Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2015 N Ф08-6575/2015 ПО ДЕЛУ N А53-28207/2014

Требование: Об обязании налогового органа произвести взыскание денежных средств на уплату земельного налога за участок.

Разделы:
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Администрация ссылалась на то, что войсковая часть является плательщиком земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу N А53-28207/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации Персиановского сельского поселения (ИНН 6125023727, ОГРН 1056125016463) - Коротких Т.Ю. (доверенность от 08.12.2014), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области (ИНН 6155050005, ОГРН 1046155017688) - Тороповой Н.В. (доверенность от 16.07.2015), Жугина В.В. (доверенность от 09.09.2015), от третьего лица - казенного учреждения Войсковая часть 3667 (ИНН 6150022212, ОГРН 1026101412039) - Головко А.А. (доверенность от 30.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу Администрации Персиановского сельского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2015 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 (судьи Шимбарева Н.В., Емельянов Д.В., Николаев Д.В.) по делу N А53-28207/2014, установил следующее.
Администрация Персиановского сельского поселения (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) об обязании налогового органа произвести взыскание в судебном порядке денежных средств на уплату земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600017:64, общей площадью 66050000,0 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, за период с 01.01.2013 по 01.04.2015 включительно, в размере 32 650 638 рублей 51 копейки (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечено казенное учреждение Войсковая часть 3667.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что закрепленный за Войсковой частью 3667 земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, используется в целях обороны и обеспечения безопасности страны, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, а все имущество и земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Следовательно, указанный земельный участок не облагается налогом на землю. Суды признали администрацию ненадлежащим заявителем по данной категории споров.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Как считает податель жалобы, суды не в полной мере исследовали фактические обстоятельства по делу, не оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц. По мнению администрации, Войсковая часть 3667 является плательщиком земельного налога.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600017:64, расположенный в Ростовской области, Октябрьском районе, п. Казачьи Лагери, отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: объекты военного назначения; правообладатель - Российская Федерация. Данный земельный участок принадлежит Войсковой части 3667 на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.10.2011 сделана запись N 61-61-34/048/2011-34. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 25.09.2013 N 61/001/13-681844 земельный участок выделен для проектирования и строительства объекта: "Войсковые части 3654, 3655, 3639, 3666 пос. Казачьи Лагери Ростовской области комплекса зданий и сооружений".
На спорном земельном участке расположен следующие объекты: здание инженерного городка, здание мойки, казармы, кладовые, классы операторские, клуб, командные пункты, комната посетителей, комплексное здание, кормокухня, котельные, КПП, КТП, пилорама, поле связи, АЗС, ангар, нежилые здания, баня, вольер, гаражи, здание автодрома, проходная, пункты боепитания, участковые пункты управления, учебные корпуса, часовня, штабы, реабилитационный центр, ремонтная мастерская, склады, трансформаторная подстанция, на которые имеются свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на данные объекты.
Кроме того, в материалы дела представлены договоры, заключенные между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Войсковой частью 3667 и Войсковыми частями 3701, 3719 от 27.04.2012 N 48, от 05.05.2012 N 50, по которым Войсковая часть 3667 передала в безвозмездное пользование имущество: нежилые помещения согласно приложениям, являющиеся федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Кодекс закреплено, что не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Суд апелляционной инстанции указал, что администрация не опровергла, что закрепленный за Войсковой частью 3667 земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, используется в целях обороны и обеспечения безопасности страны, Войсковая часть 3667 входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации и ее деятельность связана с обеспечением военной безопасности, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, а все имущество и земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование об обязании инспекции произвести взыскание в судебном порядке денежных средств за уплату земельного в размере 32 650 638 рублей 51 копейки не подлежит удовлетворению.
Требование администрации об обязании налоговой инспекции произвести взыскание земельного налога в судебном порядке не основано на нормах бюджетного либо налогового законодательства. Поскольку основания для уплаты земельного налога отсутствуют, то понуждение к его взысканию судом противоречит нормам налогового законодательства.
Кроме того, как указывает суд апелляционной инстанции, администрация избрала ненадлежащий способ защиты своего права как выгодоприобретателя и распорядителя бюджета. Полномочия по осуществлению взыскания налоговых платежей возложены на федеральную налоговую службу, таковая не может быть понуждена судом к исполнению обязанностей по совершению действий в пределах своей компетенции по иску бюджетополучателя. В полномочия распорядителя бюджета не входит осуществление контроля за пополняемостью бюджета.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А53-28207/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)