Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Капьяргаз" (416550, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ниловского, 29, ИНН 3013000902, ОГРН 1023000803803)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (416500, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Чкалова, 5, ИНН 3001011346, ОГРН 1043006963416), Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10, ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825)
о признании недействительным решения от 30.05.2013 г N 07-41/5, о признании недействительным решения от 08.08.2013 N 167-Н в полном объеме, за исключением начисления пени по НДФЛ,
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области - представитель Голубева М.В., по доверенности N 02-35/9 от 05.06.2014; открытого акционерного общества "Капьяргаз" - представитель Колодяжный А.А., по доверенности N 15 от 11.06.2013, представитель Еремина И.А., по доверенности N 117 от 04.02.2014
без участия в судебном заседании представителей: Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (почтовое уведомление N 95778 приобщено к материалам дела)
установил:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Капьяргаз" (далее - ОАО "Капьяргаз", общество) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) о признании недействительными:
- - решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 в части привлечения к налоговой ответственности в полном объеме, доначисления налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней по налогу на прибыль организаций и НДС;
- - решения УФНС России по Астраханской области от 08.08.2013 N 167-Н в полном объеме, за исключением начисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 признаны недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решение УФНС России по Астраханской области в части привлечения ОАО "Капьяргаз" к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 191 751 руб., уменьшил указанную сумму штрафа до 20 000 руб.
В остальной части заявленных требований ОАО "Капьяргаз" суд отказал.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 в обжалованной части оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судом первой и апелляционной инстанций судебными актами, ОАО "Капьяргаз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014, в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решения УФНС России по Астраханской области о привлечении ОАО "Капьяргаз" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 39 619 руб., за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 39 434 руб., в части начисления пени по НДС в размере 38 405 руб., начислении пени по налогу на прибыль организации в сумме 15 195 руб., а также по доначислению сумму НДС размере 198 097 руб., налог на прибыль организации в размере 197 173 руб. отменить и удовлетворить заявление ОАО "Капьяргаз" о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решения УФНС России по Астраханской области в данной части.
Постановлением ФАС Поволжского округа решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А06-6333/2013 в обжалуемой части отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку доводу ОАО "Капьяргаз" о том, что доначисленная сумма 735 982 руб. осталась у подрядчика. Подрядчик уже уплатил с указанной суммы НДС и налог на прибыль.
В части доначисления налога в размере 114 663 руб. суд кассационной инстанции указал, что необходимо дать оценку доводу о том, что данная сумма не является компенсацией за понесенные расходы по страховым объектам.
При новом рассмотрении спора, заявитель уточнил требования в порядке статьи 49 АПК РФ, в которых просил отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5о "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания с ОАО "Капьяргаз" 520 789 руб. и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области произвести возврат в пользу ОАО "Капьяргаз" необоснованно удержанной суммы в размере 520 789 руб., а акт же отказался от требований к УФНС России по Астраханской области, в связи с чем, просил производство по делу в данной части прекратить.
Определением суда от 12.08.2014, производство по делу в части требований к УФНС России по Астраханской области, прекращено.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 требования ОАО "Капьяргаз" удовлетворены.
Признано недействительным решение МИФНС России N 4 по Астраханской области N 07-41/5 от 30.05.2013 в части доначисления НДС в сумме 193 334 руб., налога на прибыль в сумме 197 173 руб., пени по НДС в сумме 36 987 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 15 195 руб., штрафных санкций по НДС в сумме 38 666 руб., штрафных санкций по налогу на прибыль в сумме 39 434 руб.
На МИФНС России N 4 по Астраханской области возложена обязанность принять решение о возврате ООО "Капяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Не согласившись с принятым решением, МИФНС России N 4 по Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители инспекции, налогоплательщика поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Капьяргаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По итогам выездной налоговой проверки составлен акт от 24.04.2013 N 07-41/5.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 30.05.2013, акта выездной налоговой проверки от 24.04.2013 N 07-41/5, возражений налогоплательщика от 28.05.2013, иных материалов налоговой проверки налоговым органом вынесено решение N 07-41/5 от 30.05.2013 о привлечении ОАО "Капьяргаз" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в общем размере 270 804 руб.
