Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2015 N 08АП-7585/2015 ПО ДЕЛУ N А81-621/2015

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. N 08АП-7585/2015

Дело N А81-621/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7585/2015) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2015 по делу N А81-621/2015 (судья Садретинова Н.М.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" (ИНН: 7202116628, ОГРН: 1037200611612)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу
о признании недействительным решения N 1090 от 14.08.2014, об обязании налогового органа осуществить возврат на расчетный счет открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз суммы излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2012 год в размере 633 603 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, извещена;
- от Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" - представитель Смирнов Евгений Владимирович (паспорт, по доверенности N 121 от 31.07.2015 сроком действия по 31.12.2015);
- установил:

Открытое акционерное общество "СибурТюменьГаз" (ИНН: 7202116628, ОГРН: 1037200611612) (далее по тексту, заявитель, Общество, налогоплательщик, ОАО "СибурТюменьГаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8905049600, ОГРН: 1118905004008) (далее по тексту, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, МИФНС РФ N 5 по ЯНАО) о признании недействительным решение N 1090 от 14.08.2014 года в части доначисления налога на имущество организаций за 2012 год в сумме 616577 руб. и уплаты указанной суммы в бюджет, а также обязать МИФНС РФ N 5 по ЯНАО осуществить возврат на расчетный счет суммы излишне уплаченного налога в размере 616577 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа - Югры от 19.05.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу 1090 от 14.08.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу и признания неисполненной обязанность по исчислению (доначислению) налога на имущество организаций в размере 616 577 руб. признано недействительным.
Также в целях восстановления нарушенных прав Общества, суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу возвратить Открытому акционерному обществу "СибурТюменьГаз" излишне уплаченный налог на имущество организаций за 2012 год в общей сумме 616 577 руб.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имущество в отношении которого заявителем подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество, в полной мере соответствует положениям пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ как по своему составу (наименование и кодам ОКОФ), так и по функциональному назначению, возможность применения льготного порядка налогообложения, предусмотренная данным пунктом не зависит от места нахождения имущества и целевого использования электрической энергии, в целях потребления которой она получена.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверную трактовку судом положений статьи 381 Налогового кодекса РФ и обстоятельств рассматриваемого спора. По утверждению Инспекции, в соответствии с Перечнем, льготированию подлежит не только имущественный объект, код которого содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, который может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода основного объекта. Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
С учетом изложенного, налоговым органом сформулирован вывод о том, что право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объекта обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (инвентарных карточках). ОКОФ применяется для статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Налоговый орган полагает, что функциональное назначение спорных объектов, в отношении которых Обществу отказано в применении льготы, не совпадает с примечаниями к заявленным кодам ОКОФ.
Вышеизложенное, по мнению апеллянта, свидетельствует об отсутствии переплаты по налогу на имущество и отсутствии оснований для возврата налога из бюджета.
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
До начала судебного заседания от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Открытого акционерного общества "СибурТюменьГаз" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Межрайонной ИФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в период с 30.01.2014 года по 30.04.2014 года проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2012 год, представленной Открытым акционерным обществом "СибурТюменьГаз", согласно которой налогоплательщик уменьшил налогооблагаемую базу в связи с применением положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ, Кодекс).
Результаты камеральной налоговой проверки отражены в Акте от 19.05.2014 года N 5661 (далее по тексту - Акт проверки) (том 1 л.д. 32-37).
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в том числе возражений Общества от 20.06.2014, начальником Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу принято решение от 14.08.2014 года N 1090 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее по тексту - Решения), которым отказано в привлечении ОАО "СибурТюменьГаз" к налоговой ответственности на основании ст. 109 НК РФ, а также предложено уплатить недоимку с учетом состояния расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций в размере 642 038 руб. (том 1 л.д. 19-31).
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, ОАО "СибурТюменьГаз" обратилось с апелляционной жалобой на решение МИФНС РФ N 5 по ЯНАО в вышестоящий налоговый орган (том 1 л.д. 69-76).
13.11.2014 года Управлением ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу принято решение N 292, которым апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
С учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 101.2 НК РФ, решение МИФНС РФ N 5 по ЯНАО от 14.08.2014 года N 1090 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в силу.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 13.01.2014 года ОАО "СибурТюменьГаз" обращалось в адрес МИФНС РФ N 5 по ЯНАО с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2012 год в размере 779782 руб. (том 1 л.д. 61-64). Вместе с тем, налоговый орган, не принял решения о возврате излишне уплаченной суммы налога (либо об отказе в осуществлении возврата) в размере 779782 руб. и не сообщил о принятом решении налогоплательщику.
