Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-98115/13-116-232, принятое судьей А.П. Стародуб по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" (ОГРН 1037727016480, 121353, г. Москва, ул. Беловежская, д. 4) к ИФНС РФ N 31 по г. Москве (ОГРН 1047731038882, 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 23, корп. 1) о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Туманова В.А. по дов. б/н от 27.06.2013
от заинтересованного лица - Кириллова Е.Г. по дов. N 06-20/06175 от 26.02.2014
установил:
Решением от 02.12.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве от 02.07.2013 г. N 25-10/19210 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 068 893 руб. На указанную Инспекцию возложена обязанность вынести решение о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 068 893 руб. по заявлению ООО "Сибметинвест" от 06.06.2013 г. N 15. Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Сибметинвест" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Инспекций Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (дела - Инспекция, налоговый орган) и Обществом с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" (далее - Заявитель, Общество) 21 мая 2013 года проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по результатам которой составлен акт совместной сверки N 2974, в соответствии с которым у общества имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2 970 911 рублей 08 копеек, а также налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет в субъект РФ в размере 24 986 038 рублей, всего 27 956 949 рублей 08 копеек. Заявитель 06.06.2013 года обратился в инспекцию с заявлением N 15 о возврате 27 956 949 рублей 08 копеек излишне уплаченного налога. Указанные обстоятельства инспекцией не оспариваются.
Налоговый орган письмом от 02.07.2013 года N 25-10/19210 сообщил обществу, что по состоянию на 02.07.2013 г. у налогоплательщика перед бюджетами различного уровня имеется задолженность в сумме 1,31 рублей, в связи с чем, заявление общества о возврате 27 956 949 рублей 08 копеек не подлежит удовлетворению. Инспекция 03.10.2013 года направила обществу извещение о возврате налога на прибыль в сумме 25 888 056 рублей, из них 23 118 185 рублей налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, 2 769 87! рублей налог на прибыль зачисляемый в федеральный бюджет. В части возврата 1 867 853 рублей 12 копеек налога на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также 395 725 рублей 08 копеек налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, инспекцией заявителю было отказано, поскольку указанные излишние платежи были произведены заявителем за пределами трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) для подачи заявления на возврат налога. Указанный вывод налогового органа является ошибочным, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 г. N 173-О, из содержания указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации положения статьи 78 НК РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). В свою очередь Президиум Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2006 г N 6219/06 указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление Президиум ВАС РФ от 25.02.2009 г. N 12882/08)
В данном случае спорная сумма переплаты Общества в общей сумме 2 068 893,12 руб. возникла в связи со следующими платежами.
1. Бюджет субъекта Российской Федерации в размере - 1 867 853 руб.
1) п/п N 645 от 26.03.2008 г. и N 907 от 01.04.2008 г. по требованию налогового органа была перечислена сумма задолженности в размере 58 522.12 руб. (58 386,87 руб. и 135,25 руб. соответственно).
2) п/п N 475 от 28.10.2009 г. - 603 109 руб. - налог, начисленный по декларации за 9 мес. 2009 г. Первоначальная декларация была подана 19.10.2009 г. По ней налог был перечислен в бюджет (Приложение N 5). 26.10.2009 г. была подана уточненная декларация, по которой начислений за 9 мес. 2009 г. по налогу на прибыль не значилось (Приложение N 6), следовательно, налог был излишне уплачен в бюджет.
3) п\\п N 473 от 28Л0.09, N 537 от 27.11.2009, N 569 от 28.12.2009 г. - 603 111 руб. (каждый платеж по 201 037 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за октябрь - декабрь 2009 г. Поскольку по итогам 2009 года получен убыток, начисления налога на прибыль не было (Приложение N 7). Уплаченные ежемесячные авансовые платежи перешли в разряд переплаты.
По итогам 2009 г. был составлен акт сверки N 20359 от 03.02.10 (Приложение N 4), сумма переплаты по которому составила 1 264 742,12 руб. (58 522,12 + 603 109 + 603 111).
4) п/п 605 от 28.01.10, N 652 от 04.03.10, N 666 от 29.03.10 - 603 111 руб. (каждый платеж по 201 037 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за январь - март 2010 г.
Таким образом, из вышеуказанных платежей сформирована переплата в размере 1 867 853,12 руб. (58386,87 + 135,25 + 603 111 + 603 111).
2. Федеральный бюджет в размере 201 040 руб.