Кроме того, решением обществу доначислены: НДС в сумме 198 097 руб., налог на прибыль в сумме 197 173 руб., единый социальный налог в сумме 211 971 руб. 82 коп., а также начислены пени: по НДС в сумме 38 405 руб.; по НДФЛ в сумме 15 859 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 1124 руб., зачисляемый в бюджет субъекта в сумме 14 071 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с жалобой в УФНС России по Астраханской области.
Решением УФНС России по Астраханской области от 08.08.2013 N 167-Н, решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения.
Рассмотрев требования заявителя, в части, в которой они были направлены кассационной инстанцией на новой рассмотрение, с учетом уточнения требований заявителем, суд первой инстанции, принимая во внимание положения абзаца второго пункта 15 части второй статьи 289 АПК РФ пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании ст. 246 НК РФ общество является плательщиком налога на прибыль.
Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с положениями статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Судом установлено, что ОАО "Капьяргаз", выступая субподрядчиком, заключило договор строительного подряда от 11.10.2010 N 55 с подрядчиком ОАО "Агроспецмонтаж" на выполнение строительно-монтажных работ на объекте газификации Распределительные сети газоснабжения п. Военный городок г. Ахтубинска Ахтубинского района Астраханской области.
Согласно условиям договора, субподрядчик, обязуется выполнить работы по строительству. "Подрядчик" обязуется создать условия для выполнения работ, принять их результат в установленном порядке и оплатить обусловленную договором сумму.
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 01.07.2011 к договору N 55 от 11.10.2010 года, раздел 2 дополнен пунктом 2.8, согласно которого "стоимость услуг Подрядчика составляет 4% от стоимости работ, выполненных Субподрядчиком".
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщик в 4 квартале 2010 года, 1 и 2 кварталах 2011 года отразил в бухгалтерском учете доход от реализации товаров (работ, услуг), стоимость выполненных работ по договору N 55 от 11.10.2010 года в сумме 17 663 587 руб., что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и книгами продаж.
Платежными документами подтверждено, что какие-либо другие денежные средства ОАО "Капьяргаз" от подрядчика по банковским и другим платежным документам за проверяемый период не получало.
Согласно актам приемки выполненных работ N 1 от 30.11.2010, N 2 от 15.12.2010, N 3 от 31.01.2011, N 4 от 28.02.2011, N 5 от 31.03.2011, N 6 от 29.04.2011, N 7 от 30.05.2011 стоимость выполненных работ по договору N 55 от 11.10.2010 составляет 18 399 569 руб.
В соответствии с тем, что дополнительное соглашение N 2 от 01.07.2011 года к договору N 55 от 11.10.2011 года, согласно которому раздел 2 дополнен пунктом 2.8 об условии возмещения услуг генподряда в размере 4% (договор N 55 от 11.10.2010 г. не содержал данного условия), вступило в силу только 01.07.2011 года, следовательно, в 4 квартале 2010 года, 1 и 2 кварталах 2011 года ОАО "Капьяргаз" уменьшило стоимость выполненных работ на услуги подряда в сумме 735 982 руб.,
Исходя из того, что согласно актам приемки выполненных работ стоимость выполненных работ на услуги составила 18 399 560 руб., налоговым органом доначислен налог в сумме 735 982 руб.
Вместе с тем сумма, полученная от подрядчика при сложении сумм по актам выполненных работ, которая учтена в ценах 2011 год составляет 17 663 587 руб.
Кроме того, в форме уточнения расчетов, предложенной подрядчиком - "Стоимость работ в текущем уровне цен" также составляет - 17 663 587 руб. 58 коп.
