Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31155/2014) ОАО "Пассажирский порт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу N А56-43218/2014 (судья А.Е.Градусов), принятое по заявлению ОАО "Пассажирский порт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения в части
при участии:
от заявителя: Букин Д.А. (доверенность от 17.02.2015 N 07/15); Елисаветский И.А. (доверенность от 17.02.2015 N 08-15); Носова Е.С. (доверенность от 04.09.2014 N 34/14)
от ответчика: Милинец Н.В. (доверенность от 12.01.2015); Привольнев М.А. (доверенность от 26.08.2014 N б/н)
установил:
Открытое акционерное общество "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, наб. Октябрьская, д. 31; далее - заявитель, общество, ОАО "Пассажирский порт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.04.2014 N 14-26/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 5 011 570 руб., соответствующие пени и штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением от 05.11.2014 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО "Пассажирский порт" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права. Общество указывает, что приведенные им в обоснование заявленных требований доводы не получили надлежащей оценки в решении суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали, представители инспекции просили решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Пассажирский порт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 инспекцией принято решение от 21.04.2014 N 14-26/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Решение инспекции обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - управление). Решением управления от 18.06.2014 N 16-21-03/07315@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции в части доначисления 5 011 570 руб. налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ОАО "Пассажирский порт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для доначисления спорной суммы налога, пени и штрафа послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком правил определения финансового результата в целях налогообложения от сделок по реализации акций, установленных абзацем 5 пункта 5 статьи 280 НК РФ.
При проведении проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло операции с ценными бумагами.
Согласно Протоколу об итогах аукциона по продаже акций ОАО "Северо-Западное пароходство" от 01.03.2011 N 367 аукцион по продаже именных акций ОАО "Северо-Западное пароходство" проводился открытым по составу участников и по форме подачи предложений о цене в соответствии с решением об условиях приватизации, принятым Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и утвержденным его распоряжением. Продавец акций (организатор торгов) - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Количество выставленных на аукцион акций - 2 454 048 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме, что составляет 25,5 процента от уставного капитала ОАО "Северо-Западное пароходство". Победитель аукциона - ОАО "Пассажирский порт".
На основании Протокола от 01.03.2011 N 367 об итогах аукциона по продаже акций ОАО "Северо-Западное пароходство" между Росимущество (продавец) и ОАО "Пассажирский порт" (покупатель) заключен договор купли-продажи акций ОАО "Северо-Западное пароходство" от 01.03.2011 N 01-04/93 в количестве 2 454 048 штук на сумму 934 000 000 руб. Цена приобретения одной акции составила 380,595652 руб.
В июне 2011 года ОАО "Пассажирский порт" была объявлена публичная оферта по выкупу акций миноритарных акционеров ОАО "Северо-Западное пароходство" (Зарегистрировано в РО ФСФР России в СЗФО 14.06.2011). Договоры купли-продажи акций между ОАО "Пассажирский порт" и акционерами считаются заключенными в день истечения срока принятия обязательного предложения, дата истечения срока обязательного предложения - 08.09.2011.
Согласно справкам об операциях, проведенных по лицевому счету владельца именных ценных бумаг ОАО "Северо-Западное пароходство" - ОАО "Пассажирский порт", передаточным распоряжениям на перерегистрацию ценных бумаг, направленным обществом в адрес Регистратора - ОАО "Агентство "Региональный независимый регистратор", за период 09.09.2011-09.10.2011 было выкуплено 368 068 акций. Расходы на приобретение составили 140 086 680,80 руб. Цена приобретения составила 380,60 руб. за 1 акцию.
В дальнейшем по договору купли-продажи ценных бумаг от 04.12.2011 N 02-11/1543 с ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" налогоплательщик реализовал последнему имеющиеся у него акции ОАО "Северо-Западное пароходство" в количестве 2 822 116 штук на сумму 1 182 635 930,96 руб. с ценой реализации 419,06 руб. за 1 акцию.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что:
- - в отношении акций ОАО "Северо-Западное пароходство" соблюдаются все условия, определенные пунктом 3 статьи 280 НК РФ, следовательно, реализуемые акции являются ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- - в нарушение пункта 5 статьи 280 НК РФ обществом в целях налогообложения прибыли за 2011 год занижена сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции в указанной части.
