Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Халитова Р.Н., доверенность от 11 января 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053), г. Казань,
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
третье лицо - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО "Хэрэкэт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее ответчик) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 15.11.2012 г. за исх. N 20599.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2013 г. по делу N А65-3427/2013, оставленным без изменения постановления суда апелляционной инстанции от 12.08.2013 г., требования Общества удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11.12.2013 г. состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Основанием отмены являются выводы суда кассационной инстанции о том, что на основании правовой позиции, выраженной ВАС РФ в постановлении Президиума от 23.12.2008 N 8985/08 Общество не имеет право на льготную выкупную цену земельного участка, поскольку на земельном участке, предоставленным в собственность Обществу, не имеется завершенных строительством объектов, сданных в эксплуатацию, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 юридический факт установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка применительно к спорному правоотношению может учитываться только при заключении договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 заявленное требование удовлетворено. Признаны незаконными действия МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженные в письме от 15.11.2012 за исх. N 20599.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и основанным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 5 882 кв. м с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Закиева, 1.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N N А65-15329/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012 г., удовлетворен иск заявителя к ФГБУ "ФКП Росреестра" о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142 с учетом его рыночной стоимости в размере 38 392 000 руб.
Указанные сведения внесены в ГКН, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.09.2012 г.
Ответчик, исполняя постановление исполкома МО г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. о заключении договора купли-продажи земельного участка, в акте установления цены продаваемого земельного участка осуществил расчет цены объекта продажи исходя из кадастровой стоимости 70 157 613, 82 руб.
На обращение заявителя к ответчику об изменении цены, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г., ответчик письмом от 15.11.2012 г., отказал в изменении исчисления выкупной цены земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Общество пользовалось земельным участком на основании договора аренды N 071-1275 от 21.07.2004 г.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 5 882 кв. м с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Закиева,1. Этим постановлением ответчик был обязан в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
01.07.2011 г., в последующем повторно, 08.10.2012 г. заявитель обратился к ответчику об установлении цены продажи земельного участка на основании постановления исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г.
Актом N 1475 от 13.09.2011 г. цена продажи земельного участка исчислена из кадастровой стоимости 70 157 614 руб. с применением коэффициента кратности величины земельного налога в 11, 0 и выкупная цена установлена в 11 576 006, 28 руб., при этом в акте указано, что цена земельного участка принята в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 1600/301/11-120231 от 30.06.2011.
Ответчик письмом от 15.11.2012 г. за исх. N 20599 сообщил заявителю, что рыночная стоимость земельного участка на основании разъяснения Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, установленная в текущем налоговом периоде, может применяться в следующем налоговом периоде, отказав в установлении цены выкупа земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, равной рыночной стоимости.
Заявитель, считая отказ ответчика с указанной мотивировкой незаконным, а кадастровую стоимость земельного участка, исчисленную на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. в размере 70 157 613, 82 руб. с удельным показателем в 11 927, 51 руб., не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N А65-15329/2012, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Правомерность предоставления земельного участка в собственность заявителя исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани на момент обращения Общества в суд никем не оспорена, постановление исполкома муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. не изменено, не отменено, является действующим.
Таким образом, предметом спора не являлся вопрос о применении к продаже земельного участка льготной цены, равной 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", как это указано в постановлении кассационной инстанции от 11.12.2013 и не являлся вопрос о правомерности предоставления Обществу земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N А65-15329/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012 г., удовлетворены требования Общества к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Закиева,1, с учетом его рыночной стоимости в размере 38 392 000 руб.
На основании указанного решения суда, в государственный кадастр недвижимости (ГКН) внесены изменения в сведения о земельном участке площадью 5 882 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка отражена в сумме 38 392 000 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.09.2012 г. за N 1600/301/12-428477.
