Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, указав на неправомерность применения налогоплательщиком при расчете налога рыночной стоимости участков, установленной судебными актами.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (далее - общество "ЧКПЗ", ранее - открытое акционерное общество "ЧКПЗ", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2015 по делу N А76-898/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Халикова Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 03-01).
Полномочия представителя инспекции проверены Арбитражным судом Челябинской области.
Малиновский Е.В. в качестве представителя общества "ЧКПЗ" к участию в судебном заседании не допущен, поскольку им не представлена доверенность, подтверждающая полномочия на представление интересов названного общества.
Общество "ЧКПЗ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 18.07.2014 N 4561 (далее - решение инспекции) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.03.2015 (судья Котляров Н.Е.) требования удовлетворены частично, признано недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 2 106 097 руб. 13 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЧКПЗ" просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает, что установленная спорными решениями кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с 01 января 2013 года.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества "ЧКПЗ" - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:95 равной его рыночной стоимости в размере 26 547 198 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:110 равной его рыночной стоимости в размере 663 440 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:82 равной его рыночной стоимости в размере 26 471 088 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:104 равной его рыночной стоимости в размере 1 419 570 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:91 равной его рыночной стоимости в размере 17 896 840 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:94 равной его рыночной стоимости в размере 3 274 269 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:89 равной его рыночной стоимости в размере 16 718 732 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307002:256 равной его рыночной стоимости в размере 1 184 319 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:92 равной его рыночной стоимости в размере 962 673 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:105 равной его рыночной стоимости в размере 716 982 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:93 равной его рыночной стоимости в размере 14 546 436 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:590 равной его рыночной стоимости в размере 303 685 366 руб. по состоянию на 13.03.2012.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0306025:0001 равной его рыночной стоимости в размере 12 125 277 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Полагая, что в связи с вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Челябинской области по делам N А76-19677/2013, N А76-19477/2013, N А76-19479/2013, N А76-19478/2013, N А76-19680/2013, N А76-19675/2013, N А76-19679/2013, N А76-19476/2013, N А76-19475/2013, N А76-19678/2013, N А76-19676/2013, N А76-16186/2013, N А76-19474/2013 у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, обществом "ЧКПЗ" в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с продекларированной к уплате суммой земельного налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области.
По результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год инспекцией составлен акт от 19.05.2014 N 41942 и вынесено решение, которым обществу "ЧКПЗ" доначислен земельный налог за 2013 год на сумму 21 541 790 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 5 405 776 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 5 405 777 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 5 365 118 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 5 365 119 руб. Инспекцией предложено доначисленную сумму земельного налога за 2013 год зачесть из переплаты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N 15-1-09/3/003736 в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов решение инспекции изменено. Обществу "ЧКПЗ" доначислен земельный налог за 2013 год на сумму 13 982 567 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 3 533 917 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 3 584 544 руб.
Решение инспекции в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N 15-1-09/3/003736 обжаловано обществом "ЧКПЗ" в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 27.10.2014 N 16-07/003691 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2013 году применялась кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к верному выводу о том, что кадастровая стоимость принадлежащих обществу "ЧКПЗ" земельных участков, установленная вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013; от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013; от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013; от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013; от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013, не подлежит применению при исчислении обществом "ЧКПЗ" земельного налога за 2013 год.
Таким образом, при исчислении обществом "ЧКПЗ" земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за указанный налоговый период.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, подлежат отклонению. Кроме того, они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "ЧКПЗ" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2015 по делу N А76-898/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Челябинский кузнечно-прессовый завод" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 13.08.2015 N 8306.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.АННЕНКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2015 N Ф09-7085/15 ПО ДЕЛУ N А76-898/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, указав на неправомерность применения налогоплательщиком при расчете налога рыночной стоимости участков, установленной судебными актами.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. N Ф09-7085/15
Дело N А76-898/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" (далее - общество "ЧКПЗ", ранее - открытое акционерное общество "ЧКПЗ", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2015 по делу N А76-898/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Халикова Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 03-01).
Полномочия представителя инспекции проверены Арбитражным судом Челябинской области.