По мнению подателя жалобы, правила, установленные пунктом 5 статьи 280 НК РФ, не распространяются на расходы, понесенные при приобретении акций, поскольку указанные акции не обращались на организованном рынке ценных бумаг, были приобретены в рамках специальной процедуры в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Отклоняя указанный довод общества, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 280 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 280 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, такой фондовой биржи. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях главы 25 НК РФ за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.
При проведении проверки по запросам инспекции ОАО "Московская биржа ММВБ-РТС" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" представлены сведения о стоимости обыкновенных именных акций ОАО "Северо-Западное пароходство" (в том числе рыночной, средневзвешенной, максимальной, минимальной) за каждый день периода с 01.01.2011 по 31.12.2011, выписки из реестра сделок, совершенных участниками торгов с обыкновенными именными акциями ОАО "Северо-Западное пароходство" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Представленные документы подтверждают факт обращения акций ОАО "Северо-Западное пароходство" на биржевом рынке в указанный период и соблюдение условий, определенных пунктом 3 статьи 280 НК РФ, следовательно, акции ОАО "Северо-Западное пароходство" в 2011 году относились к ценным бумагам, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Данное обстоятельство подтверждается и тем, что на сайте указанных бирж публикуется информация о ценах, в том числе информация о минимальной, максимальной и средневзвешенной цене, даты проведения торгов, количество и объем сделок в отношении именных обыкновенных акций ОАО "Северо-Западное пароходство".
В части довода подателя жалобы о необходимости применения статьи 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) необходимо учитывать, что пункт 1 статьи 3 указанного Федерального закона устанавливает, что данный Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Следовательно, на налоговые правоотношения указанный Закон не распространяется.
Положения статьи 280 НК РФ также не содержат отсылочных норм на иное законодательство, которым следует руководствоваться при определении финансового результата в целях налогообложения при реализации ценных бумаг.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что цена приобретения акций является рыночной ценой в соответствии с обязательной оценкой, проведенной на основании статьи 12 Закона N 178-ФЗ, являются несостоятельными.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что при вынесении оспариваемого решения налоговый орган с учетом системного толкования нормативных положений Налогового кодекса Российской Федерации правомерно признал, что в силу положений подпункта 5 пункта 5 статьи 280 НК РФ при определении финансового результата ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, является максимальная цена сделок на организованном рынке ценных бумаг, ценой реализации ценных бумаг, реализуемых по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, является фактическая цена их реализации.
Указанный вывод противоречит толкованию положений пункта 5 статьи 280 НК РФ.
Особенности определения налогоплательщиком налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключаются в корректировке налоговой базы путем признании для целей налогового учета размера выручки от продажи ценных бумаг и расходов, учитываемых в целях налогообложения, отличных от размера фактически полученных и израсходованных налогоплательщиком средств.
Такая корректировка, влекущая для целей налогообложения учет стоимостной характеристики объекта налогообложения, отличный от размера выручки, фактически полученной налогоплательщиком в соответствии с условиями договора, а также учет расходов, отличный от размера фактически произведенных налогоплательщиком расходов, допустима, если имеется соответствующая норма закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. Фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.
В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Кодекса следует, что в целях определения финансового результата при приобретении и реализации акций по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг должна быть применена максимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.
При этом соблюдается баланс, когда для целей налогообложения учитываются откорректированный размер как доходов, так и расходов налогоплательщика.
Иное толкование указанной нормы Кодекса нарушает данный баланс и права налогоплательщика.
В силу положений пункта 4 статьи 89, пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 101 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган должен был определить действительную обязанность общества по уплате налогов за проверяемый период.