08.10.2012 г. Общество повторно обратилось к ответчику с заявлением о подготовке акта установления цены продажи земельного участка с учетом изменений, внесенных в ГКН, указав, что заявление подается в дополнение к ранее поданной заявке от 01.07.2011 г. за вх. N 16743 в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и согласно постановлению исполкома муниципального образования г. Казани от 08.09.2011 N 5230.
Ответчик письмом от 15.11.2012 г. за исх. N 20599, направленным Обществу 03.12.2011 г., указал, что в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. в резолютивной части не указана дата, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, поэтому Комитет руководствуется письмом Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, в котором разъяснено, что кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров о размере рыночной стоимости, должна применяться в следующем налоговом периоде. В связи с чем, Комитет указал, что рыночная стоимость применяется с 01.01.2013 г. и основания для внесения изменений в Акт установления цены продажи участка от 13.09.2011 N 1475 отсутствуют.
В письме Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17 также содержатся разъяснения, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета для целей их внесения в государственный кадастр недвижимости. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Положениями абз. 3 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями) определен момент, с которого правомерно использование сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством РФ - день их внесения в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются: для целей налогообложения (налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390, 391 НК РФ); при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений (ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 ЗК РФ); и в др. случаях, определенных законодательством РФ и субъектов РФ.
В оспариваемом случае, ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Республики Татарстан от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, что изменения кадастровой стоимости применяются с 01.01.2013 г., то есть в налоговом периоде, касается вопроса о налогообложении, тогда как в указанном письме также имеются разъяснения положений ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", касающихся вопроса, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 01.07.2011 г.
Постановлением исполкома муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. Обществу представлен в собственность испрашиваемый земельный участок, Комитету предписано подготовить проект купли-продажи земельного участка. Актом N 1475 от 13.09.2011 г. ответчик установил выкупную цену исходя из кадастровой стоимости 70 157 614 руб.
Сведения в ГКН кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости земельного участка в 38 392 000 руб. были внесены 26.09.2011 г.
Довод ответчика о том, что выкупная цена земельного участка должна определяться на момент подачи заявления (применение 11 кратной величины земельного налога), однако отклоняет доводы ответчика, что выкупная цена земельного участка Общества должна быть исчислена из кадастровой стоимости равной 70 157 613,82 рублей, утв. постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РТ от 06.08.2012 по делу N А65-15329/2012 о внесении изменений в ГКН сведений с учетом рыночной стоимости земельного участка в 38 392 000,00 рублей и имеются сведения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142.
Следовательно, выкупная стоимость должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости, равной 38 329 000 руб. с применением коэффициента кратности величины земельного налога со значением 11, как это было предусмотрено в акте установления выкупной цены N 1475 от 13.09.2011 г.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 3.1.23 Положения о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утв. решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 предусмотрено, что Комитет наделен полномочиями на выступление в качестве продавца земельных участков и прав на заключение договоров аренды земли, оформление и выдача актов установления выкупной цены земельных участков, договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Казани, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" кадастровая стоимость земельного участка и его удельный показатель являются ценообразующимися элементами.
Порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 1 июля 2012 года определен в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса России" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 (с изменениями) установлено, что до 1 июля 2012 года цену земли, применяемую для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 1 миллиона человек - в размере одиннадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 6 ЗК РФ ответчик в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445, подпункта 5 пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделал правильный вывод о том, что цена продажи земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления о его приобретении в собственность, то есть на 01.07.2011 г. с учетом измененных сведений государственного кадастра недвижимости, внесенных на основании решения суда.
При указанных обстоятельствах действия ответчика по отказу об исчислении выкупной цены, представленного в собственность земельного участка по измененной кадастровой стоимости, являются незаконными и не соответствующими Земельному кодексу РФ, Федеральному закону N 135 "Об оценочной деятельности".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
По смыслу приведенных нормативных положений суд исполняет соответствующую процессуальную обязанность лишь при наличии к тому определенных процессуальных предпосылок. Суд должен избрать конкретный способ устранения указанных нарушений. Выбор такого способа осуществляется судом, на основе установленных по делу обстоятельств и соответствующих полномочий государственного органа.
