Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) - Гришина М.С. (доверенность от 17.12.2014 N 2.4-12/026623) и ответчика - индивидуального предпринимателя Силкиной Ольги Александровны (г. Рязань, ОГРНИП 306622901700138, ИНН 622900666519) -Хомутовой И.С. (доверенность от 22.07.2015 N 454), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 по делу N А54-2740/2011,
установил:
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Силкиной Ольге Александровне (далее - предприниматель) о взыскании авансового платежа по земельному налогу за 2010 год, подлежащему уплате за земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48, в сумме 63 899 рублей 07 копеек.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный налог, подлежащий уплате за 2010 год в отношении спорного земельного участка в размере 28 841 рубля, полностью перечислен в бюджет предпринимателем. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна определяться в соответствии с постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на то, что согласно сведениям полученным от органа, осуществляющего кадастровый учет, стоимость принадлежащего предпринимателю спорного земельного участка в 2010 году составила 14 605 500 руб. 63 коп. Полагает, что кадастровая стоимость данного участка должна определяться исходя из сведений о кадастровой стоимости, определенной на основании постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48, площадью 1 777 кв. м.
Впоследствии указанный земельный участок был объединен с двумя другими земельными участками. Вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 62:29:0060032:53, что подтверждается кадастровым паспортом от 09.11.2010 N 6200/301/10-30642.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:53 зарегистрировано за предпринимателем 19.06.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2012 65-МД 554636.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 в размере 14 605 500 руб. 63 коп. установлена постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.09.2012 по делу N А54-5186/2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 в размере 14 605 500 руб. 63 коп. признана недостоверной.
Полагая, что земельный налог за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, определенной в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, инспекция направила предпринимателю 25.11.2010 требование N 220217 об уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка в сумме 63 899 руб. 07 коп.
Поскольку указанное требование оставлено предпринимателем без удовлетворения, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования инспекции по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога установлены Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III.
Земельный налог на территории города Рязани установлен и введен в действие с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 Кодекса такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В пункте 10 этих Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, в том числе, образования нового земельного участка (пункт 1.2).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4).
Результаты указанной государственной кадастровой оценки земель распространяются на земельные участки, не вошедшие в перечень объектов оценки, вновь образованные земельные участки (раздел 2 Методических указаний), кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы на площадь земельного участка.
В Рязанской области кадастровая стоимость земельных участков на 2010 год утверждена постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
При этом спорный земельный участок в данном постановлении не указан, поскольку государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01.01.2008, тогда как спорный участок сформирован после 01.01.2008.
Постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены:
кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1); средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2); средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 3).
Согласно кадастровой справке, выданной федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата по Рязанской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Кадастровая стоимость земельных участков, поставленных на кадастровый учет после 01.01.2008 и не вошедших в массовую кадастровую оценку земель населенных пунктов, утвержденную постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, была рассчитана и внесена в базу данных государственного кадастра недвижимости сотрудниками учреждения "Земельная кадастровая палата".
Изданное правительством Рязанской области постановление от 25.11.2009 N 324 прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям. Указанное постановление опубликовано 26.11.2009 в газете "Рязанские ведомости" N 231. Приложения к постановлению опубликованы в спецвыпусках газеты "Рязанские ведомости" N 1, 2, 3 от 23.12.2009.
В силу статьи 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.20 указанного закона (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
На налогоплательщике лежит обязанность по определению налоговой базы на основании использования надлежаще установленных и доведенных до него сведений государственного земельного кадастра.
В целях определения размера подлежащего уплате земельного налога за 2010 год подлежала применению кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр по состоянию на 01.01.2010.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, по состоянию на 01.01.2010 новая кадастровая стоимость спорного земельного участка определена не была; в государственном кадастре недвижимости сведений об этой стоимости не имелось.
При этом предыдущая кадастровая стоимость на момент образования спорного земельного участка была определена на основании постановления администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27. Ее расчет производился путем умножения площади участка на кадастровую стоимость, установленную в отношении соответствующего кадастрового квартала и вида использования (земли под промышленными объектами).
Согласно вышеуказанному постановлению администрации Рязанской области удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, занятого объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного в зоне градостроительной ценности N 22, составил 1 854, 96 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48 общей площадью 1 777 кв. м имел вид разрешенного использования "Торговый центр (комплекс)".
В соответствии с решением Рязанского городского совета от 13.04.2006 N 237-111 "Об утверждении границ территориальных оценочных зон" земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48 отнесен к территориальной градостроительной зоне N 22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 подлежала исчислению в соответствии с постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27 "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области" и составила 3 296 264 рубля (1 777 кв. м x 1 854, 96 рублей).
Таким образом, земельный налог за весь 2010 год в отношении данного земельного участка подлежит исчислению по следующей формуле:
кадастровая стоимость x ставку налога x количество месяцев владения / 12 месяцев, где кадастровая стоимость - 3 296 264 рубля, ставка налога - 1,5%, количество месяцев владения - 7.
В соответствии с этой формулой сумма земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 составляет 28 841 рубль (3 296 264 x 1,5% x 7 / 12).