Основанием принятия решения МИФНС РФ N 5 по ЯНАО от 14.08.2014 года N 1090 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения явились те обстоятельства, что спорные объекты основных средств:
- - СЕТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПРОТ. 1070 М, инвентарный номер Н11600336;
- - ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ инвентарный номер Н11600362;
- - Комплект 2-х трансформ. подстанций, инвентарный номер Н00000188;
- - Комплект 2-х трансформаторных подстанций, инвентарный номер Н00000189;
- - ВНУТРИПЛОЩАД. СЕТИ ЭЛ. СНАБЖЕНИЯ (2 объекта), инвентарный номер Н11600375, Н11600355,
расположены на территории промышленных предприятий, а их функциональное назначение не совпадает с примечанием в Перечне к заявленному коду ОКОФ. Поэтому Общество в отношении перечисленных выше объектов основных средств не имеет права на применение заявленной льготы.
Полагая решение Инспекции незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось с вышеизложенными требованиями в арбитражный суд.
19.05.2015 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 1 статьи 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Обществом оспорена законность решений Инспекции от 14.08.2014 N 1090, которыми ОАО "СибурТюменьГаз" доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 642 038 руб., в связи с отказом налогового органа в применении льготы налогообложения в отношении отдельных объектов, принадлежащих Обществу.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В спорном периоде ОАО "СибурТюменьГаз" в соответствии со статьей 373 НК РФ являлось плательщиком налога на имущество организаций.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Статьей 381 Налогового кодекса РФ установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее также - Перечень).
Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.
В рассматриваемом случае Обществу налоговым органом отказано в применении льготы по налогу на имущество за 2012 год в отношении следующих объектов:
- - СЕТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПРОТ. 1070 М, инвентарный номер Н11600336;
- - ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ инвентарный номер Н11600362;
- - Комплект 2-х трансформ. подстанций, инвентарный номер Н00000188;
- - Комплект 2-х трансформаторных подстанций, инвентарный номер Н00000189;
- - ВНУТРИПЛОЩАД. СЕТИ ЭЛ. СНАБЖЕНИЯ (2 объекта), инвентарный номер Н11600375, Н11600355.
Как следует из материалов рассматриваемого спора, налоговым органом не ставится под сомнение факт принадлежности перечисленных выше объектов Обществу, а также факт надлежащего учета таких объектов на балансе ОАО "СибурТюменьГаз" в качестве объектов основных средств, как и то, что на балансе у налогоплательщика имеются линии электропередачи, энергопередачи и (или) сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
Основным обстоятельством, препятствующим, по мнению подателя апелляционной жалобы, применению льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, к перечисленным выше объектам, является недоказанность функциональной принадлежности объектов обложения налогом к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, и несовпадение функционального назначения спорных объектов с примечаниями к заявленным кодам ОКОФ.
В обоснование изложенной позиции налоговым органом в оспариваемом решении приведены ссылки на следующие обстоятельства, установленные в ходе проведенной в отношении Общества камеральной проверки:
- объекты, в отношении которых применен льготный порядок налогообложения, расположены на территории промышленных предприятий,
- Общество не является предприятием теплоэнергетики или электроэнергетики.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы участвующих в деле лиц, подтвержденные соответствующими доказательствами, представленными в материалах дела, применительно к положениям действующего законодательства, не может согласиться с позицией налогового органа по следующим основаниям.
Признавая вышеобозначенную позицию налогового органа несостоятельной, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что основным документом, позволяющим определить функциональную принадлежность имущества, и соответственно возможность применения в отношении указанного имущества льготного порядка налогообложения, является Перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства N 504 в системном толковании его с кодом ОКОФ, присвоенным указанному имуществу самим налогоплательщиком.
В вышеназванном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
При этом неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при принятии объектов основных средств к учету, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, не является основанием для лишения права на налоговую льготу, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции, в пункте 11 статьи 381 НК РФ отсутствуют ссылки на связь факта применения данной нормы с отнесением объекта основных средств к тому или иному коду ОКОФ.