Судом при повторном рассмотрения дела установлено, что ответчиком до повторного рассмотрения дела выкупная цена земельного участка определена в размере 6 334 680 рублей, исчисленная по кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости 38 392 000 рублей с повышающим коэффициентом 11%. На основании указанного акта между Комитетом и Обществом заключен договор купли-продажи земельного участка N 10073 от 11.11.2013, подписанный сторонами.
Однако на момент заключения договора купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 16:50:150306:142 на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ от 01.07.2013 N РКФ-16/17/2013 в соответствии с ч. 4 ст. 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" снят с кадастрового учета и земельному участку присвоен кадастровый номер 16:50:150306:5923, что следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 27.01.2014 г.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель обратился 20.12.2013 г. в исполком муниципального образования г. Казани о внесении изменений в постановление N 5203 от 08.09.2011 о кадастровом номере предоставленного в собственность земельного участка и к ответчику о внесении изменений в заключенный договор купли-продажи земельного участка.
Ответчиком представлен проект постановления о внесении изменений в постановление N 5230 от 08.09.2011 о земельном участке площадью 5 882 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Закиева, 1 (литер А) о замене кадастрового номера земельного участка 16:50: 150306:142 на кадастровый номер 16:50:150306:5923, из предоставленного листа согласования по состоянию на 11.02.2014 г. следует, что указанный вопрос в настоящее время согласовывается, и по настоящему делу не является предметом спора.
Поскольку вопрос об установлении цены земельного участка на момент повторного рассмотрения дела решен, но Общество не отказалось от заявленных требований, то суд первой инстанции обоснованно рассмотрел, заявленное в уточненной редакции требование.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-3427/2013
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N А65-3427/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Халитова Р.Н., доверенность от 11 января 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053), г. Казань,
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
третье лицо - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО "Хэрэкэт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее ответчик) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 15.11.2012 г. за исх. N 20599.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2013 г. по делу N А65-3427/2013, оставленным без изменения постановления суда апелляционной инстанции от 12.08.2013 г., требования Общества удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11.12.2013 г. состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Основанием отмены являются выводы суда кассационной инстанции о том, что на основании правовой позиции, выраженной ВАС РФ в постановлении Президиума от 23.12.2008 N 8985/08 Общество не имеет право на льготную выкупную цену земельного участка, поскольку на земельном участке, предоставленным в собственность Обществу, не имеется завершенных строительством объектов, сданных в эксплуатацию, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 юридический факт установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка применительно к спорному правоотношению может учитываться только при заключении договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 заявленное требование удовлетворено. Признаны незаконными действия МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выраженные в письме от 15.11.2012 за исх. N 20599.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и основанным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 5 882 кв. м с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Закиева, 1.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N N А65-15329/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012 г., удовлетворен иск заявителя к ФГБУ "ФКП Росреестра" о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142 с учетом его рыночной стоимости в размере 38 392 000 руб.
Указанные сведения внесены в ГКН, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.09.2012 г.
Ответчик, исполняя постановление исполкома МО г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. о заключении договора купли-продажи земельного участка, в акте установления цены продаваемого земельного участка осуществил расчет цены объекта продажи исходя из кадастровой стоимости 70 157 613, 82 руб.
На обращение заявителя к ответчику об изменении цены, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г., ответчик письмом от 15.11.2012 г., отказал в изменении исчисления выкупной цены земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Общество пользовалось земельным участком на основании договора аренды N 071-1275 от 21.07.2004 г.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 5 882 кв. м с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Закиева,1. Этим постановлением ответчик был обязан в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
01.07.2011 г., в последующем повторно, 08.10.2012 г. заявитель обратился к ответчику об установлении цены продажи земельного участка на основании постановления исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г.
