Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
при участии представителя от потерпевших Спирина Д.А., Хачатуряна Т.С., PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED - Предеина В.М. по доверенностям от 25.11.2009, от 03.03.2010, от 23.10.2009, от 28.08.2009, от 28.05.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года по делу N А05-19524/2009 (судья Максимова С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "АСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - отделение ФСФР, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2009 N 72-09-750/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 487-2009-Ю-002-002, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 16 ноября 2009 года к участию в деле привлечены потерпевшие Спирин Денис Александрович, Хачатурян Тигран Суренович, PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года требования общества удовлетворены: оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED с данным судебным актом не согласились и обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы ссылаются на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Спирин Д.А. и Хачатурян Т.С. в своих отзывах поддержали доводы апелляционной жалобы, просят оспариваемое решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Общество и административный орган свои отзывы на жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель потерпевших поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
ОАО "АСК" и отделение ФСФР, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя потерпевших, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, отделением ФСФР на основании жалоб акционеров - владельцев привилегированных акций типа А Спирина Д.А., Хачатуряна Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED о факте нарушения ОАО "АСК" положений законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг проведена проверка.
В ходе проверки выявлено, что 26.05.2008 акционерами общества проведено годовое общее собрание, по результатам которого принято решение о невыплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям общества по результатам 2007 финансового года (протокол годового общего собрания акционеров от 05.06.2008 N 3).
На внеочередном общем собрании акционеров общества 18.05.2009 принято решение о выплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года в размере 0,00012 руб. на одну обыкновенную акцию и 0,00039 руб. на одну привилегированную акцию общества в течение 60 дней со дня принятия решения об их выплате (протокол N 1 внеочередного общего собрания акционеров от 19.05.2009).
Из сообщения, размещенного на официальном сайте в сети Интернет, следует, что 19.05.2009 на заседании совета директоров общества принято решение о проведении 29.06.2009 годового общего собрания акционеров общества, на котором акционеры - владельцы привилегированных акций типа А не обладают правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров. При этом была определена дата составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, - 20.06.2009, в который не были включены соответствующие сведения о владельцах привилегированных акций типа А.
По мнению административного органа, у акционеров - владельцев привилегированных акций типа А с 27.05.2008 возникло право на участие в общем собрании акционеров общества с правом голоса по всем вопросам повестки дня. Ввиду того, что такие акционеры в силу решения от 19.05.2009 не будут обладать правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров, состоящего 29.06.2009, ответчик полагает, что это воспрепятствует осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами.
По данному факту 30.06.2009 заместителем начальника Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам в отношении ОАО "АСК", извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 09-172/пр-ап. Нарушение квалифицировано по статье 15.20 КоАП РФ.
Данным протоколом в качестве потерпевших признаны Спирин Д.А., Хачатурян Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED и другие акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А.
Заместитель руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, рассмотрев в отсутствие представителей общества, извещенного надлежащим образом, протокол и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, 16.10.2009 вынес постановление N 72-09-750/пн, которым ОАО "АСК" назначил наказание по статье 15.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения, но ввиду существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении признал оспариваемое постановление ответчика незаконным и отменил его.
С такой позицией суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна с учетом следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании статьи 23.47 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.20 настоящего Кодекса, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Из Перечня должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом ФСФР РФ от 25.08.2004 N 04-391/пз-н, следует, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять в том числе начальник Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители.
Согласно части 2 статьи 23.47 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти в области финансовых рынков вправе в том числе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.
Таким образом, протокол составлен, а постановление вынесено должностными лицами административного органа в пределах их компетенции.
Статьей 15.20 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за воспрепятствование эмитентом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5, 8 и 10 статьи 15.23.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В данном случае эмитентом собственных именных бездокументарных акций является ОАО "АСК".
На основании пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров - владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.
В пункте 7.4 Устава ОАО "АСК" определено, что общий размер дивидендов по каждой привилегированной акции типа А составляет 10% чистой прибыли общества по итогам финансового года, разделенной на число акций, которые составляют 25% процентов уставного капитала общества.