Налоговый орган при вынесении обжалуемого решения не установил действительной обязанности налогоплательщика по налогу на прибыль за спорный период, откорректировав в нарушение пункта 5 статьи 280 НК РФ только сумму понесенных заявителем расходов на приобретение акций, при этом не учел, что доход от реализации акций налогоплательщиком задекларирован в завышенном размере.
При рассмотрении апелляционной жалобы общества суд предложил сторонам спора провести сверку расчетов, определив в соответствии с пунктом 5 статьи 280 Кодекса за спорный период финансовый результат по сделкам приобретения и реализации акций на организованном рынке ценных бумаг с учетом сведений об интервале цен между максимальной и минимальной ценами сделок, полученных налоговым органом при проведении проверки от организаторов торгов - ОАО "Московская биржа ММВБ-РТС" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ".
Такая сверка представлена налогоплательщиком в материалы дела. Убыток от реализации акций за 2011 год, учтенный в соответствии в пунктом 10 статьи 280 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 году), составил 11 571 223 руб. Акт сверки налоговым органом не подписан в связи с несогласием с порядком определения финансового результата по праву; по размеру возражений налоговым органом не заявлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда о законности доначисления обществу оспариваемым решением налога на прибыль в сумме 5 011 570 руб., соответствующих пени и штрафа по статье 122 НК РФ не соответствуют нормам материального права.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу N А56-43218/2014 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 21.04.2014 N 14-26/22 в части предложения уплатить в бюджет налог на прибыль в сумме 5 011 570 руб., а также начисленные на эту сумму пени и налоговые санкции по статье 122 НК РФ.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, Октябрьская наб., д. 31) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить открытому акционерному обществу "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, Октябрьская наб., д. 31) из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению от 01.12.2014 N 1251.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 13АП-31155/2014 ПО ДЕЛУ N А56-43218/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А56-43218/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31155/2014) ОАО "Пассажирский порт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу N А56-43218/2014 (судья А.Е.Градусов), принятое по заявлению ОАО "Пассажирский порт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения в части
при участии:
от заявителя: Букин Д.А. (доверенность от 17.02.2015 N 07/15); Елисаветский И.А. (доверенность от 17.02.2015 N 08-15); Носова Е.С. (доверенность от 04.09.2014 N 34/14)
от ответчика: Милинец Н.В. (доверенность от 12.01.2015); Привольнев М.А. (доверенность от 26.08.2014 N б/н)
установил:
Открытое акционерное общество "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, наб. Октябрьская, д. 31; далее - заявитель, общество, ОАО "Пассажирский порт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.04.2014 N 14-26/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 5 011 570 руб., соответствующие пени и штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением от 05.11.2014 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО "Пассажирский порт" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права. Общество указывает, что приведенные им в обоснование заявленных требований доводы не получили надлежащей оценки в решении суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества доводы апелляционной жалобы поддержали, представители инспекции просили решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Пассажирский порт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 инспекцией принято решение от 21.04.2014 N 14-26/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции).
Решение инспекции обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - управление). Решением управления от 18.06.2014 N 16-21-03/07315@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции в части доначисления 5 011 570 руб. налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, ОАО "Пассажирский порт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для доначисления спорной суммы налога, пени и штрафа послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком правил определения финансового результата в целях налогообложения от сделок по реализации акций, установленных абзацем 5 пункта 5 статьи 280 НК РФ.
При проведении проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло операции с ценными бумагами.
Согласно Протоколу об итогах аукциона по продаже акций ОАО "Северо-Западное пароходство" от 01.03.2011 N 367 аукцион по продаже именных акций ОАО "Северо-Западное пароходство" проводился открытым по составу участников и по форме подачи предложений о цене в соответствии с решением об условиях приватизации, принятым Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и утвержденным его распоряжением. Продавец акций (организатор торгов) - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Количество выставленных на аукцион акций - 2 454 048 обыкновенных именных акций в бездокументарной форме, что составляет 25,5 процента от уставного капитала ОАО "Северо-Западное пароходство". Победитель аукциона - ОАО "Пассажирский порт".