Как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом не учтено, что сумма 735 982 руб. осталась у подрядчика и была перечислена ему заказчиком. Подрядчик - ОАО "Агроспецмонтаж" уже уплатил с указанной суммы НДС и налог на прибыль.
Дополнительное соглашение к договору от 01.07.2011 N 2, которым предусмотрена оплата услуг подрядчику, не может применяться к отношениям и расчетам за проверяемый период, поскольку указанное соглашение не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 01.07.2011.
Вместе с тем, налоговый орган после доначисления дохода на сумму 735 982 руб., обязал уплатить ОАО "Капьяргаз" не получавшее никогда указанной суммы, НДС, налог на прибыль, которые уже были уплачены другой организацией ОАО "Агроспецмонтаж", а также начислил на эту сумму пени и штраф.
Таким образом, ОАО "Капьяргаз" должно уплатить налог из денежных сумм, фактически полученных от подрядчика.
Как следует из материалов дела ОАО "Капьяргаз", выступая в качестве подрядчика, заключало договоры строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ с субподрядчиками: - ООО "Газстрой-Быково" - от 11.04.2011 N 14-11 и от 01.01.2011 N 08-11, - ООО "МастерГаз" - от 23.11.2011 N 34-11, от 09.12.2011 N 39-11, от 13.12.2011 N 40-11; - ООО "Ковчег" - от 29.10.2010 N 11-10.
При расчетах с указанными организациями сложилась аналогичная ситуация, только в этом случае ОАО "Капьяргаз" выступало в роли подрядчика.
Субподрядные организации выставляли в адрес ОАО "Капьяргаз": справки о выполненных работах и затратах (форма КС-3) с учетом цены договора и за вычетом подрядных услуг; акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) как и требует, бухгалтерский учет, в ценах 2001 года; справки - стоимость работ в текущем уровне цен - по форме предложенной уже нашей организацией - подрядчиком, для уточнения взаимных расчетов и не предусмотренной ни одним бухгалтерским документом, в строке "Итого" отражалась реальная стоимость произведенных работ, то есть в соответствии с ценой договора, уже уменьшенной на процент услуг подрядчика.
Несмотря на то, что ОАО "Капьяргаз" учитывало в своих отчетах проценты подрядных услуг как доходы, платило с них НДС и налог па прибыль, что подтверждено документально налоговый орган повторно доначислил, уже полученную ОАО "Капьяргаз", прибыль в виде процентов подрядных услуг по договорам.
Кроме того, налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, уже уплаченные с этой суммы, а также пени и штраф.
Учитывая изложенное, исходя из того, что налогооблагаемая база по указанным налогам должна определяться исходя из фактического положения возникших отношений, а не из предполагаемого дохода организации и у ОАО "Капьяргаз" реально отсутствует неучтенная налогооблагаемая база по налогу на прибыль и НДС, указанная налоговым органом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение МИФНС России N 4 по Астраханской области N 07-41/5 от 30.05.2013 в части доначисления НДС в сумме 193 334 руб., налога на прибыль в сумме 197 173 руб., пени по НДС в сумме 36 987 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 15 195 руб., штрафных санкций по НДС в сумме 38 666 руб., штрафных санкций по налогу на прибыль в сумме 39 434 руб. подлежит признанию недействительным.
Кроме того, суд правильно посчитал необоснованным доначисление НДС суммы страхования объекта строительства в размере 114 663 руб., поскольку по факту данная сумма является не страховой, а является суммой компенсации за понесенные расходы по страхованию объекта строительства, вследствие чего вывод о получении дохода в размере 114 663 руб. не правомерен.
Исходя из нормы статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение расходов (компенсация) на страхование предмета государственного контракта на выполнение работ не является операцией по реализации ответчику каких-либо товаров, работ, услуг, которые согласно указанной статье признаются объектом налогообложения НДС.
