Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 по делу N А19-11031/2014 по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Иркутской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация Шелеховского городского поселения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Администрации Шелеховского городского поселения: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" (ОГРН 1103850031691, ИНН 3810318245, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 222, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН1027700485757 ИНН 7705401340 адрес: 107078, г. Москва, Орликов Переулок, 10, стр. 1, далее - кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года, а именно, в сумме 6 669 000 руб., об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФКБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, в размере 6 669 000 руб. в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.
Определением суда первой инстанции от 15.10.2014 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, 664027 г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третьи лица), были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: 664011, ул. Желябова, 6 г. Иркутск, далее - управление, Росреестр), Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, место нахождения: 666032, ул. Ленина д. 15 г. Шелехов, Иркутская область, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требований удовлетворены. В обосновании суд первой инстанции указал, что права Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Рыночная стоимость подтверждена по результатам проведенной экспертизы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по делу N А19-11031/2014 полностью. Полагает, что отклонение рыночной стоимости земельного участка (6 669 000 рублей) почти в 13 раз от кадастровой стоимости (84 950 066, 93 рублей) само по себе является доказательством несоответствия рыночной экспертной оценки, а судом не было предпринято никаких мер по установлению причин такого значительного расхождения между рыночной и кадастровой стоимостями одного и того же земельного участка, в том числе заявителю было отказано в проведении повторной экспертизы.
На апелляционную жалобу администрации поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 82 33279 9, 672002 82 33278 2, 672002 82 33280 5, 672002 82 33281 2.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2011 38 АД 444617, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (т. 1 л.д. 36).
Правительством Иркутской области на основании постановления от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, составила 84 950 347 руб. 97 коп.
Вместе с тем, согласно отчету N 14-05 от 20.06.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, составила 7 066 595 руб. (т. 1 л.д. 52-100).
Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает их рыночную стоимость, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, истец, полагая нарушенными права собственника данных земельных участков и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Предметом заявленных требований является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Из пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.09.2014 по делу А19-11031/2014 по ходатайству истца назначалась оценочная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Сибирская оценочная компания" Черненко И.А. Согласно отчету экспертного заключения от 15.09.2014, выполненному экспертом ООО "Сибирская оценочная компания" Черненко И.А., рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, по состоянию на 01.01.2012, составила 6 669 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о недостоверности заключения эксперта отклоняются апелляционным судом, поскольку имеющиеся отдельные технические ошибки не могут поставить под сомнение заключение эксперта, приводимые в заключении эксперта сведения по жилой недвижимости, участкам под ИЖС и т.п. сведения, указаны в связи с тем, что рынок по рассматриваемому земельному участку плохо развит, соответственно, эксперт собрал имеющиеся сведения для более полного анализа имеющейся ситуации с рынком земельных участков коммерческого назначения; эксперт воспользовался ценами земельных участков, определенных по решениям Арбитражного суда Иркутской области. Данные судебные акты вступили в законную силу, то есть пересмотру при рассмотрении иных дел не подлежат. Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что не имеется оснований для сомнений в выводах эксперта, как и в необходимости назначения повторной оценочной экспертизы.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
При таких обстоятельствах права Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а также о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета подлежат удовлетворению в силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по делу N А19-11031/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2015 N 04АП-7145/2014 ПО ДЕЛУ N А19-11031/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N А19-11031/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Шелеховского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 по делу N А19-11031/2014 по иску Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Иркутской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация Шелеховского городского поселения,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Администрации Шелеховского городского поселения: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" (ОГРН 1103850031691, ИНН 3810318245, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 222, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН1027700485757 ИНН 7705401340 адрес: 107078, г. Москва, Орликов Переулок, 10, стр. 1, далее - кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 года, а именно, в сумме 6 669 000 руб., об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФКБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, в размере 6 669 000 руб. в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.
Определением суда первой инстанции от 15.10.2014 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, 664027 г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третьи лица), были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: 664011, ул. Желябова, 6 г. Иркутск, далее - управление, Росреестр), Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, место нахождения: 666032, ул. Ленина д. 15 г. Шелехов, Иркутская область, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требований удовлетворены. В обосновании суд первой инстанции указал, что права Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Рыночная стоимость подтверждена по результатам проведенной экспертизы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по делу N А19-11031/2014 полностью. Полагает, что отклонение рыночной стоимости земельного участка (6 669 000 рублей) почти в 13 раз от кадастровой стоимости (84 950 066, 93 рублей) само по себе является доказательством несоответствия рыночной экспертной оценки, а судом не было предпринято никаких мер по установлению причин такого значительного расхождения между рыночной и кадастровой стоимостями одного и того же земельного участка, в том числе заявителю было отказано в проведении повторной экспертизы.
На апелляционную жалобу администрации поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2015.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 82 33279 9, 672002 82 33278 2, 672002 82 33280 5, 672002 82 33281 2.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2011 38 АД 444617, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (т. 1 л.д. 36).
Правительством Иркутской области на основании постановления от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, составила 84 950 347 руб. 97 коп.
Вместе с тем, согласно отчету N 14-05 от 20.06.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, составила 7 066 595 руб. (т. 1 л.д. 52-100).
Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает их рыночную стоимость, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, истец, полагая нарушенными права собственника данных земельных участков и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Предметом заявленных требований является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Из пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.09.2014 по делу А19-11031/2014 по ходатайству истца назначалась оценочная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Сибирская оценочная компания" Черненко И.А. Согласно отчету экспертного заключения от 15.09.2014, выполненному экспертом ООО "Сибирская оценочная компания" Черненко И.А., рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 38:27:000404:6, общей площадью 56 209 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Известковая, 2, по состоянию на 01.01.2012, составила 6 669 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о недостоверности заключения эксперта отклоняются апелляционным судом, поскольку имеющиеся отдельные технические ошибки не могут поставить под сомнение заключение эксперта, приводимые в заключении эксперта сведения по жилой недвижимости, участкам под ИЖС и т.п. сведения, указаны в связи с тем, что рынок по рассматриваемому земельному участку плохо развит, соответственно, эксперт собрал имеющиеся сведения для более полного анализа имеющейся ситуации с рынком земельных участков коммерческого назначения; эксперт воспользовался ценами земельных участков, определенных по решениям Арбитражного суда Иркутской области. Данные судебные акты вступили в законную силу, то есть пересмотру при рассмотрении иных дел не подлежат. Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что не имеется оснований для сомнений в выводах эксперта, как и в необходимости назначения повторной оценочной экспертизы.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
При таких обстоятельствах права Общества с ограниченной ответственностью "ПрофиГарант" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а также о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета подлежат удовлетворению в силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по делу N А19-11031/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)