На основании Протокола от 01.03.2011 N 367 об итогах аукциона по продаже акций ОАО "Северо-Западное пароходство" между Росимущество (продавец) и ОАО "Пассажирский порт" (покупатель) заключен договор купли-продажи акций ОАО "Северо-Западное пароходство" от 01.03.2011 N 01-04/93 в количестве 2 454 048 штук на сумму 934 000 000 руб. Цена приобретения одной акции составила 380,595652 руб.
В июне 2011 года ОАО "Пассажирский порт" была объявлена публичная оферта по выкупу акций миноритарных акционеров ОАО "Северо-Западное пароходство" (Зарегистрировано в РО ФСФР России в СЗФО 14.06.2011). Договоры купли-продажи акций между ОАО "Пассажирский порт" и акционерами считаются заключенными в день истечения срока принятия обязательного предложения, дата истечения срока обязательного предложения - 08.09.2011.
Согласно справкам об операциях, проведенных по лицевому счету владельца именных ценных бумаг ОАО "Северо-Западное пароходство" - ОАО "Пассажирский порт", передаточным распоряжениям на перерегистрацию ценных бумаг, направленным обществом в адрес Регистратора - ОАО "Агентство "Региональный независимый регистратор", за период 09.09.2011-09.10.2011 было выкуплено 368 068 акций. Расходы на приобретение составили 140 086 680,80 руб. Цена приобретения составила 380,60 руб. за 1 акцию.
В дальнейшем по договору купли-продажи ценных бумаг от 04.12.2011 N 02-11/1543 с ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство" налогоплательщик реализовал последнему имеющиеся у него акции ОАО "Северо-Западное пароходство" в количестве 2 822 116 штук на сумму 1 182 635 930,96 руб. с ценой реализации 419,06 руб. за 1 акцию.
Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что:
- - в отношении акций ОАО "Северо-Западное пароходство" соблюдаются все условия, определенные пунктом 3 статьи 280 НК РФ, следовательно, реализуемые акции являются ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- - в нарушение пункта 5 статьи 280 НК РФ обществом в целях налогообложения прибыли за 2011 год занижена сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции в указанной части.
По мнению подателя жалобы, правила, установленные пунктом 5 статьи 280 НК РФ, не распространяются на расходы, понесенные при приобретении акций, поскольку указанные акции не обращались на организованном рынке ценных бумаг, были приобретены в рамках специальной процедуры в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Отклоняя указанный довод общества, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 280 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 280 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, такой фондовой биржи. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то в целях главы 25 НК РФ за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.
При проведении проверки по запросам инспекции ОАО "Московская биржа ММВБ-РТС" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" представлены сведения о стоимости обыкновенных именных акций ОАО "Северо-Западное пароходство" (в том числе рыночной, средневзвешенной, максимальной, минимальной) за каждый день периода с 01.01.2011 по 31.12.2011, выписки из реестра сделок, совершенных участниками торгов с обыкновенными именными акциями ОАО "Северо-Западное пароходство" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Представленные документы подтверждают факт обращения акций ОАО "Северо-Западное пароходство" на биржевом рынке в указанный период и соблюдение условий, определенных пунктом 3 статьи 280 НК РФ, следовательно, акции ОАО "Северо-Западное пароходство" в 2011 году относились к ценным бумагам, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Данное обстоятельство подтверждается и тем, что на сайте указанных бирж публикуется информация о ценах, в том числе информация о минимальной, максимальной и средневзвешенной цене, даты проведения торгов, количество и объем сделок в отношении именных обыкновенных акций ОАО "Северо-Западное пароходство".
В части довода подателя жалобы о необходимости применения статьи 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) необходимо учитывать, что пункт 1 статьи 3 указанного Федерального закона устанавливает, что данный Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Следовательно, на налоговые правоотношения указанный Закон не распространяется.