При этом стороны гражданской сделки не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленные налоговым законодательством объект налогообложения (операции, облагаемые налогом), ставку налога, порядок его исчисления и взимания.
Сметой к государственному контракту от 25.11.2008 N 336 на выполнение работ по объекту "Распределение сети газоснабжения с. Капустин Яр Ахтубинского района" заключенному между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (заказчик) и ОАО "Капьяргаз" (подрядчик) не предусмотрено выделение НДС от суммы страхования.
Таким образом, начисление суммы НДС на сумму страховой премии является необоснованным.
Инспекцией во исполнение решения с общества в принудительном порядке взысканы налоги, пени и штраф в общей сумме 520 789 руб., что подтверждается инкассовыми поручениями NN 868, 12869, 12870, 862, 865, от 19.02.2014 г., NN 865 от 21.02.2014 г., N 865 от 26.02.2014 г., N 865 от 03.03.2014 г., N 865 от 04.03.2014 г., N 865 от 04.03.2014 г., N 865 от 06.03.2014 г., N 12863 от 19.02.2014 г., N 12866 от 19.02.2014 г., N 12864 от 19.02.2014 г., N 12867 от 19.02.2014 г.
В силу пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.
Принимая во внимание изложенное суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, пришел к выводу об обязанности МИФНС России N 4 по Астраханской области принять решение о возврате ООО "Капьяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата
Вывод суда в этой части является обоснованным, поскольку законодатель не связывает право налогоплательщика на начисление процентов на излишне взысканные суммы налога с фактом обращения его с заявлением о возврате сумм излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно обязал МИФНС России N 4 по Астраханской области принять решение о возврате ООО "Капьяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, поскольку отказ выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей будет нарушать справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц и интересами общества.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу МИФНС России N 4 по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Ю.КАПЛИН
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 12АП-12534/2014 ПО ДЕЛУ N А06-6333/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А06-6333/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "21" января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "28" января 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Капьяргаз" (416550, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Ниловского, 29, ИНН 3013000902, ОГРН 1023000803803)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (416500, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Чкалова, 5, ИНН 3001011346, ОГРН 1043006963416), Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10, ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825)
о признании недействительным решения от 30.05.2013 г N 07-41/5, о признании недействительным решения от 08.08.2013 N 167-Н в полном объеме, за исключением начисления пени по НДФЛ,
при участии в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области - представитель Голубева М.В., по доверенности N 02-35/9 от 05.06.2014; открытого акционерного общества "Капьяргаз" - представитель Колодяжный А.А., по доверенности N 15 от 11.06.2013, представитель Еремина И.А., по доверенности N 117 от 04.02.2014
без участия в судебном заседании представителей: Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (почтовое уведомление N 95778 приобщено к материалам дела)
установил:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Капьяргаз" (далее - ОАО "Капьяргаз", общество) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области) о признании недействительными:
- - решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 в части привлечения к налоговой ответственности в полном объеме, доначисления налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней по налогу на прибыль организаций и НДС;
- - решения УФНС России по Астраханской области от 08.08.2013 N 167-Н в полном объеме, за исключением начисления пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 признаны недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решение УФНС России по Астраханской области в части привлечения ОАО "Капьяргаз" к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 191 751 руб., уменьшил указанную сумму штрафа до 20 000 руб.
В остальной части заявленных требований ОАО "Капьяргаз" суд отказал.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 в обжалованной части оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судом первой и апелляционной инстанций судебными актами, ОАО "Капьяргаз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014, в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решения УФНС России по Астраханской области о привлечении ОАО "Капьяргаз" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 39 619 руб., за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 39 434 руб., в части начисления пени по НДС в размере 38 405 руб., начислении пени по налогу на прибыль организации в сумме 15 195 руб., а также по доначислению сумму НДС размере 198 097 руб., налог на прибыль организации в размере 197 173 руб. отменить и удовлетворить заявление ОАО "Капьяргаз" о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5 и решения УФНС России по Астраханской области в данной части.