Актом N 1475 от 13.09.2011 г. цена продажи земельного участка исчислена из кадастровой стоимости 70 157 614 руб. с применением коэффициента кратности величины земельного налога в 11, 0 и выкупная цена установлена в 11 576 006, 28 руб., при этом в акте указано, что цена земельного участка принята в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка N 1600/301/11-120231 от 30.06.2011.
Ответчик письмом от 15.11.2012 г. за исх. N 20599 сообщил заявителю, что рыночная стоимость земельного участка на основании разъяснения Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, установленная в текущем налоговом периоде, может применяться в следующем налоговом периоде, отказав в установлении цены выкупа земельного участка, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, равной рыночной стоимости.
Заявитель, считая отказ ответчика с указанной мотивировкой незаконным, а кадастровую стоимость земельного участка, исчисленную на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г. в размере 70 157 613, 82 руб. с удельным показателем в 11 927, 51 руб., не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N А65-15329/2012, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Правомерность предоставления земельного участка в собственность заявителя исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани на момент обращения Общества в суд никем не оспорена, постановление исполкома муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. не изменено, не отменено, является действующим.
Таким образом, предметом спора не являлся вопрос о применении к продаже земельного участка льготной цены, равной 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", как это указано в постановлении кассационной инстанции от 11.12.2013 и не являлся вопрос о правомерности предоставления Обществу земельного участка в собственность.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. по делу N А65-15329/2012, вступившим в законную силу 07.09.2012 г., удовлетворены требования Общества к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Закиева,1, с учетом его рыночной стоимости в размере 38 392 000 руб.
На основании указанного решения суда, в государственный кадастр недвижимости (ГКН) внесены изменения в сведения о земельном участке площадью 5 882 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка отражена в сумме 38 392 000 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26.09.2012 г. за N 1600/301/12-428477.
08.10.2012 г. Общество повторно обратилось к ответчику с заявлением о подготовке акта установления цены продажи земельного участка с учетом изменений, внесенных в ГКН, указав, что заявление подается в дополнение к ранее поданной заявке от 01.07.2011 г. за вх. N 16743 в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и согласно постановлению исполкома муниципального образования г. Казани от 08.09.2011 N 5230.
Ответчик письмом от 15.11.2012 г. за исх. N 20599, направленным Обществу 03.12.2011 г., указал, что в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.08.2012 г. в резолютивной части не указана дата, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, поэтому Комитет руководствуется письмом Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, в котором разъяснено, что кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров о размере рыночной стоимости, должна применяться в следующем налоговом периоде. В связи с чем, Комитет указал, что рыночная стоимость применяется с 01.01.2013 г. и основания для внесения изменений в Акт установления цены продажи участка от 13.09.2011 N 1475 отсутствуют.
В письме Министерства финансов РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17 также содержатся разъяснения, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета для целей их внесения в государственный кадастр недвижимости. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Положениями абз. 3 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями) определен момент, с которого правомерно использование сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством РФ - день их внесения в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются: для целей налогообложения (налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390, 391 НК РФ); при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений (ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 ЗК РФ); и в др. случаях, определенных законодательством РФ и субъектов РФ.
В оспариваемом случае, ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Республики Татарстан от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, что изменения кадастровой стоимости применяются с 01.01.2013 г., то есть в налоговом периоде, касается вопроса о налогообложении, тогда как в указанном письме также имеются разъяснения положений ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", касающихся вопроса, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 01.07.2011 г.
Постановлением исполкома муниципального образования г. Казани N 5203 от 08.09.2011 г. Обществу представлен в собственность испрашиваемый земельный участок, Комитету предписано подготовить проект купли-продажи земельного участка. Актом N 1475 от 13.09.2011 г. ответчик установил выкупную цену исходя из кадастровой стоимости 70 157 614 руб.
Сведения в ГКН кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости земельного участка в 38 392 000 руб. были внесены 26.09.2011 г.