Налоговый орган обоснованно указал, что право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика, но в то же время ошибочно не обратил внимания на следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что заявителем льгота была применена в отношении следующих объектов основных средств:
- - Сети теплоснабжения прот. 1070 м, инв. N Н11600336, код ОКОФ присвоенный 12 4521126, наименование в Перечне "Сеть тепловая магистральная", код ОКОФ по Перечню 12 4521126;
- - Тепловые сети, нв. N Н11600362, код ОКОФ присвоенный 12 4521126, наименование в Перечне "Сеть тепловая магистральная", код ОКОФ по Перечню 12 4521126.
Так, к линиям энергопередач, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит, помимо прочего, следующее имущество:
- код 12 4521126, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Следовательно, понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесения трубопровода, а также сооружений, являющихся ее неотъемлемой технологической частью к имуществу, в отношении которого предприятие может воспользоваться льготой.
Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное. Определение понятия "сеть тепловая магистральная" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться положениями СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 N 110.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации 25.09.2009 N 31531-ИП/08 "О применении строительных норм и правил" СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" подлежит обязательному исполнению в порядке, определенном статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 4.1 (раздел 4 "Классификация") СНиПа 41-02-2003 определено, что тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
Следует учитывать, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 утверждена и введена в действие актуализированная редакция данного документа - "Свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети".
При этом пункт 4.1 Свода Правил - актуализированных СНиП, полностью идентичен по своему содержанию пункту 4.1. СНиПа 41-02-2003.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона России от 30.06.2012 N 280 свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" утвержден и введен в действие с 01.01.2013.
В пункте 1.5. Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" определено, что "настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и конструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях)".
Актуализированный Свод правил, не меняя действия СНиПа 41-02-2003 "Тепловые сети", конкретизирует и дает более точные понятия в области строительства тепловых сетей.
Так, ранее указав только классификацию тепловых сетей (деление на магистральные, распределительные, квартальные, ответвления), законодатель в актуализированном Своде правил конкретизировал и раскрыл понятия магистральных, распределительных, квартальных и иных тепловых сетей, описав их отличие, основные элементы, особенность расположения и т.д.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
В соответствии с пунктом 3.7 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" распределительные тепловые - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП.
Согласно пункту 3.8 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети" квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку).
В соответствии с пунктом 3.9 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные. Практически аналогичное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).
В силу вышеизложенного, под магистральной тепловой сетью понимается тепловая сеть, идущая непосредственно от источника тепловой энергии до теплового пункта, то есть тепловая сеть, передающая еще "необработанный" в тепловом пункте теплоноситель.
Следовательно, с учетом нормативно определенной иерархии тепловых сетей (магистральные тепловые сети, распределительные, квартальные и иные) и прямого указания на сети тепловые магистральные в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне N 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к сетям тепловым магистральным, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью сетей тепловых магистральных.
Заявителем в материалы дела представлены технические паспорта на тепловые сети, схемы, планы, а также инвентарные карточки льготируемого имущества. Сопоставляя сведения отраженные в данных документах с данными, содержащимися в Перечне N 504, судом первой инстанции установлено, что заявленное в качестве льготируемого имущество входит в Перечень N 504.
Так, из паспортов "тепловых сетей" (инвентарный номер 11600362) следует, что спорный объект представляет собой участки тепловых сетей от насосной УТ, ТС до зданий потребителей Вынгапуровского ГПЗ. В состав указанного объекта входят 3 магистральные тепловые сети, тянущиеся согласно данным технических паспортов от источника тепловой энергии (установки утилизатора тепла) (УТ):
- магистраль N 1 - до зданий потребителей ВГПЗ,
- магистраль N 2 - до административно-бытового корпуса 2 и КВК-2,
- магистраль N 3 - до центрального склада, гаража и территории водозабора.
Из паспорта "сетей теплоснабжения прот. 1070 м" (инвентарный номер 11600336) следует, что спорный объект представляет собой участки тепловых сетей от котельной до зданий потребителей Вынгапуровского ГПЗ (закрытой стоянки автомашин с ремонтными мастерскими, насосной станции 2 подъема, резервуаров запаса воды, канализационной насосной станции, административно-бытового корпуса, заглубленного склада инвентаря и оборудования, материально-технического склада N 1).
