Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2013 N 11АП-20659/2013 ПО ДЕЛУ N А65-16846/2013

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 г. по делу N А65-16846/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от заявителя - Якупов Р.С., приказ от 21.10.2013 г. N 32-К, Багаутдинова И.Г., доверенность от 21.10.2013 г.,
от ответчика - Филиппова Е.Г., доверенность от 29.04.2013 г. N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 г. по делу N А65-16846/2013 (судья Абульханова Г.Ф.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Игенче" (ОГРН 103165240207), Республика Татарстан, Новошешминский район, с. Чувашская Чебоксарка,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Чистополь,
о признании недействительным решения от 17.07.2013 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Игенче" (далее - заявитель, ООО "Игенче", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан (далее - ответчик, Пенсионный фонд, учреждение) о признании недействительным решения от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013.
Решением суда первой инстанции от 02.10.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Игенче", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, при этом согласились с доводами Пенсионного фонда, изложенными в дополнениях к апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что учреждением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2010 г. по 30.12.2012 г.
В ходе данной проверки Пенсионным фондом выявлено неправомерное применение обществом - сельхозпроизводителем, уплачивающим единый налог, применяемый при упрощенной системе налогообложении, пониженной ставки (код тарифа 04) страховых взносов, установленной пенсионным законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающим критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. Данное нарушение привело к неполной уплате страховых взносов на сумму 376 846,72 руб.
Кроме того, ответчиком установлено, что обществом не включена в базу для начисления страховых взносов сумма компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудников, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 5 996 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 1 097,27 руб.
Также в ходе проверки были выявлены расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушениями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, не включенные в базу для начисления страховых взносов, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2010 год на сумму 1 444,33 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 261,42 руб.; к занижению базы для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 2 163,15 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 395,87 руб.
По результатам проверки управлением составлен акт выездной проверки от 21.06.2013 г. N 013/310/204-2013.
Рассмотрев акт выездной проверки от 21.06.2013 г. N 013/310/204-2013 и представленные заявителем возражения, учреждением вынесено оспариваемое решение от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к штрафу в размере 75 720,26 руб.; заявителю начислены пени по состоянию на 17.07.2013 г. в размере 109 619,44 руб. и предложено уплатить недоимку в размере 378 601,25 руб. (т. 1 л.д. 10-25).
Заявитель, полагая, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и обязанности обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2012 годов.
К данной категории отнесены сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на единый сельскохозяйственный налог, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и п. п. 1 п. 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственными производителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В силу п. 3 ст. 346.2 НК РФ к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).
Из совокупности вышеназванных норм пенсионного и налогового законодательства следует, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ в течение 2011-2014 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в соответствующий Фонд.
Положения Закона N 212-ФЗ не ставят возможность применения сельскохозяйственными товаропроизводителями пониженных тарифов страховых взносов в зависимость от используемой ими системы налогообложения.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, предусмотренным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, если осуществляемая им деятельность отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанным в ст. 346.2 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, пенсионным органом, что заявитель является сельскохозяйственным производителями сельскохозяйственной продукции, доля дохода, от реализации которой составляет 100%, иные виды деятельности обществом не осуществляются. Поэтому заявителем применен пониженный тариф, предусмотренный п. 1 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, установленного для страхователя, в данном случае для общества, являющегося плательщиком страховых взносов, выплачивающего доход своим работникам, занятым на животноводческих и сельскохозяйственных работах.
Данное обстоятельство также подтверждается сведениями о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции (утв. Формы N п-1 (СХ), отчетами об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2010, 2011, 2012 годы, из которых следует, что доход обществом получен по кодам 200, 210 от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, к прочим доходам по коду 220 отнесены субсидии из бюджетов всех уровней. Сведений о получении обществом дохода от иных видов деятельности не имеется. Заявитель - сельхозпроизводитель на основании уведомления налогового органа от июля 2003 года применяет специальный режим налогообложения - упрощенную систему налогообложения, что подтверждается представленными налоговыми декларациями, с заявлением о переходе на уплату единого сельхозналога в налоговый орган не обращался (т. 2 л.д. 1-16, т. 1 л.д. 103, 116-146).
Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.12.2012 г. N 15-03-11/08-16893 также подтверждается право налогоплательщика, применяющего УСНО, уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, предусмотренным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, если осуществляемая им деятельность отвечает критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ.
В проверяемый период ООО "Игенче" обладало статусом сельскохозяйственного производителя, поэтому вне зависимости от применения УСНО имело право на применение пониженного тарифа, обратное повлекло бы нарушение его прав как сельхозпроизводителя.
С учетом судом первой инстанции правомерно отклонены доводы учреждения о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, не может быть применен сельхозпроизводителем, применяющим УСНО, указавшим код 04, предусмотренного для организаций, применяющих ЕСХН.
Вместе с тем суд первой инстанции, признавая решение учреждения от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013 незаконным в полном объеме, не учел следующего.
В ходе выездной проверки, помимо вышеназванного нарушения, также были выявлены и иные нарушения.
Так, обществом не включена в базу для начисления страховых взносов сумма компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудников, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 5 996 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 1 097,27 руб.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушениями требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, не включенные в базу для начисления страховых взносов, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за 2010 год на сумму 1 444,33 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 261,42 руб.; к занижению базы для начисления страховых взносов за 2011 год на сумму 2 163,15 руб. и неполной уплате страховых взносов на сумму 395,87 руб.
Заявитель не оспаривал правомерность произведенных Пенсионным фондом доначисления по вышеуказанным нарушениям, обжалуемое решение не содержит выводов относительности незаконности оспариваемого решения в указанной части. Материалы дела не содержат доказательств незаконности решения пенсионного органа от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013 в данной части.
При таких обстоятельствах решение суда на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует изменить. В удовлетворении заявления ООО "Игенче" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013 в части начисления недоимки в сумме 1358,69 руб., соответствующих сумм штрафа и пени отказать. В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 г. по делу N А65-16846/2013 изменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Игенче" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.07.2013 г. N 013/310/204-2013 в части начисления недоимки в сумме 1358,69 руб., соответствующих сумм штрафа и пени отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)