Постановлением ФАС Поволжского округа решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А06-6333/2013 в обжалуемой части отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку доводу ОАО "Капьяргаз" о том, что доначисленная сумма 735 982 руб. осталась у подрядчика. Подрядчик уже уплатил с указанной суммы НДС и налог на прибыль.
В части доначисления налога в размере 114 663 руб. суд кассационной инстанции указал, что необходимо дать оценку доводу о том, что данная сумма не является компенсацией за понесенные расходы по страховым объектам.
При новом рассмотрении спора, заявитель уточнил требования в порядке статьи 49 АПК РФ, в которых просил отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области от 30.05.2013 N 07-41/5о "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части взыскания с ОАО "Капьяргаз" 520 789 руб. и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области произвести возврат в пользу ОАО "Капьяргаз" необоснованно удержанной суммы в размере 520 789 руб., а акт же отказался от требований к УФНС России по Астраханской области, в связи с чем, просил производство по делу в данной части прекратить.
Определением суда от 12.08.2014, производство по делу в части требований к УФНС России по Астраханской области, прекращено.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 требования ОАО "Капьяргаз" удовлетворены.
Признано недействительным решение МИФНС России N 4 по Астраханской области N 07-41/5 от 30.05.2013 в части доначисления НДС в сумме 193 334 руб., налога на прибыль в сумме 197 173 руб., пени по НДС в сумме 36 987 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 15 195 руб., штрафных санкций по НДС в сумме 38 666 руб., штрафных санкций по налогу на прибыль в сумме 39 434 руб.
На МИФНС России N 4 по Астраханской области возложена обязанность принять решение о возврате ООО "Капяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Не согласившись с принятым решением, МИФНС России N 4 по Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители инспекции, налогоплательщика поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Капьяргаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По итогам выездной налоговой проверки составлен акт от 24.04.2013 N 07-41/5.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 30.05.2013, акта выездной налоговой проверки от 24.04.2013 N 07-41/5, возражений налогоплательщика от 28.05.2013, иных материалов налоговой проверки налоговым органом вынесено решение N 07-41/5 от 30.05.2013 о привлечении ОАО "Капьяргаз" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в общем размере 270 804 руб.
Кроме того, решением обществу доначислены: НДС в сумме 198 097 руб., налог на прибыль в сумме 197 173 руб., единый социальный налог в сумме 211 971 руб. 82 коп., а также начислены пени: по НДС в сумме 38 405 руб.; по НДФЛ в сумме 15 859 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 1124 руб., зачисляемый в бюджет субъекта в сумме 14 071 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с жалобой в УФНС России по Астраханской области.
Решением УФНС России по Астраханской области от 08.08.2013 N 167-Н, решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения.
Рассмотрев требования заявителя, в части, в которой они были направлены кассационной инстанцией на новой рассмотрение, с учетом уточнения требований заявителем, суд первой инстанции, принимая во внимание положения абзаца второго пункта 15 части второй статьи 289 АПК РФ пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании ст. 246 НК РФ общество является плательщиком налога на прибыль.
Статьей 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с положениями статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Судом установлено, что ОАО "Капьяргаз", выступая субподрядчиком, заключило договор строительного подряда от 11.10.2010 N 55 с подрядчиком ОАО "Агроспецмонтаж" на выполнение строительно-монтажных работ на объекте газификации Распределительные сети газоснабжения п. Военный городок г. Ахтубинска Ахтубинского района Астраханской области.
Согласно условиям договора, субподрядчик, обязуется выполнить работы по строительству. "Подрядчик" обязуется создать условия для выполнения работ, принять их результат в установленном порядке и оплатить обусловленную договором сумму.
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 01.07.2011 к договору N 55 от 11.10.2010 года, раздел 2 дополнен пунктом 2.8, согласно которого "стоимость услуг Подрядчика составляет 4% от стоимости работ, выполненных Субподрядчиком".