Согласно представленным заявителем в материалы дела инвентарным карточкам, схемам, планам на объекты "сети теплоснабжения прот. 1070 м" и "тепловые сети" расположены на территории ВГПЗ - "Цех по переработке газа Вынгапуровского ГПЗ".
Из письменных пояснений заявителя также следует, что теплоснабжение на территории ВГПЗ осуществляется следующим образом: источником теплоснабжения является Установка комплексной утилизации тепла (УТ), которая предназначена для передачи тепла выхлопных газов газоперекачивающей установки теплоносителю (воде); от установки утилизатора тепла тянутся 3 магистральные тепловые сети: магистраль N 1 - до здания цехов ВГПЗ и магистраль N 2 - до здания ВАБК-2 и КВК-2 ВГПЗ, магистраль N 3 - до центрального склада, гаража и территории водозабора, а также источником тепловой энергии является водогрейная котельная, от которой тянутся тепловые сети до потребителей, в данном случае это закрытая стоянка автомашин с ремонтными мастерскими, насосная станция 2 подъема, резервуар запаса воды, канализационная насосной станции, административно-бытовой корпус, склад инвентаря и оборудования, материально-технический склад N 1.
Вышеизложенное, позволяет прийти к выводу о том, что спорные теплосети представляют собой линейные отрезки (тепловые сети), отходящие от источника теплоснабжения (Установка комплексная утилизатора тепла либо котельная), и подведенных к зданиям, сооружениям (потребителям тепловой энергии) (здания цехов ВГПЗ, здания АБК-2 и КВК-2 и т.д.).
Таким образом, указанные тепловые сети тянутся непосредственно от источника тепловой энергии (установка комплексная утилизатора тепла, котельная), указанные тепловые сети соответствуют определению "магистральная тепловая сеть", в связи с чем подпадают под применение налоговой льготы по налогу на имущество.
Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и СНиПа 41-02-2003 источником тепла для тепловых пунктов служат теплогенерирующие предприятия. Тепловой пункт соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Тепловые сети подразделяются на первичные магистральные теплосети, соединяющие тепловой пункт с теплогенерирующими предприятиями, и вторичные (разводящие) теплосети, соединяющие тепловые пункты с конечными потребителями.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений самого налогоплательщика, следует, что на балансе предприятия находятся именно первичные магистральные теплосети. В рассматриваемом случае источником тепла для тепловых пунктов служит "Установка комплексная утилизатора тепла" либо Котельная.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, являются магистральными, что в свою очередь свидетельствует о возможности применения к означенному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
При этом подлежат отклонению доводы налогового органа о том, что Общество не имеет право на применение льготы по налогу на имущество в отношении спорных теплосетей, поскольку объекты основных средств расположены на территории промышленных предприятий, поскольку из буквального содержания п. 11 ст. 381 НК РФ следует, что возможность применения налогоплательщиком рассматриваемой льготы обусловлена исключительно наличием на балансе организации основного средства, поименованного в Постановлении Правительства России от 30.09.2004 года N 504 независимо от порядка и целей его использования, а также применительно к рассматриваемому случаю, независимо от нахождения спорных объектов на территории промышленного предприятия.
Также, заявителем льгота была применена в отношении следующих объектов основных средств:
- - Комплект 2-х трансформ. Подстанций, инв. N Н00000188, код ОКОФ присвоенный 14 3115020, наименование в Перечне "Подстанции трансформаторные комплектные", код ОКОФ по Перечню 14 3115020;
- - Комплект 2-х трансформаторных подстанций, инв. N Н00000189, код ОКОФ присвоенный 14 3115020, наименование в Перечне "Подстанции трансформаторные комплектные", код ОКОФ по Перечню 14 3115020;
- - Внутриплощад. сети эл. Снабжения, инв. N Н11600375, код ОКОФ присвоенный 12 4521010, наименование в Перечне "Сооружения электроэнергетики", код ОКОФ по Перечню 12 4521010;
- - Внутриплощадочные эл. Сети, инв. N Н11600355, код ОКОФ присвоенный 14 3120010, наименование в Перечне "Аппаратура электрическая высоковольтовая (более 1000 В)", код ОКОФ по Перечню 14 3120010.