В рассматриваемой ситуации на годовом общем собрании акционеров ОАО "АСК", проведенном 26.05.2008, принято решение не выплачивать дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям общества по результатам 2007 финансового года.
С учетом этого суд первой инстанции, соглашаясь с позицией административного органа, правомерно указал на то, что у акционеров - владельцев привилегированных акций типа А с 27.05.2008 возникло право на участие в общем собрании акционеров общества с правом голоса по всем вопросам повестки дня.
На официальном сайте в сети Интернет размещено сообщение о проведении 29.06.2009 годового общего собрания акционеров ОАО "АСК", на котором в силу решения совета директоров общества от 19.05.2009 акционеры - владельцы привилегированных акций типа А не будут обладать правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров общества. При этом определена дата составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, - 20.06.2009, в который не были включены соответствующие сведения о владельцах привилегированных акций типа А.
На внеочередном общем собрании акционеров ОАО "АСК", проведенном 18.05.2009, принято решение о выплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года в течение 60 дней со дня принятия решения об их выплате.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона N 208-ФЗ общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Статьей 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
С учетом анализа данных правовых норм судом обоснованно установлено, что период (I квартала 2009 года), по итогам которого произойдет утрата акционерами - владельцами привилегированных акций типа А права участвовать в общем собрании акционеров, определен в решении от 18.05.2009 неправомерно.
Также протоколом N 1 внеочередного общего собрания акционеров общества от 19.05.2009 установлено, что дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года рассчитаны в размере 0,00012 руб. на одну обыкновенную акцию и 0,00039 руб. на одну привилегированную акцию.
Вместе с тем, в пункте 7.4 Устава ОАО "АСК" закреплено, что размер дивидендов по каждой привилегированной акции общества типа А должен составлять не менее 0,0005685 руб.
Следовательно, указанный в протоколе N 1 размер дивидендов по привилегированным акциям определен в меньшем размере, чем установлен в Уставе общества.
Приведенные обстоятельства влекут нарушение прав акционеров - владельцев привилегированных акций типа А на участие в общем собрании акционеров и образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.20 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не предпринято каких-либо зависящих от него мер для соблюдения законодательства в сфере ценных бумаг. Общество, являясь эмитентом ценных бумаг, должно было обеспечить соблюдение прав их держателей, однако не выполнило свои обязанности в полном объеме.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в деянии заявителя вины в совершении вмененного правонарушения является правильным.
Доводов в жалобе в отношении наличия в деянии общества состава правонарушения и вины не приведено.
ОАО "АСК" привлечено к ответственности в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, являющиеся основанием для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочих фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
Из статьи 25.2 названного Кодекса следует, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные об его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как ранее отмечено, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2009 в качестве потерпевших признаны Спирин Д.А., Хачатурян Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED и иные акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А.
Применительно к положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе не может содержаться записи на то, что потерпевшими являются "иные акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А" без конкретного указания их фамилий, имен, отчеств, наименования юридических лиц, которые признаны административным органом в качестве потерпевших.
В данном случае в представленных ОАО "АСК" списках юридических и физических лиц, а также клиентов номинальных держателей - владельцев привилегированных акций общества указан перечень акционеров - владельцев указанных акций по состоянию на 14.04.2009, их число превышает 1800 лиц.
Ввиду того, что правонарушение совершено обществом 19.05.2009, в связи с чем указанный перечень акционеров мог быть изменен, списка, содержащего перечень акционеров - владельцев указанных акций по состоянию на 19.05.2009, в материалы дела не представлено, у суда не имеется возможности устранить данное обстоятельство при рассмотрении дела. Данный факт должен быть установлен административным органом.
Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств извещения лиц, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, о времени и месте составления протокола, вынесения постановления. Данный факт ответчик не отрицает.
Довод подателей жалобы о том, что привлечение к участию в деле более сотни акционеров нецелесообразно по финансовым соображениям, апелляционная коллегия находит несостоятельным, не основанным на положениях статьи 25.2 КоАП РФ.