Малиновский Е.В. в качестве представителя общества "ЧКПЗ" к участию в судебном заседании не допущен, поскольку им не представлена доверенность, подтверждающая полномочия на представление интересов названного общества.
Общество "ЧКПЗ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 18.07.2014 N 4561 (далее - решение инспекции) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.03.2015 (судья Котляров Н.Е.) требования удовлетворены частично, признано недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 2 106 097 руб. 13 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЧКПЗ" просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает, что установленная спорными решениями кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению с 01 января 2013 года.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества "ЧКПЗ" - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:95 равной его рыночной стоимости в размере 26 547 198 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:110 равной его рыночной стоимости в размере 663 440 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:82 равной его рыночной стоимости в размере 26 471 088 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:104 равной его рыночной стоимости в размере 1 419 570 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:91 равной его рыночной стоимости в размере 17 896 840 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:94 равной его рыночной стоимости в размере 3 274 269 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:89 равной его рыночной стоимости в размере 16 718 732 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307002:256 равной его рыночной стоимости в размере 1 184 319 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:92 равной его рыночной стоимости в размере 962 673 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:105 равной его рыночной стоимости в размере 716 982 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0307001:93 равной его рыночной стоимости в размере 14 546 436 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:590 равной его рыночной стоимости в размере 303 685 366 руб. по состоянию на 13.03.2012.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0306025:0001 равной его рыночной стоимости в размере 12 125 277 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Полагая, что в связи с вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Челябинской области по делам N А76-19677/2013, N А76-19477/2013, N А76-19479/2013, N А76-19478/2013, N А76-19680/2013, N А76-19675/2013, N А76-19679/2013, N А76-19476/2013, N А76-19475/2013, N А76-19678/2013, N А76-19676/2013, N А76-16186/2013, N А76-19474/2013 у налогоплательщика возникает право на ретроспективный перерасчет налоговых обязательств по земельному налогу, обществом "ЧКПЗ" в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с продекларированной к уплате суммой земельного налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области.
По результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год инспекцией составлен акт от 19.05.2014 N 41942 и вынесено решение, которым обществу "ЧКПЗ" доначислен земельный налог за 2013 год на сумму 21 541 790 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 5 405 776 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 5 405 777 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 5 365 118 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 5 365 119 руб. Инспекцией предложено доначисленную сумму земельного налога за 2013 год зачесть из переплаты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N 15-1-09/3/003736 в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов решение инспекции изменено. Обществу "ЧКПЗ" доначислен земельный налог за 2013 год на сумму 13 982 567 руб., в том числе по сроку уплаты 30.04.2013 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.07.2014 - 3 432 053 руб., по сроку уплаты 31.10.2013 - 3 533 917 руб., по сроку уплаты 05.02.2014 - 3 584 544 руб.
Решение инспекции в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 24.10.2014 N 15-1-09/3/003736 обжаловано обществом "ЧКПЗ" в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 27.10.2014 N 16-07/003691 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2013 году применялась кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к верному выводу о том, что кадастровая стоимость принадлежащих обществу "ЧКПЗ" земельных участков, установленная вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области от 18.11.2013 по делу N А76-19677/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19477/2013; от 19.12.2013 по делу N А76-19479/2013; от 08.11.2013 по делу N А76-19478/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19680/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19675/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19679/2013; от 30.10.2013 по делу N А76-19476/2013; от 24.10.2013 по делу N А76-19475/2013; от 22.10.2013 по делу N А76-19678/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19676/2013; от 30.09.2013 по делу N А76-16186/2013; от 11.12.2013 по делу N А76-19474/2013, не подлежит применению при исчислении обществом "ЧКПЗ" земельного налога за 2013 год.
Таким образом, при исчислении обществом "ЧКПЗ" земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за указанный налоговый период.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, подлежат отклонению. Кроме того, они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "ЧКПЗ" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2015 по делу N А76-898/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский кузнечно-прессовый завод" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Челябинский кузнечно-прессовый завод" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 13.08.2015 N 8306.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.АННЕНКОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)