При этом как правомерно указано судом первой инстанции, объект основных средств: Внутриплощадочные эл. сети Н11600355 в решении не поименован, однако, по данному объекту налогоплательщиком была заявлена льгота в уточненной налоговой декларации, сумма налога по данному объекту учтена при доначислении налога на имущества по итогам проверки, а также представитель заинтересованного лица в судебном заседании признал наличие технической ошибки, выразившейся в не указании в оспариваемом решении наименования спорного объекта.
Перечисленные объекты основных средств являются линиями электропередачи и сооружениями, являющимися их неотъемлемой технологической частью.
Объект с инвентарным номером Н11600375 - Внутриплощад. сети эл. снабжения.
Как следует из представленной в материалы дела Инвентарной карточки по форме ОС-6, указанный объект расположен на территории Вынгаяхинского ГПЗ (цех по компримированию газа).
Согласно данным паспортов данный объект представляет собой трассу кабельных линий электропередачи, передающих электроэнергию от Закрытого распределительного устройства (ЗРУ-10 кВ) до трансформаторов (Т-1 и Т-2).
Указанные кабельные линии электропередачи (кабель марки ААШВу-10, сечением 3x95, рассчитан на напряжение до 35 кВ) передают электроэнергию в 10 кВ, и по своему функциональному назначению соответствуют оборудованию, указанному в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства N 504.
Оборудование с инвентарным номером H11600355 - Внутриплощадочные.
Как следует из представленной в материалы дела Инвентарной карточки по форме ОС-6, указанный объект расположен на территории Вынгапуровского ГПЗ (цех переработки газа).
Согласно данным паспортов данный объект представляет собой трассу кабельных линий электропередачи, передающих электроэнергию от Комплектного распределительного устройства (КРУ-6 кВ) до комплектной трансформаторной подстанций (КТП-2).
Указанные кабельные линии электропередачи (кабель марки ВБбШнг, сечением 3x70, рассчитан на напряжение до 6 кВ) передают электроэнергию в 6 кВ, и по своему функциональному назначению соответствуют оборудованию, указанному в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства N 504.
По своему определению линии электропередачи могут находиться на территории промышленного предприятия.
Так, согласно ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", линия электропередачи (ЛЭП) - это электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Понятие "энергосистема" определено в ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения", согласно которому энергетическая система, энергосистема - это совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
Как следует из указанного определения, электрические сети являются составной частью энергосистемы.
Согласно ГОСТ 24291-90, электрическая сеть - это совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии.
То есть, линия электропередачи предназначена для передачи электрической энергии между различными подстанциями и распределительными устройствами.
При этом в силу приведенных определений, допускается нахождение линии электропередачи в пределах одного промышленного предприятия - потребителя электроэнергии.
Такое возможно, в частности, если подстанции или распределительные устройства, соединяемые линией электропередачи, находятся на территории промышленного предприятия.
Ни одно из указанных положений не исключает возможности нахождения линии электропередачи в пределах территории промышленного предприятия.
Правило о том, что заявленная льгота может применяться исключительно к линиям электропередачи, находящимся вне территории промышленных предприятий, положениями норм законодательства РФ о налогах и сборах также не установлено.
Ни одна норма законодательства РФ не содержит положений о том, что рассматриваемая льгота по налогу на имущество организаций не может применяться к линиям энергопередачи, находящимся на территории одного промышленного предприятия.
Доводы налогового органа относительно того, что деятельность в сфере энергетики Общество не осуществляет, в связи с чем находящиеся на его балансе электрическое оборудование и сооружения не могут рассматриваться, как входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку положения пункта 11 статьи 381 НК РФ и Перечня имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 504 не содержат каких-либо требований к видам деятельности, осуществляемым организациями, заявляющими право на льготу, а также о необходимости вхождения объектов электросетевого хозяйства в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Объекты с инвентарными номерами Н00000188, Н00000189 - Комплект 2-х трансформ. Подстанций.
Как следует из представленных в материалы дела Инвентарных карточек по форме ОС-6, указанные объекты расположены на территории Муравленковского ГПЗ (Цех переработки газа).
На плане цеха переработки газа Муравленковского ГПЗ, указанные объекты имеют обозначение ТП-11 (Н00000188) и ТП-3 (Н00000189).
Электроэнергия напряжением 10 кВ поступает к ТП-1 и ТП-3 от закрытого распределительного устройства (ЗРУ-ЮкВ) и преобразуется в электроэнергию напряжением 0,4 кВ.
