Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.06.2015 ПО ДЕЛУ N 3-115/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец мотивирует требование тем, что несоответствие внесенной в ГКН кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу N 3-115/2015


Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-115/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фея Царское село" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фея Царское село" 26 декабря 2014 года обратилось в Московский городской суд с указанным заявлением, в котором, с учетом последующего уточнения, просило об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:06:0004007:8770, общей площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004007:8771, общей площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, собственником которых оно является, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере * и * рублей соответственно.
Свои требования ООО "Фея Царское село" мотивирует тем, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от их кадастровой стоимости.
При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Представитель заявителя ООО "Фея Царское село" (по доверенности) Х. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) В., представляющая также на основании доверенности интересы Департамента городского имущества города Москвы, требования заявителя не признала, считала, что заявителем не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали его требования, указав, что выводы оценщика, содержащиеся в представленных заявителем отчетах, о величине рыночной стоимости объектов оценки не могут быть признаны обоснованными.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Н. требования заявителя не признал, указал, что сведения о нежилых помещениях внесены в государственной кадастр недвижимости 16 октября 2013 года, датой определения кадастровой стоимости нежилых помещений в таком случае является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Поскольку кадастровая стоимость нежилых помещений и их рыночная стоимость установлены на разные даты, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентирован в подразделе III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с правилами распределения бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, на заявителя возложена обязанность по доказыванию нарушений его прав и законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Фея Царское село" является собственником нежилых помещений с кадастровым номером 77:06:0004007:8770, общей площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004007:8771, общей площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20 июня 2011 года серия 77-АН N 342091, серия 77-АН N 342092.
Как следует из кадастровых справок от 29 июля 2014 года, кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:06:0004007:8770, общей площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004007:8771, общей площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, установлена в размере * рублей и * рубля соответственно.
Полагая, что указанная кадастровая стоимость является завышенной, не соответствует рыночной стоимости нежилых помещений и ведет к необоснованному увеличению налогового бремени по налогу на имущество организаций, ООО "Фея Царское село" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную в соответствии с Приказом Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 в городе Москве (далее - Комиссия).
Решением Комиссии от 17 июля 2014 года N 51-2216/2014 заявление ООО "Фея Царское село" отклонено, поскольку рыночная стоимость нежилых помещений отличается от кадастровой более чем на 30%.
Кроме того, отчет оценщика об определении рыночной стоимости нежилых помещений, представленный заявителем в Комиссию, не соответствует принципу однозначности, предусмотренному федеральными стандартами оценки.
В обоснование заявленных требований ООО "Фея Царское село" предоставило отчеты от 22 мая 2014 года N 148/1-э, от 30 декабря 2014 года N 148/1-э-н об определении рыночной стоимости нежилых помещений, подготовленные ООО "*", согласно которым по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:06:0004007:8770 составляет * рублей и 360 365 000 рублей соответственно, с кадастровым номером 77:06:0004007:8771 - * рублей и * рублей соответственно.
На каждый из названных отчетов об определении рыночной стоимости нежилых помещений ООО "Фея Царское село" представило положительные экспертные заключения от 27 мая 2014 года N 020/2014/Москва, от 29 января 2015 года N 006/2015/Москва, подготовленные по результатам экспертизы на подтверждение стоимости и утвержденные экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как усматривается из материалов дела, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении нежилых помещений, принадлежащих заявителю на праве собственности, определяется как их кадастровая стоимость. Обращаясь с указанным выше заявлением в суд, ООО "Фея Царское село" реализовало свое право на законный способ уточнения одной из основных экономических характеристик нежилых помещений, используемой в том числе в целях налогообложения - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Вместе с тем суд считает обоснованными доводы Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о том, что отчеты от 22 мая 2014 года N 148/1-э, от 30 декабря 2014 года N 148/1-э-н не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта, который подготавливается в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена на произвольную дату.
Порядок определения кадастровой стоимости помещений, которые не были включены в перечень объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки, регламентируется положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113.
Из содержания указанных выше нормативных правовых актов следует, что, если включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном помещении или изменение учетных характеристик произошли после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки, но до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов. При этом кадастровая стоимость такого объекта недвижимости определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела видно, что Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 752-ПП (далее - Постановление N 752-ПП) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, и в частности установлены минимальные и средние удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе территориальных единиц города Москвы по состоянию на 1 января 2013 года, которые применяются с 1 января 2014 года.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:06:0004007:8770, 77:06:0004007:8771 не были включены в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной кадастровой оценке, Постановление N 752-ПП не содержит сведений об их кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в том числе кадастровых паспортов помещений от 12 мая 2015 года N 77/501/15-534838, 77/501/15-534773, и общедоступных сведений публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, сведения о нежилых помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 16 октября 2013 года, их кадастровая стоимость определена в индивидуальном порядке в размере * рублей и * рубля соответственно.
Вместе с тем рыночная стоимость нежилых помещений в отчетах от 22 мая 2014 года N 148/1-э, от 30 декабря 2014 года N 148/1-э-н определена по состоянию на 1 января 2013 года, то есть на дату, отличную от даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения их кадастровой стоимости.
Таким образом, отчеты от 22 мая 2014 года N 148/1-э, от 30 декабря 2014 года N 148/1-э-н, в которых рыночная стоимость оспариваемых нежилых помещений определена по состоянию на 1 января 2013 года, и экспертные заключения, имеющиеся в материалах дела, не являются надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в них итоговой рыночной стоимости нежилых помещений на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления ООО "Фея Царское село" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Фея Царское село" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:06:0004007:8770, общей площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004007:8771, общей площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)