Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-6941/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N А65-6941/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 20 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Яруллин Ф.Г., доверенность от 22 февраля 2013 г.,
от налогового органа - Чукаева Н.Б., доверенность от 09 января 2014 г.,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2014 г. по делу N А65-6941/2014 (судья Кочемасова Л.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 3", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий N 3" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании недействительным решения N 2.12-0-19/412 от 26.11.2013 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2014 г. по делу N А65-6941/2014 заявленное требование удовлетворено частично. Признано незаконным решение N 2.12-0-19/412 от 26.11.2013 г. Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 3 605 032 руб., а также соответствующих пени, как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации. На налоговый орган возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решении суда и отказать в удовлетворении заявленного требования полностью, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 25.04.2013 г. уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год. Согласно данной декларации налог исчислен в размере 1 746 047 руб.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом был составлен акт проверки N 2.12-0-21/3656 от 09.08.2013 г.
Рассмотрев акт проверки и возражения заявителя, налоговый орган принял решение N 2.12-0-19/412 от 26.11.2013 г. Согласно данному решению исчисленная сумма налога за 2012 год должна была составить 4 933 061 руб. (в тексте решения указано 4 961 570 руб. в результате допущенной арифметической ошибки), размер доначисленного налога составил 3 699 794 руб. Указанным решением заявителю начислены соответствующие пени.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что заявитель неверно исчислил налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной решением суда от 07.06.2012 г. Земельный налог за 2012 год должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Общество обжаловало решение налогового органа в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 27.02.2014 г. N 2.14-0-18/004423@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 02.02.2011 г., для целей налогообложения применяется с 01.01.2012 г.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления решения суда в законную силу, в том числе и для налогового органа. Судебный акт не является законом о налогах и сборах, поэтому порядок вступления в законную силу и применение актов о налогах и сборах не распространяется на судебный акт.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является год (ст. 393 НК РФ), то установление новой кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на основании вступившего в силу судебного акта в текущем налоговом периоде, является основанием для ее применения в этом налоговом периоде с момента внесения записи в государственный реестр недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.
Учитывая, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2012 г. по делу N А65-34182/2011 установлена рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, и сведения о кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной внесены в государственный реестр недвижимости 17.07.2012 года, то ее применение возможно с указанной даты, а распространение на прошлое время не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах налоговый орган вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, в период с 01.01.2012 г. по 01.08.2012 г., а с 01.08.2012 г. по 31.12.2012 г., исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной решением суда. Сумма земельного налога за 2012 год, должна была составить 3 605 032 руб.
Таким образом, оспариваемое решение ответчика в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 3605 032 руб., соответствующих пени, не соответствует Налоговому кодексу РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, подлежит признанию незаконным.
В остальной части в удовлетворении требования заявителя обосновано отказано судом первой инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 153.1, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2014 г. по делу N А65-6941/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)