Далее электроэнергия напряжением 0,4 кВ поступает на следующие распределительные пункты или потребителям.
То есть, указанные объекты (ТП-1 и ТП-3) предназначены для преобразования электроэнергии напряжением 10 кВ в электроэнергию напряжением 0,4 кВ, в связи с чем относятся к высоковольтному оборудованию, снабжение цеха электроэнергией без которого невозможно. Согласно рабочей документации, ТП-1 и ТП-3 являются комплектными трансформаторными подстанциями, которые включены в Перечень оборудования, утвержденного Постановлением Правительства N 504.
Налоговый орган в оспариваемом решении пришел к выводу о том, что функциональное назначение объектов "Комплект 2-х трансформ. подстанций", инв. N Н00000188, "Комплект 2-х трансформаторных подстанций", инв. N Н00000189, которым присвоен код ОКОФ 14 3115020, не совпадает с функциональным назначением объектов, отнесенных к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
При этом, какое-либо нормативное обоснование данного вывода в решении налоговым органом не приводится.
Вместе с тем, как установлено судом выше, включение имущества в Перечень имущества N 504 осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми ГОСТами и техническими условиями одним из перечисленных в п. 11 ст. 381 НК РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
Следовательно, указанный Перечень и определяет, какое имущество в целях применения п. 11 ст. 381 НК РФ относится к линиям электропередач и сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. То есть если объекту основных средств (имуществу) присвоен код ОКОФ, который поименован в соответствующем разделе данного Перечня, то объект основных средств с указанным кодом ОКОФ относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, подлежит льготированию.
Таким образом, тот факт, что трансформаторные подстанции являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередач, уже установлен непосредственно законодателем путем включения этих объектов в Перечень с соответствующим кодом, и дополнительной оценки не требует.
Правомерность учета Обществом на балансе трансформаторных подстанций с кодом ОКОФ 143115020 инспекцией не оспаривается. В проверяемые периоды спорные объекты - трансформаторные подстанции, учитывались заявителем в качестве основных средств, что подтверждается индивидуальными карточками учета основных средств ОС-6.
В соответствии с Перечнем код ОКОФ "143115020 - подстанции трансформаторные комплектные" указан в индивидуальных карточках учета основных средств ОС-6 трансформаторных станций, что подтверждает принадлежность этих объектов к льготируемому имуществу.
Так же как следует из пункта 1.2.5 Правил устройства электроустановок, под электроснабжением понимается - обеспечение потребителей электрической энергией. Система электроснабжения - совокупность электроустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией.
В приказе Минэнерго от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил эксплуатации электроустановок", дано определение понятию электроустановка, а именно - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразование ее в другой вид энергии.
Приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6 также дано понятие линии электропередач - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии.
Правилами устройства электроустановок трансформаторная подстанция определяется, как электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (п. 4.2.6 Правил).
Пунктом 1.2.6 Правил под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Правила устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9 Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10 (Приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок"). Правилами устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2 (Приказ Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок").
Таким образом, совокупность электроустановок, включающих в себя, в том числе линии электропередач, и трансформаторные подстанции, образуют единую и неделимую систему электроснабжения, необходимую для обеспечения потребителей электрической энергии.
Данные подстанции соответствуют определению комплектной трансформаторной подстанции, содержащемуся в ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения": комплектная трансформаторная подстанция (КТП) - это подстанция, состоящая из шкафов или блоков со встроенных в них трансформатором и другим оборудованием распределительного устройства, поставляемая в собранном или подготовленном для сборки виде.
То есть, указанные объекты основных средств по своему составу и функциональному назначению соответствуют коду ОКОФ 14 3115020 "Подстанции трансформаторные комплектные".
Группировка ОКОФ 14 3115020 "Подстанции трансформаторные комплектные" содержится в разделе "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" Перечня (позиция 14 раздела).
В примечаниях к данной позиции раздела указано "подстанции трансформаторные комплектные и блочные".
Таким образом, функциональное назначение указанных объектов основных средств соответствует функциональному назначению имущества, относящегося к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Законодателем установлено, что право на налоговую льготу по п. 11 ст. 381 НК РФ предоставляется организациям, на балансе которых учитывается имущество, перечисленное в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства N 504. В Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 указано имущество, в отношении которого организации применяют льготу по налогу на имущество, вне зависимости от месторасположения объектов и (или) их целевого использования.