Довод ответчика о том, что выкупная цена земельного участка должна определяться на момент подачи заявления (применение 11 кратной величины земельного налога), однако отклоняет доводы ответчика, что выкупная цена земельного участка Общества должна быть исчислена из кадастровой стоимости равной 70 157 613,82 рублей, утв. постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РТ от 06.08.2012 по делу N А65-15329/2012 о внесении изменений в ГКН сведений с учетом рыночной стоимости земельного участка в 38 392 000,00 рублей и имеются сведения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о внесении изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142.
Следовательно, выкупная стоимость должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости, равной 38 329 000 руб. с применением коэффициента кратности величины земельного налога со значением 11, как это было предусмотрено в акте установления выкупной цены N 1475 от 13.09.2011 г.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 3.1.23 Положения о МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утв. решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3 предусмотрено, что Комитет наделен полномочиями на выступление в качестве продавца земельных участков и прав на заключение договоров аренды земли, оформление и выдача актов установления выкупной цены земельных участков, договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Казани, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" кадастровая стоимость земельного участка и его удельный показатель являются ценообразующимися элементами.
Порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 1 июля 2012 года определен в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса России" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 (с изменениями) установлено, что до 1 июля 2012 года цену земли, применяемую для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 1 миллиона человек - в размере одиннадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 6 ЗК РФ ответчик в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445, подпункта 5 пункта 1 части 1 статьи 1, пункта 1 статьи 36, пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделал правильный вывод о том, что цена продажи земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления о его приобретении в собственность, то есть на 01.07.2011 г. с учетом измененных сведений государственного кадастра недвижимости, внесенных на основании решения суда.
При указанных обстоятельствах действия ответчика по отказу об исчислении выкупной цены, представленного в собственность земельного участка по измененной кадастровой стоимости, являются незаконными и не соответствующими Земельному кодексу РФ, Федеральному закону N 135 "Об оценочной деятельности".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
По смыслу приведенных нормативных положений суд исполняет соответствующую процессуальную обязанность лишь при наличии к тому определенных процессуальных предпосылок. Суд должен избрать конкретный способ устранения указанных нарушений. Выбор такого способа осуществляется судом, на основе установленных по делу обстоятельств и соответствующих полномочий государственного органа.
Судом при повторном рассмотрения дела установлено, что ответчиком до повторного рассмотрения дела выкупная цена земельного участка определена в размере 6 334 680 рублей, исчисленная по кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости 38 392 000 рублей с повышающим коэффициентом 11%. На основании указанного акта между Комитетом и Обществом заключен договор купли-продажи земельного участка N 10073 от 11.11.2013, подписанный сторонами.
Однако на момент заключения договора купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 16:50:150306:142 на основании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ от 01.07.2013 N РКФ-16/17/2013 в соответствии с ч. 4 ст. 24 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" снят с кадастрового учета и земельному участку присвоен кадастровый номер 16:50:150306:5923, что следует из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 27.01.2014 г.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель обратился 20.12.2013 г. в исполком муниципального образования г. Казани о внесении изменений в постановление N 5203 от 08.09.2011 о кадастровом номере предоставленного в собственность земельного участка и к ответчику о внесении изменений в заключенный договор купли-продажи земельного участка.
Ответчиком представлен проект постановления о внесении изменений в постановление N 5230 от 08.09.2011 о земельном участке площадью 5 882 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Закиева, 1 (литер А) о замене кадастрового номера земельного участка 16:50: 150306:142 на кадастровый номер 16:50:150306:5923, из предоставленного листа согласования по состоянию на 11.02.2014 г. следует, что указанный вопрос в настоящее время согласовывается, и по настоящему делу не является предметом спора.
Поскольку вопрос об установлении цены земельного участка на момент повторного рассмотрения дела решен, но Общество не отказалось от заявленных требований, то суд первой инстанции обоснованно рассмотрел, заявленное в уточненной редакции требование.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2014 г. по делу N А65-3427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)