Положения статьи 280 НК РФ также не содержат отсылочных норм на иное законодательство, которым следует руководствоваться при определении финансового результата в целях налогообложения при реализации ценных бумаг.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что цена приобретения акций является рыночной ценой в соответствии с обязательной оценкой, проведенной на основании статьи 12 Закона N 178-ФЗ, являются несостоятельными.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что при вынесении оспариваемого решения налоговый орган с учетом системного толкования нормативных положений Налогового кодекса Российской Федерации правомерно признал, что в силу положений подпункта 5 пункта 5 статьи 280 НК РФ при определении финансового результата ценой приобретения ценных бумаг, приобретенных по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, является максимальная цена сделок на организованном рынке ценных бумаг, ценой реализации ценных бумаг, реализуемых по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, является фактическая цена их реализации.
Указанный вывод противоречит толкованию положений пункта 5 статьи 280 НК РФ.
Особенности определения налогоплательщиком налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, заключаются в корректировке налоговой базы путем признании для целей налогового учета размера выручки от продажи ценных бумаг и расходов, учитываемых в целях налогообложения, отличных от размера фактически полученных и израсходованных налогоплательщиком средств.
Такая корректировка, влекущая для целей налогообложения учет стоимостной характеристики объекта налогообложения, отличный от размера выручки, фактически полученной налогоплательщиком в соответствии с условиями договора, а также учет расходов, отличный от размера фактически произведенных налогоплательщиком расходов, допустима, если имеется соответствующая норма закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. Фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.
В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Кодекса следует, что в целях определения финансового результата при приобретении и реализации акций по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг должна быть применена максимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.
При этом соблюдается баланс, когда для целей налогообложения учитываются откорректированный размер как доходов, так и расходов налогоплательщика.
Иное толкование указанной нормы Кодекса нарушает данный баланс и права налогоплательщика.
В силу положений пункта 4 статьи 89, пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 101 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган должен был определить действительную обязанность общества по уплате налогов за проверяемый период.
Налоговый орган при вынесении обжалуемого решения не установил действительной обязанности налогоплательщика по налогу на прибыль за спорный период, откорректировав в нарушение пункта 5 статьи 280 НК РФ только сумму понесенных заявителем расходов на приобретение акций, при этом не учел, что доход от реализации акций налогоплательщиком задекларирован в завышенном размере.
При рассмотрении апелляционной жалобы общества суд предложил сторонам спора провести сверку расчетов, определив в соответствии с пунктом 5 статьи 280 Кодекса за спорный период финансовый результат по сделкам приобретения и реализации акций на организованном рынке ценных бумаг с учетом сведений об интервале цен между максимальной и минимальной ценами сделок, полученных налоговым органом при проведении проверки от организаторов торгов - ОАО "Московская биржа ММВБ-РТС" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ".
Такая сверка представлена налогоплательщиком в материалы дела. Убыток от реализации акций за 2011 год, учтенный в соответствии в пунктом 10 статьи 280 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2011 году), составил 11 571 223 руб. Акт сверки налоговым органом не подписан в связи с несогласием с порядком определения финансового результата по праву; по размеру возражений налоговым органом не заявлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда о законности доначисления обществу оспариваемым решением налога на прибыль в сумме 5 011 570 руб., соответствующих пени и штрафа по статье 122 НК РФ не соответствуют нормам материального права.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2014 по делу N А56-43218/2014 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 21.04.2014 N 14-26/22 в части предложения уплатить в бюджет налог на прибыль в сумме 5 011 570 руб., а также начисленные на эту сумму пени и налоговые санкции по статье 122 НК РФ.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области в пользу открытого акционерного общества "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, Октябрьская наб., д. 31) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить открытому акционерному обществу "Пассажирский порт" (ОГРН 1027806062130, место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новосаратовка, Октябрьская наб., д. 31) из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению от 01.12.2014 N 1251.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)