Налоговый орган в решении отмечает, что право на представление льготы связано с функциональной принадлежностью объектов, а не с данными, которые указаны в учете налогоплательщика и присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение налоговой льготы.
Вместе с тем в решении какие-либо данные или доводы о том, что рассматриваемые объекты основных средств не относятся к объектам, подпадающим под действие льготы, налоговым органом не приводятся.
При этом из материалов проверки следует, что все вышеперечисленные объекты основных средств содержатся в Перечне имущества, подпадающего под применение льготы по налогу на имущество организаций, установленной положениями п. 11 ст. 381 НК РФ, как по наименованию и кодам ОКОФ, так и по своему функциональному назначению.
Каких-либо аргументированных и нормативно обоснованных доводов, свидетельствующих об обратном, налоговым органом в решении не приводится.
Спорные объекты (трансформаторные подстанции) выполняют функции по приему, преобразованию и передаче электроэнергии, что не оспаривается налоговым органом.
Из всего вышеизложенного следует, что перечисленные выше доводы налогового органа, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют положениям действующего налогового законодательства и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что льгота по налогу на имущество заявлена Обществом в полном соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ, исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня, в связи с чем, доначисление Инспекцией ОАО "СибурТюменьГаз" указанного налога в размере 616 577 руб. подлежит признанию незаконным, а решение от 14.08.2014 N 1090 - недействительным.
Кроме того, обществом заявлено требование о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2012 годы в общей сумме 616 577 руб.
Данное требование налогоплательщика, по мнению суда апелляционной инстанции, также обоснованно удовлетворено судом первой инстанции на основании следующего.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, налоговым органом не заявлено каких-либо возражений относительно суммы, подлежащей возврату из бюджета, а также порядка и сроков обращения налогоплательщика в налоговый орган с требованием о возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество. Доводы подателя жалобы в указанной части обоснованы исключительно ссылками на неправомерное указание в уточненной декларации имущества, поименованного выше.
Вместе с тем, исследуя законность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на правомерное формулирование позиции суда первой инстанции с учетом следующих норм.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При этом в подпункте 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом подано заявление на возврат сумм излишне уплаченного налога за 2012 годы в налоговый орган 13.01.2014 (т. 1 л.д. 67).
Переплата у заявителя по налогу на имущество организаций образовалась за 2012 год в связи с тем, что налогоплательщиком были уменьшены налоговые обязательства перед бюджетом путем предъявления уточненных деклараций по этому налогу за 2012 год. Положениями статьи 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком, кроме того, оно соотносится с обязанностью налоговых органов принять уточненную декларацию (расчет).
Статьей 78 НК РФ установлен порядок и сроки возврата излишне уплаченного налога, пеней, штрафов, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета на основании письменного заявления при отсутствии недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган.
Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с установленным статьей 382 Кодекса порядком исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с указанной статьей, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Пунктом 4 статьи 382 НК РФ установлено, что сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ.
Уплата авансовых платежей по итогам отчетных периодов и налога по итогам налогового периода согласно статье 383 НК РФ производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа N 56-ЗАО от 27.11.2003 "О налоге на имущество организаций" установил и ввел в действие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа налог на имущество организаций, определил налоговую ставку, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 56-ЗАО от 27.11.2003 "О налоге на имущество организаций" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период по данному налогу. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам за соответствующий отчетный период по данному налогу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 386 НК РФ определение окончательной среднегодовой стоимости имущества и размера налоговой обязанности по налогу на имущество организаций производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, исходя из положений процитированных выше норм и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, в течение которого, исходя из остаточной стоимости имеющегося в течение года на балансе имущества организации, признаваемого объектом налогообложения, определяется сумма налога к уплате, в связи с чем наличие переплаты может быть установлено только после представления итоговой декларации по налогу за год, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате, и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей.
Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В отношении налога на имущество за 2012 год срок на возврат излишне уплаченного налога заявителем соблюден.
Таким образом, Обществом соблюден предусмотренный законодательством порядок истребования излишне уплаченного в бюджет налога на имущество, препятствий для осуществления возврата такого налога в сумме 616 577 руб. не имеется, в связи с чем, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В целом, доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства о налогах и сборах, повторяют доводы, изложенные в оспариваемых решениях Инспекции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.05.2015 по делу N А81-621/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)