Указание в жалобе на противоречивость вывода суда о необходимости привлечения в рамках дела об административном правонарушении всех лиц, являющихся потерпевшими, и бездействия суда по привлечению указанных лиц к участию в деле, апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку конкретный перечень акционеров общества - владельцев привилегированных акций типа А административным органом не установлен.
В апелляционной жалобе податели ссылаются на то, что судом не обоснован вывод о том, каким образом привлечение всех потерпевших к участию в деле об административном правонарушении повлечет всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Данная ссылка несостоятельна, так как суд в оспариваемом решении обоснованно отметил то, что неуказание в протоколе всех лиц, являющихся потерпевшими по делу, влечет нарушение их прав, установленных статьей 25.2 КоАП РФ, в том числе права на защиту своих интересов.
Указанные процессуальные нарушения обоснованно признаны судом первой инстанции существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
С учетом изложенного оспариваемое постановление отделения ФСФР от 16.10.2009 N 72-09-750/пн правомерно признано незаконным и отменено.
Ссылку подателей жалобы на то, что в данном случае освобождение ОАО "АСК" от ответственности ввиду признания оспариваемого постановления незаконным и отмены его приведет к незащищенности интересов сотен владельцев привилегированных акций общества, апелляционная коллегия не принимает во внимание с учетом следующего.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Позиция, изложенная в пункте 11 названного постановления, позволяет утверждать, что дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.) является неправомерным только в случае принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В рамках данного дела оспариваемое постановление административного органа отменено, что не исключает возможность дальнейшего осуществления отделением ФСФР производства по этому делу с учетом положения статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана обоснованная оценка.
Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года по делу N А05-19524/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2010 ПО ДЕЛУ N А05-19524/2009
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А05-19524/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
при участии представителя от потерпевших Спирина Д.А., Хачатуряна Т.С., PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED - Предеина В.М. по доверенностям от 25.11.2009, от 03.03.2010, от 23.10.2009, от 28.08.2009, от 28.05.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года по делу N А05-19524/2009 (судья Максимова С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "АСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - отделение ФСФР, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.10.2009 N 72-09-750/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 487-2009-Ю-002-002, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 16 ноября 2009 года к участию в деле привлечены потерпевшие Спирин Денис Александрович, Хачатурян Тигран Суренович, PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года требования общества удовлетворены: оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED с данным судебным актом не согласились и обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы ссылаются на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
Спирин Д.А. и Хачатурян Т.С. в своих отзывах поддержали доводы апелляционной жалобы, просят оспариваемое решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Общество и административный орган свои отзывы на жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель потерпевших поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
ОАО "АСК" и отделение ФСФР, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя потерпевших, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, отделением ФСФР на основании жалоб акционеров - владельцев привилегированных акций типа А Спирина Д.А., Хачатуряна Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED о факте нарушения ОАО "АСК" положений законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг проведена проверка.
В ходе проверки выявлено, что 26.05.2008 акционерами общества проведено годовое общее собрание, по результатам которого принято решение о невыплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям общества по результатам 2007 финансового года (протокол годового общего собрания акционеров от 05.06.2008 N 3).
На внеочередном общем собрании акционеров общества 18.05.2009 принято решение о выплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года в размере 0,00012 руб. на одну обыкновенную акцию и 0,00039 руб. на одну привилегированную акцию общества в течение 60 дней со дня принятия решения об их выплате (протокол N 1 внеочередного общего собрания акционеров от 19.05.2009).
Из сообщения, размещенного на официальном сайте в сети Интернет, следует, что 19.05.2009 на заседании совета директоров общества принято решение о проведении 29.06.2009 годового общего собрания акционеров общества, на котором акционеры - владельцы привилегированных акций типа А не обладают правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров. При этом была определена дата составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, - 20.06.2009, в который не были включены соответствующие сведения о владельцах привилегированных акций типа А.
