Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2014 N Ф09-14375/13 ПО ДЕЛУ N А47-13597/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N Ф09-14375/13

Дело N А47-13597/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А47-13597/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, расположенного по адресу: 460046 г. Оренбург, ул. Володарского, 39.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - учреждение, налогоплательщик) - Кажикова Ж.С. (доверенность от 17.06.2013 N 8/2136);
- инспекции - Епанешникова Н.А. (доверенность от 16.01.2012 N 7), Кириченко Н.В. (доверенность от 12.12.2012 N 12), Кузовенкова А.В. (доверенность 04.10.2013 N 24).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 21.06.2012 N 20-24/913 в части доначисления налога на прибыль - 31 416 406 руб., пеней - 3 839 651 руб., штрафа по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - 4 712 461 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ - 3 141 641 руб.
Решением суда от 01.02.2013 (судья Мирошник А.С.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль организации в сумме 70 134 руб. и соответствующей ей сумме пеней, размер штрафных санкций по ст. 119 и по п. 1 ст. 122 НК РФ снижен в 10 раз ввиду наличия смягчающих обстоятельств.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (Кузнецов Ю.А., Тимохин О.Б., Малышева И.А.) решение суда изменено, п. 1 - 2 резолютивной части изложены в следующей редакции:
Требования Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" удовлетворить, признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга N 20-24/913 от 21.06.2012 в части начисления налога на прибыль - 31 416 406 руб., пени - 3 839 651 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскания штрафа - 4 712 461 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании штрафа - 3 141 641 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Инспекция указывает, что поскольку налогоплательщиком не были представлены документы, подтверждающие расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, налоговый орган в момент проведения выездной налоговой проверки был лишен возможности определения реальной налоговой обязанности учреждения.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки учреждения за период с 17.12.2009 по 31.12.2010 инспекцией составлен акт N 20-24/56 дсп от 18.05.2012 и 21.06.2012 вынесено решение N 20-24/913 о привлечении к налоговой ответственности, доначислении налога на прибыль и пеней.
Из содержания оспариваемого решения налогового органа видно, что в проверяемом периоде налогоплательщиком оказывались платные услуги физическим и юридическим лицам на основе заключенных договоров по централизованной охране имущества. Согласно представленным в ходе выездной налоговой проверки документам учреждением получены доходы от оказанных услуг по охране имущества физических и юридических лиц за 2010 год в сумме 156 723 990 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль организаций в сумме 31 344 798 руб. на указанную сумму денежных средств явились выводы налогового органа о занижении учреждением налогооблагаемой базы в связи с невключением в нее доходов, полученных подразделением вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, предоставление иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/09303 от 01.08.2012 решение инспекции оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности доначисления учреждению налога и привлечения его к ответственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии с гл. 25 НК РФ бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном этой главой.
Иначе говоря, определяя налоговую базу по налогу на прибыль, бюджетные учреждения уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, что соответствует требованиям абзаца первого п. 1 ст. 252 НК РФ.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 1 января 2011 года были установлены статьей 321.1 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции установил, что, фактически не оспаривая факт реального осуществления учреждением расходов, непосредственно связанных с осуществляемой коммерческой деятельностью, налоговый орган по результатам проверки вынес решение о доначислении налога на прибыль без учета затрат со ссылкой на п. 2 ст. 321.1 НК РФ в связи с тем, что они понесены за счет средств федерального бюджета.
Однако то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов, и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции признал необоснованной ссылку суда первой инстанции на п. 2 ст. 321.1 НК РФ ввиду неверной квалификации указанных средств как средств бюджетного финансирования.
Суд правомерно отметил, что налоговый орган должен определять соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом вневедомственной охраны финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем четвертым пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12).
Учитывая изложенное, установив, что налоговый орган в ходе проверки не установил действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль за 2010 год, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных учреждением требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции о доначислении налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафов.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А47-13597/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Г.В.АННЕНКОВА
О.Г.ГУСЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)