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщик в 4 квартале 2010 года, 1 и 2 кварталах 2011 года отразил в бухгалтерском учете доход от реализации товаров (работ, услуг), стоимость выполненных работ по договору N 55 от 11.10.2010 года в сумме 17 663 587 руб., что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и книгами продаж.
Платежными документами подтверждено, что какие-либо другие денежные средства ОАО "Капьяргаз" от подрядчика по банковским и другим платежным документам за проверяемый период не получало.
Согласно актам приемки выполненных работ N 1 от 30.11.2010, N 2 от 15.12.2010, N 3 от 31.01.2011, N 4 от 28.02.2011, N 5 от 31.03.2011, N 6 от 29.04.2011, N 7 от 30.05.2011 стоимость выполненных работ по договору N 55 от 11.10.2010 составляет 18 399 569 руб.
В соответствии с тем, что дополнительное соглашение N 2 от 01.07.2011 года к договору N 55 от 11.10.2011 года, согласно которому раздел 2 дополнен пунктом 2.8 об условии возмещения услуг генподряда в размере 4% (договор N 55 от 11.10.2010 г. не содержал данного условия), вступило в силу только 01.07.2011 года, следовательно, в 4 квартале 2010 года, 1 и 2 кварталах 2011 года ОАО "Капьяргаз" уменьшило стоимость выполненных работ на услуги подряда в сумме 735 982 руб.,
Исходя из того, что согласно актам приемки выполненных работ стоимость выполненных работ на услуги составила 18 399 560 руб., налоговым органом доначислен налог в сумме 735 982 руб.
Вместе с тем сумма, полученная от подрядчика при сложении сумм по актам выполненных работ, которая учтена в ценах 2011 год составляет 17 663 587 руб.
Кроме того, в форме уточнения расчетов, предложенной подрядчиком - "Стоимость работ в текущем уровне цен" также составляет - 17 663 587 руб. 58 коп.
Как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом не учтено, что сумма 735 982 руб. осталась у подрядчика и была перечислена ему заказчиком. Подрядчик - ОАО "Агроспецмонтаж" уже уплатил с указанной суммы НДС и налог на прибыль.
Дополнительное соглашение к договору от 01.07.2011 N 2, которым предусмотрена оплата услуг подрядчику, не может применяться к отношениям и расчетам за проверяемый период, поскольку указанное соглашение не распространяет свое действие на отношения, возникшие до 01.07.2011.
Вместе с тем, налоговый орган после доначисления дохода на сумму 735 982 руб., обязал уплатить ОАО "Капьяргаз" не получавшее никогда указанной суммы, НДС, налог на прибыль, которые уже были уплачены другой организацией ОАО "Агроспецмонтаж", а также начислил на эту сумму пени и штраф.
Таким образом, ОАО "Капьяргаз" должно уплатить налог из денежных сумм, фактически полученных от подрядчика.
Как следует из материалов дела ОАО "Капьяргаз", выступая в качестве подрядчика, заключало договоры строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ с субподрядчиками: - ООО "Газстрой-Быково" - от 11.04.2011 N 14-11 и от 01.01.2011 N 08-11, - ООО "МастерГаз" - от 23.11.2011 N 34-11, от 09.12.2011 N 39-11, от 13.12.2011 N 40-11; - ООО "Ковчег" - от 29.10.2010 N 11-10.
При расчетах с указанными организациями сложилась аналогичная ситуация, только в этом случае ОАО "Капьяргаз" выступало в роли подрядчика.
Субподрядные организации выставляли в адрес ОАО "Капьяргаз": справки о выполненных работах и затратах (форма КС-3) с учетом цены договора и за вычетом подрядных услуг; акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) как и требует, бухгалтерский учет, в ценах 2001 года; справки - стоимость работ в текущем уровне цен - по форме предложенной уже нашей организацией - подрядчиком, для уточнения взаимных расчетов и не предусмотренной ни одним бухгалтерским документом, в строке "Итого" отражалась реальная стоимость произведенных работ, то есть в соответствии с ценой договора, уже уменьшенной на процент услуг подрядчика.
