец стал собственником нежилого здания, находящегося на спорном земельном участке.
В судебном заседании представитель ОАО "КАМАЗ" Афанасьев А.С. против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, представил затребованные судом копии судебных актов судов трех инстанций по делу N А65-10729/2001.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, которые судом о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 г. продажа земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, осуществлялась по установленным льготным ценам.
В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" до 01.07.2012 г. коммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, имеют право приобрести земельные участки по цене, составляющей два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.
В свою очередь постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827 "О продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" определило порядок расчета выкупной цены земельных участков с 01.07.2012 г. в виде 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827 не может быть применено к правоотношениям сторон в рассматриваемом споре.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все необходимые существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определить по состоянию на дату подачи такого заявления.
Материалами дела подтверждено, что истец с заявлением о приобретении спорного земельного участка в собственность обратился в уполномоченный орган 11.04.2012 г., а поэтому уполномоченный орган в месячный срок должен был принять решение о предоставлении истцу земельного участка, при этом должен был определить размер выкупной стоимости по правилам, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
Несвоевременность исполнения ответчиками указанных обязанностей, что повлекло за собой фактическое принятие решения о предоставлении земельного участка после 01.07.2012 г. не может влечь для истца обязанность по приобретению спорного земельного участка в собственность по цене, определенной вопреки правилами, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 г. N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при определении цены земельного участка надлежит применять постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2012 г. N 827 противоречат указанным выше нормам права и не могут быть признаны обоснованными. В силу этого апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 сентября 2013 года, принятое по делу N А65-15131/2013, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)