Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 07АП-8946/2015 ПО ДЕЛУ N А27-9605/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу N А27-9605/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Захаровой А.И. по дов. от 04.12.2014, Орловой Л.С. по дов. от 06.07.2015,
от заинтересованного лица: Киселева Р.А. по дов. от 23.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2015 по делу N А27-9605/2015 (судья Новожилова И.А.) по заявлению Кузбасского Открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ИНН 4200000333, ОГРН 1024200678260), г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово о признании недействительным решения от 22.01.2015 N 99, обязании произвести возврат излишне взысканного земельного налога и пени в сумме 15 322 758,28 руб.,

установил:

Кузбасское Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Кузбассэнерго", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, налоговый орган, Инспекция) от 22.01.2015 N 99; обязании Инспекции произвести возврат излишне взысканного земельного налога в размере 12 903 236 руб., пени в размере 2 419 522,28 руб., всего 15 322 758,28 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2015 требования ОАО "Кузбассэнерго" удовлетворены - суд признал недействительным решение Инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 22.01.2015 N 99.
Кроме того, суд обязал ИФНС по г. Кемерово возвратить заявителю земельный налог в сумме 12 903 236 руб., пени в сумме 2 419 522,28 руб., всего 15 322 758,28 руб. в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает, что ОАО "Кузбассэнерго" пропущен срок, установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ, в связи с чем, решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) принято в соответствии с действующим законодательством; кроме того, обществом пропущен срок, установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Кузбассэнерго" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении; представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИФНС по г. Кемерово были проведены камеральные проверки налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года, представленных ОАО "Кузбассэнерго".
Инспекцией составлены акты от 12.08.2010 N 54738, от 09.11.2010 N 58499, от 01.02.2011 N 60963 и приняты решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.09.2010 N 28199, от 15.12.2010 N 28311, от 09.03.2011 N 28412 соответственно.
Указанными решениями обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу и пени; Инспекцией в адрес общества выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Платежными поручениями от 04.04.2011, от 20.07.2011 соответствующие суммы земельного налога и пени перечислены ОАО "Кузбассэнерго".
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год Инспекция вынесла решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.08.2013 N 30306, которым обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу и пени.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Инспекции, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 по делу N А27-16582/2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011, обществу было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.09.2010 N 28199.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по делу N А27-16582/2010 отменены. Заявление ОАО "Кузбассэнерго" удовлетворено, решение ИФНС по г. Кемерово об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.09.2010 N 28199 признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.05.2011 по делу N А27-2303/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.10.2011, обществу было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.12.2010 N 28311.
При пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.02.2013 по делу N А27-2303/2011, требования ОАО "Кузбассэнерго" удовлетворены, решение Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.12.2010 N 28311 признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2011 по делу N А27-6088/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2012, обществу было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.03.2011 N 28412.
При пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2013 по делу N А27-6088/2011, требования ОАО "Кузбассэнерго" удовлетворены, решение Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.03.2011 N 28412 признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.02.2014 по делу N А27-16851/2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.07.2014, требования ОАО "Кузбассэнерго" о признании недействительным решения ИФНС по г. Кемерово от 02.08.2013 N 30306 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворены в части.
25.11.2014 ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога в сумме 58 091 375,90 руб., а 30.12.2014 ОАО "Кузбассэнерго" повторно обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога в указанной сумме.
22.01.2015 налоговым органом принято решение N 99 об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты по земельному налогу в сумме 12 903 236 руб., переплаты пени по земельному налогу в сумме 2 419 522,28 руб., в связи с тем, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты указанных сумм.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Кузбассэнерго" обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Письмом от 15.04.2015 N 07-10/05553 жалоба ОАО "Кузбассэнерго" оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Кузбассэнерго" в Арбитражный суд Кемеровской области с требованием об обязании налогового органа возвратить из бюджета переплату по земельному налогу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога определен в статье 78 НК РФ, излишне взысканных сумм - в статье 79 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.
При этом, на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 79 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения вышеуказанной недоимки (задолженности) по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ решение о возврате сумм излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы налога, в течение 10 дней со дня получения данного письменного заявления.
Пунктом 3 статьи 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Из абзаца 2 данного пункта следует, что налогоплательщик имеет право обратиться с исковым заявлением в суд в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 79 НК РФ в случае установления факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Таким образом, условиями возврата в порядке статьи 79 НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также установлено, что в силу положений статей 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что статья 78 НК РФ позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
Следовательно, для определения правомерности требований налогоплательщика следует установить действительный момент, когда ему стало или должно было стать известно о наличии переплаты. При этом, во внимание могут быть приняты все имеющие значение обстоятельства, которые тем или иным образом свидетельствуют об осведомленности хозяйствующего субъекта о наличии переплаты по конкретному налогу.
Определяя момент, когда общество узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания земельного налога и пени, применительно к обстоятельствам настоящего спора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что моментом, когда общество узнало или должно было узнать об излишней уплате земельного налога за 2010 год является вступление в законную силу судебных актов, которыми признаны недействительными решения Инспекции по камеральным проверкам: по делу N А27-16582/2010-29.05.2012, по делу N А27-2303/2011-27.03.2013, по делу N А27-6088/2011-22.03.2013, по делу N А27-16851/2013-17.04.2014.
Из материалов дела следует, что с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога и пени общество обратилось в налоговый орган 25.11.2014, в арбитражный суд - 22.05.2015, то есть в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 3 статьи 79 НК РФ.
Отказывая в возврате переплаты по налогу, налоговый орган в решении от 22.01.2015 N 99 указал, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога может быть подано по истечении трех лет со дня уплаты сумм, заявленных к возврату (пункт 7 статьи 78 НК РФ), указанный довод приводит в апелляционной жалобе.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 9).
Таким образом, налогоплательщик вправе в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие удовлетворению требования о возврате налога, пени, не обращаясь за судебной защитой своих законных интересов.
В то же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Таким образом, исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
При установленных фактических обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что общество узнало или должно было узнать об излишней уплате земельного налога за 2010 год с момента вступления в законную силу судебных актов, которыми признаны вступление в законную силу судебных актов по делам N А27-16582/2010, N А27-2303/2011, N А27-6088/2011, N А27-16851/2013, которыми признаны недействительными решения Инспекции по камеральным проверкам.
Таким образом, срок для обращения с заявлением в суд о возврате излишне взысканного земельного налога и пени обществом не пропущен, в связи с чем судом правомерно удовлетворены требования общества.
В целом доводы апелляционной жалобы Инспекции не опровергают выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2015 по делу N А27-9605/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)