По мнению административного органа, у акционеров - владельцев привилегированных акций типа А с 27.05.2008 возникло право на участие в общем собрании акционеров общества с правом голоса по всем вопросам повестки дня. Ввиду того, что такие акционеры в силу решения от 19.05.2009 не будут обладать правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров, состоящего 29.06.2009, ответчик полагает, что это воспрепятствует осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами.
По данному факту 30.06.2009 заместителем начальника Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам в отношении ОАО "АСК", извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 09-172/пр-ап. Нарушение квалифицировано по статье 15.20 КоАП РФ.
Данным протоколом в качестве потерпевших признаны Спирин Д.А., Хачатурян Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED и другие акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А.
Заместитель руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, рассмотрев в отсутствие представителей общества, извещенного надлежащим образом, протокол и приложенные к нему материалы дела об административном правонарушении, 16.10.2009 вынес постановление N 72-09-750/пн, которым ОАО "АСК" назначил наказание по статье 15.20 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии заявителя состава вмененного ему в вину правонарушения, но ввиду существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении признал оспариваемое постановление ответчика незаконным и отменил его.
С такой позицией суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна с учетом следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании статьи 23.47 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.20 настоящего Кодекса, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Из Перечня должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом ФСФР РФ от 25.08.2004 N 04-391/пз-н, следует, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять в том числе начальник Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители.
Согласно части 2 статьи 23.47 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти в области финансовых рынков вправе в том числе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.
Таким образом, протокол составлен, а постановление вынесено должностными лицами административного органа в пределах их компетенции.
Статьей 15.20 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за воспрепятствование эмитентом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5, 8 и 10 статьи 15.23.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В данном случае эмитентом собственных именных бездокументарных акций является ОАО "АСК".
На основании пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров - владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.
В пункте 7.4 Устава ОАО "АСК" определено, что общий размер дивидендов по каждой привилегированной акции типа А составляет 10% чистой прибыли общества по итогам финансового года, разделенной на число акций, которые составляют 25% процентов уставного капитала общества.
В рассматриваемой ситуации на годовом общем собрании акционеров ОАО "АСК", проведенном 26.05.2008, принято решение не выплачивать дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям общества по результатам 2007 финансового года.
С учетом этого суд первой инстанции, соглашаясь с позицией административного органа, правомерно указал на то, что у акционеров - владельцев привилегированных акций типа А с 27.05.2008 возникло право на участие в общем собрании акционеров общества с правом голоса по всем вопросам повестки дня.
На официальном сайте в сети Интернет размещено сообщение о проведении 29.06.2009 годового общего собрания акционеров ОАО "АСК", на котором в силу решения совета директоров общества от 19.05.2009 акционеры - владельцы привилегированных акций типа А не будут обладать правом голоса по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров общества. При этом определена дата составления списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, - 20.06.2009, в который не были включены соответствующие сведения о владельцах привилегированных акций типа А.
На внеочередном общем собрании акционеров ОАО "АСК", проведенном 18.05.2009, принято решение о выплате дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года в течение 60 дней со дня принятия решения об их выплате.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона N 208-ФЗ общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Законом. Решение о выплате (объявлении) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Статьей 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
С учетом анализа данных правовых норм судом обоснованно установлено, что период (I квартала 2009 года), по итогам которого произойдет утрата акционерами - владельцами привилегированных акций типа А права участвовать в общем собрании акционеров, определен в решении от 18.05.2009 неправомерно.
Также протоколом N 1 внеочередного общего собрания акционеров общества от 19.05.2009 установлено, что дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям по итогам I квартала 2009 года рассчитаны в размере 0,00012 руб. на одну обыкновенную акцию и 0,00039 руб. на одну привилегированную акцию.
Вместе с тем, в пункте 7.4 Устава ОАО "АСК" закреплено, что размер дивидендов по каждой привилегированной акции общества типа А должен составлять не менее 0,0005685 руб.
Следовательно, указанный в протоколе N 1 размер дивидендов по привилегированным акциям определен в меньшем размере, чем установлен в Уставе общества.