Принимая во внимание, что указанная сумма отражена предпринимателем в налоговой декларации и полностью перечислена в бюджет на основании платежного поручения от 01.03.2011 N 57, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2015 по делу N А54-4089/2011.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 по делу N А54-2740/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2015 N 20АП-4006/2015 ПО ДЕЛУ N А54-2740/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу N А54-2740/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) - Гришина М.С. (доверенность от 17.12.2014 N 2.4-12/026623) и ответчика - индивидуального предпринимателя Силкиной Ольги Александровны (г. Рязань, ОГРНИП 306622901700138, ИНН 622900666519) -Хомутовой И.С. (доверенность от 22.07.2015 N 454), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 по делу N А54-2740/2011,
установил:
следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Силкиной Ольге Александровне (далее - предприниматель) о взыскании авансового платежа по земельному налогу за 2010 год, подлежащему уплате за земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48, в сумме 63 899 рублей 07 копеек.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный налог, подлежащий уплате за 2010 год в отношении спорного земельного участка в размере 28 841 рубля, полностью перечислен в бюджет предпринимателем. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна определяться в соответствии с постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы инспекция ссылается на то, что согласно сведениям полученным от органа, осуществляющего кадастровый учет, стоимость принадлежащего предпринимателю спорного земельного участка в 2010 году составила 14 605 500 руб. 63 коп. Полагает, что кадастровая стоимость данного участка должна определяться исходя из сведений о кадастровой стоимости, определенной на основании постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48, площадью 1 777 кв. м.
Впоследствии указанный земельный участок был объединен с двумя другими земельными участками. Вновь образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 62:29:0060032:53, что подтверждается кадастровым паспортом от 09.11.2010 N 6200/301/10-30642.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:53 зарегистрировано за предпринимателем 19.06.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2012 65-МД 554636.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 в размере 14 605 500 руб. 63 коп. установлена постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.09.2012 по делу N А54-5186/2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 в размере 14 605 500 руб. 63 коп. признана недостоверной.
Полагая, что земельный налог за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости, определенной в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, инспекция направила предпринимателю 25.11.2010 требование N 220217 об уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка в сумме 63 899 руб. 07 коп.
Поскольку указанное требование оставлено предпринимателем без удовлетворения, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования инспекции по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога установлены Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III.
Земельный налог на территории города Рязани установлен и введен в действие с 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 Кодекса такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В пункте 10 этих Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, в том числе, образования нового земельного участка (пункт 1.2).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4).
Результаты указанной государственной кадастровой оценки земель распространяются на земельные участки, не вошедшие в перечень объектов оценки, вновь образованные земельные участки (раздел 2 Методических указаний), кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы на площадь земельного участка.
В Рязанской области кадастровая стоимость земельных участков на 2010 год утверждена постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
При этом спорный земельный участок в данном постановлении не указан, поскольку государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01.01.2008, тогда как спорный участок сформирован после 01.01.2008.
Постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены:
кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области (приложение N 1); средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2); средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Рязанской области (приложение N 3).
Согласно кадастровой справке, выданной федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата по Рязанской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Кадастровая стоимость земельных участков, поставленных на кадастровый учет после 01.01.2008 и не вошедших в массовую кадастровую оценку земель населенных пунктов, утвержденную постановлением правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, была рассчитана и внесена в базу данных государственного кадастра недвижимости сотрудниками учреждения "Земельная кадастровая палата".
Изданное правительством Рязанской области постановление от 25.11.2009 N 324 прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям. Указанное постановление опубликовано 26.11.2009 в газете "Рязанские ведомости" N 231. Приложения к постановлению опубликованы в спецвыпусках газеты "Рязанские ведомости" N 1, 2, 3 от 23.12.2009.
В силу статьи 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.20 указанного закона (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
На налогоплательщике лежит обязанность по определению налоговой базы на основании использования надлежаще установленных и доведенных до него сведений государственного земельного кадастра.
В целях определения размера подлежащего уплате земельного налога за 2010 год подлежала применению кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в государственный кадастр по состоянию на 01.01.2010.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, по состоянию на 01.01.2010 новая кадастровая стоимость спорного земельного участка определена не была; в государственном кадастре недвижимости сведений об этой стоимости не имелось.
При этом предыдущая кадастровая стоимость на момент образования спорного земельного участка была определена на основании постановления администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27. Ее расчет производился путем умножения площади участка на кадастровую стоимость, установленную в отношении соответствующего кадастрового квартала и вида использования (земли под промышленными объектами).
Согласно вышеуказанному постановлению администрации Рязанской области удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, занятого объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенного в зоне градостроительной ценности N 22, составил 1 854, 96 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48 общей площадью 1 777 кв. м имел вид разрешенного использования "Торговый центр (комплекс)".
В соответствии с решением Рязанского городского совета от 13.04.2006 N 237-111 "Об утверждении границ территориальных оценочных зон" земельный участок с кадастровым номером 62:29:0060032:48 отнесен к территориальной градостроительной зоне N 22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 подлежала исчислению в соответствии с постановлением администрации Рязанской области от 10.02.2003 N 27 "О кадастровой стоимости земель поселений на территории Рязанской области" и составила 3 296 264 рубля (1 777 кв. м x 1 854, 96 рублей).
Таким образом, земельный налог за весь 2010 год в отношении данного земельного участка подлежит исчислению по следующей формуле:
кадастровая стоимость x ставку налога x количество месяцев владения / 12 месяцев, где кадастровая стоимость - 3 296 264 рубля, ставка налога - 1,5%, количество месяцев владения - 7.
В соответствии с этой формулой сумма земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060032:48 составляет 28 841 рубль (3 296 264 x 1,5% x 7 / 12).
Принимая во внимание, что указанная сумма отражена предпринимателем в налоговой декларации и полностью перечислена в бюджет на основании платежного поручения от 01.03.2011 N 57, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2015 по делу N А54-4089/2011.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.05.2015 по делу N А54-2740/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)