Несмотря на то, что ОАО "Капьяргаз" учитывало в своих отчетах проценты подрядных услуг как доходы, платило с них НДС и налог па прибыль, что подтверждено документально налоговый орган повторно доначислил, уже полученную ОАО "Капьяргаз", прибыль в виде процентов подрядных услуг по договорам.
Кроме того, налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, уже уплаченные с этой суммы, а также пени и штраф.
Учитывая изложенное, исходя из того, что налогооблагаемая база по указанным налогам должна определяться исходя из фактического положения возникших отношений, а не из предполагаемого дохода организации и у ОАО "Капьяргаз" реально отсутствует неучтенная налогооблагаемая база по налогу на прибыль и НДС, указанная налоговым органом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение МИФНС России N 4 по Астраханской области N 07-41/5 от 30.05.2013 в части доначисления НДС в сумме 193 334 руб., налога на прибыль в сумме 197 173 руб., пени по НДС в сумме 36 987 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 15 195 руб., штрафных санкций по НДС в сумме 38 666 руб., штрафных санкций по налогу на прибыль в сумме 39 434 руб. подлежит признанию недействительным.
Кроме того, суд правильно посчитал необоснованным доначисление НДС суммы страхования объекта строительства в размере 114 663 руб., поскольку по факту данная сумма является не страховой, а является суммой компенсации за понесенные расходы по страхованию объекта строительства, вследствие чего вывод о получении дохода в размере 114 663 руб. не правомерен.
Исходя из нормы статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение расходов (компенсация) на страхование предмета государственного контракта на выполнение работ не является операцией по реализации ответчику каких-либо товаров, работ, услуг, которые согласно указанной статье признаются объектом налогообложения НДС.
При этом стороны гражданской сделки не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленные налоговым законодательством объект налогообложения (операции, облагаемые налогом), ставку налога, порядок его исчисления и взимания.
Сметой к государственному контракту от 25.11.2008 N 336 на выполнение работ по объекту "Распределение сети газоснабжения с. Капустин Яр Ахтубинского района" заключенному между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (заказчик) и ОАО "Капьяргаз" (подрядчик) не предусмотрено выделение НДС от суммы страхования.
Таким образом, начисление суммы НДС на сумму страховой премии является необоснованным.
Инспекцией во исполнение решения с общества в принудительном порядке взысканы налоги, пени и штраф в общей сумме 520 789 руб., что подтверждается инкассовыми поручениями NN 868, 12869, 12870, 862, 865, от 19.02.2014 г., NN 865 от 21.02.2014 г., N 865 от 26.02.2014 г., N 865 от 03.03.2014 г., N 865 от 04.03.2014 г., N 865 от 04.03.2014 г., N 865 от 06.03.2014 г., N 12863 от 19.02.2014 г., N 12866 от 19.02.2014 г., N 12864 от 19.02.2014 г., N 12867 от 19.02.2014 г.
В силу пункта 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.
Принимая во внимание изложенное суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, пришел к выводу об обязанности МИФНС России N 4 по Астраханской области принять решение о возврате ООО "Капьяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата
Вывод суда в этой части является обоснованным, поскольку законодатель не связывает право налогоплательщика на начисление процентов на излишне взысканные суммы налога с фактом обращения его с заявлением о возврате сумм излишне взысканного налога.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно обязал МИФНС России N 4 по Астраханской области принять решение о возврате ООО "Капьяргаз" излишне взысканных налогов, пени и штрафа в общей сумме 520 789 руб., с начислением процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, поскольку отказ выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей будет нарушать справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц и интересами общества.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу МИФНС России N 4 по Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2014 года по делу N А06-6333/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Ю.КАПЛИН
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)