Приведенные обстоятельства влекут нарушение прав акционеров - владельцев привилегированных акций типа А на участие в общем собрании акционеров и образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.20 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не предпринято каких-либо зависящих от него мер для соблюдения законодательства в сфере ценных бумаг. Общество, являясь эмитентом ценных бумаг, должно было обеспечить соблюдение прав их держателей, однако не выполнило свои обязанности в полном объеме.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в деянии заявителя вины в совершении вмененного правонарушения является правильным.
Доводов в жалобе в отношении наличия в деянии общества состава правонарушения и вины не приведено.
ОАО "АСК" привлечено к ответственности в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, являющиеся основанием для отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочих фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
Из статьи 25.2 названного Кодекса следует, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные об его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как ранее отмечено, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2009 в качестве потерпевших признаны Спирин Д.А., Хачатурян Т.С., PROTSVETANIE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED и иные акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А.
Применительно к положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе не может содержаться записи на то, что потерпевшими являются "иные акционеры общества - владельцы привилегированных акций типа А" без конкретного указания их фамилий, имен, отчеств, наименования юридических лиц, которые признаны административным органом в качестве потерпевших.
В данном случае в представленных ОАО "АСК" списках юридических и физических лиц, а также клиентов номинальных держателей - владельцев привилегированных акций общества указан перечень акционеров - владельцев указанных акций по состоянию на 14.04.2009, их число превышает 1800 лиц.
Ввиду того, что правонарушение совершено обществом 19.05.2009, в связи с чем указанный перечень акционеров мог быть изменен, списка, содержащего перечень акционеров - владельцев указанных акций по состоянию на 19.05.2009, в материалы дела не представлено, у суда не имеется возможности устранить данное обстоятельство при рассмотрении дела. Данный факт должен быть установлен административным органом.
Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств извещения лиц, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, о времени и месте составления протокола, вынесения постановления. Данный факт ответчик не отрицает.
Довод подателей жалобы о том, что привлечение к участию в деле более сотни акционеров нецелесообразно по финансовым соображениям, апелляционная коллегия находит несостоятельным, не основанным на положениях статьи 25.2 КоАП РФ.
Указание в жалобе на противоречивость вывода суда о необходимости привлечения в рамках дела об административном правонарушении всех лиц, являющихся потерпевшими, и бездействия суда по привлечению указанных лиц к участию в деле, апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку конкретный перечень акционеров общества - владельцев привилегированных акций типа А административным органом не установлен.
В апелляционной жалобе податели ссылаются на то, что судом не обоснован вывод о том, каким образом привлечение всех потерпевших к участию в деле об административном правонарушении повлечет всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Данная ссылка несостоятельна, так как суд в оспариваемом решении обоснованно отметил то, что неуказание в протоколе всех лиц, являющихся потерпевшими по делу, влечет нарушение их прав, установленных статьей 25.2 КоАП РФ, в том числе права на защиту своих интересов.
Указанные процессуальные нарушения обоснованно признаны судом первой инстанции существенными, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
С учетом изложенного оспариваемое постановление отделения ФСФР от 16.10.2009 N 72-09-750/пн правомерно признано незаконным и отменено.
Ссылку подателей жалобы на то, что в данном случае освобождение ОАО "АСК" от ответственности ввиду признания оспариваемого постановления незаконным и отмены его приведет к незащищенности интересов сотен владельцев привилегированных акций общества, апелляционная коллегия не принимает во внимание с учетом следующего.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Позиция, изложенная в пункте 11 названного постановления, позволяет утверждать, что дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.) является неправомерным только в случае принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В рамках данного дела оспариваемое постановление административного органа отменено, что не исключает возможность дальнейшего осуществления отделением ФСФР производства по этому делу с учетом положения статьи 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана обоснованная оценка.
Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 декабря 2009 года по делу N А05-19524/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу PROTSVETANIYE HOLDINGS LIMITED, LANCRENAN INVESTMENTS LIMITED, JAMICA LIMITED - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)