Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2008 ПО ДЕЛУ N А43-1028/2008-6-24

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2008 г. по делу N А43-1028/2008-6-24


Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2008.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Кирилловой М.Н., Ю.В. Протасова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой И.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заводские сети" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.04.2008 по делу N А43-1028/2008-6-24, принятое судьей Моисеевой И.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заводские сети" о признании незаконным действий инспекции Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода по взысканию сумм пени и штрафа за счет денежных средств на банковском счете Общества.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ООО "Заводские сети" - Баранова А.В. по доверенности от 01.12.2007 N 47;
- ИФНС по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода - Суворкина О.Н. по доверенности от 10.04.2008 N 1/02.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода (далее по тексту - Инспекция) провела выездную налоговую проверку общества с ограниченной ответственностью "Заводские сети" (далее по тексту - Общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 10.06.2004 по 30.06.2006.
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2007 N 47.
Заместитель начальника Инспекции, рассмотрев материалы налоговой проверки, вынес решение от 01.10.2007 N 66 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 935719 руб. 43 коп. Данным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 4678597 руб. 15 коп. и пени в сумме 1352974 руб. 28 коп., налог на доходы физических лиц в сумме 5259 руб. 45 коп.
Инспекцией 19.10.2007 в адрес Общества было выставлено требование N 740 об уплате налога, пени, штрафа, начисленных решением от 01.10.2007 N 66.
Общество, не согласившись с решением Инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа по названному налогу, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его частично недействительным.
Инспекцией 21.12.2007 принято решение о взыскании N 3898.
С расчетного счета Общества 09.01.2008, открытого в Нижегородском филиале АКБ "СОЮЗ" (ОАО), на основании инкассовых поручений Инспекции N 720 были списаны следующие суммы: 935719 руб. 43 коп. и 97041 руб. 31 коп.
Посчитав, что Инспекция нарушила процедуру принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов, исчисленных по решению от 01.10.2007 N 66, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании данных действий Инспекции незаконными.
Решением от 08.04.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество считает, что Инспекцией пропущен пресекательный срок на взыскание пени и штрафа, поскольку решение Инспекции, датированное 21.12.2007, фактически принято 29.12.2007.
Общество также указывает, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2007 по делу А43-26593/2007-32-884 решение Инспекции от 01.10.2007 N 66 в части спорных сумм признано недействительным.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 14 статьи 7 Закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона; при этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ.
Из буквального толкования изложенных положений следует, что данный пункт регулирует отношения в переходный период по порядку проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля и по оформлению результатов таких проверок и мероприятий налогового контроля.
Порядок проведения налоговых проверок регламентируется статьями 87 - 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок оформления результатов налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в данном случае налоговая проверка проводилась с 05.10.2006 по 25.05.2007; оформление ее результатов Инспекцией произведено в 2007 году (акт налоговой проверки от 25.07.2007 N 47) по правилам, действовавшим до вступления в силу Закона N 137-ФЗ.
Взыскание налога это длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организаций.
Из материалов дела следует, что требование об уплате налогов, пеней, штрафов, начисленных налоговым органом по решению от 01.10.2007 N 66, должно быть выставлено в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, введенной Законом N 137-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2007) требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Учитывая, что решение налогового органа от 01.10.2007 года вступило в силу 11.10.2007, требование об уплате налогов, пеней и штрафов налоговый орган должен был направить налогоплательщику до 21.10.2007 года. Из материалов дела видно, что Инспекцией требование вынесено 19.10.2007 года, то есть в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, или за счет иного имущества налогоплательщика.
При этом пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Таким образом, при неисполнении налогоплательщиком требований налогового органа об уплате налога, пеней и штрафов, выставленных на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе взыскать указанные суммы за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика в бесспорном порядке.
При этом положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на бесспорное взыскание налоговым органом начисленных сумм налога, пеней и штрафа в случае несогласия налогоплательщика с вынесенным решением инспекции о привлечении его к налоговой ответственности, а также требованиями об уплате налога, направленными на основании этого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2007) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Из пункта 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункт 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Инспекция приняла решение N 3898 о взыскании пени и штрафов и выставила инкассовые поручения в срок, предусмотренный пунктами 3, 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации - 21.12.2007.
Довод Общества о том, что решение Инспекции от 21.12.2007 N 3898 фактически принято 29.12.2007, обоснованно не принят арбитражным судом первой инстанции, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлены доказательства данного факта.
Ссылка Общества на нарушение Инспекцией процедуры взыскания пени и штрафов по решению от 01.10.2007 N 66, поскольку решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.12.2007 по делу N А43-26593/2007-32-884 решение Инспекции от 01.10.2007 N 66 признано частично незаконным, а значит, Инспекция не должна была взыскивать данные суммы, арбитражным судом апелляционной инстанции также отклоняется, поскольку данное решение Арбитражного суда Нижегородской области было обжаловано Инспекцией в Первый арбитражный апелляционный суд, и в законную силу это решение на момент вынесения (21.12.2007) Инспекцией решения N 3898 о взыскании пени и штрафов и выставления инкассовых поручений не вступило.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.04.2008 по делу N А43-1028/2008-6-24 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заводские сети" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Н.КИРИЛЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)