1) п/п N 478 от 28.10.2009 г. - 67 012 руб. - налог, начисленный по декларации за 9 мес. 2009 г. Первоначальная декларация была подана 19.10.2009 г. (Приложение N 5). По ней налог был перечислен в бюджет. 26.10.2009 г. была подана уточненная декларация, по которой начислений за 9 мес. 2009 г. по налогу на прибыль не значилось (Приложение N 6), следовательно, налог был излишне уплачен в бюджет.
2) п\\п N 474 от 28.10.09, N 535 от 27.11.2009, N 570 от 28.12.2009 г. - 67 014 руб. (каждый платеж по 22 338 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за октябрь - декабрь 2009 г. Поскольку по итогам 2009 года получен убыток, начисления налога на прибыль не было (Приложение N 7). Уплаченные ежемесячные авансовые платежи перешли в разряд переплаты.
По итогам 2009 г. был составлен акт сверки N 20360 от 03.02.10 (Приложение N 4), сумма переплаты по которому составила 134 026 руб. (67 012 + 67 014).
3) п/п 606 от 28.01.10, N 653 от 04.03.10, N 667 от 29.03.10 - 67 014 руб. (каждый платеж по 22 338 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за январь - март 2010 г.
Таким образом, из вышеуказанных платежей сформирована переплата в размере 201 040 руб. (67 012 + 67 014 + 67 014). Все указанные выше платежи в сумме 2 068 893,12 руб. налоговая инспекция считает неподлежащими возврату в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ. Вместе с тем указанный срок Обществом пропущен не был в связи со следующим.
1. Сумма ежемесячных авансовых платежей за январь - март 2010 г. в размере 670 125 руб. (федеральный бюджет - 67 014 руб., бюджет субъектов РФ - 603 111 руб.) может считаться излишне уплаченной только по окончании налогового периода по сроку уплаты налога за 2010 г., т.е. с 28.03.2011 г. Срок на подачу в инспекцию заявления о возврате налога, уплачиваемого в виде авансовых платежей, исчисляется с даты представления налоговой декларации за налоговый период, но не позднее законодательно установленного срока ее представления.
Данный вывод подтверждается анализом положений статьи 58 НК РФ, согласно которой авансовые платежи относятся к предварительным платежам по налогу. Из анализа статей 286, 287, 289 НК РФ следует, что если налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и затем налогового периода. При этом определение окончательного результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данный поход согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, и судебно - арбитражной практике Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлениях от 15.10.2012 по делу N А40-29765/12-115-118, от 16.02.2012 по делу N А40-49892/11-116-139, от 30.01.2012 по делу N А40-17923/11-75-76, от 04.06.2012 по делу N А40-73447/11-90-316.
В данном случае Обществом были уплачены следующие авансовые платежи в течение 2010 г.:
Региональный бюджет 603 111 руб.:
- от 28.01.2010 п/п 605 - авансовый платеж по сроку 28.01.10 - 201 037,00 руб.;
- от 04.03.2010 п/п 652 - авансовый платеж по сроку 28.02.10 - 201 037,00 руб.;
- от 29.03.2010 п/п 666 - авансовый платеж по сроку 28.03.10 - 201 037,00 руб.
Федеральный бюджет 67 014 руб.:
- от 28.01.2010 п/п 606 - авансовый платеж по сроку 28.01.10 - 22 338,00 руб.;
- от 04.03.2010 п/п 653 - авансовый платеж по сроку 28.02.10 - 22 338,00 руб.;
- от 29.03.2010 п/п 667 - авансовый платеж по сроку 28.03.10 - 22 338,00 руб.
Налоговая декларация за 2010 г. была подана Обществом 21.03.2011 г. Таким образом, трехлетний срок для возврата (зачета) суммы 670 125 руб. (федеральный бюджет - 67 014 руб., бюджет субъектов РФ - 603 111 руб.) истекает 21.03.2014 г. Заявление о возврате Обществом было подано 06.06.2013 г. Следовательно, трехлетний срок для возврата налога в данном случае не истек.
2. Сумма налогов, уплаченных в 2008 - 2009 гг. в сумме 1 398 768,12 руб. (бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб., федеральный бюджет - 134 026 руб.), также может считаться излишне уплаченной только по окончании налогового периода по сроку уплаты налога за 2010 г., т.е. с 28.03.2011 г. Срок для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налогов, ранее зачтенных в счет погашения недоимки, начинает исчисляться с момента возникновения переплаты по зачтенному налогу.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотренный статьями 78 - 79 НК РФ зачет является особой формой принудительного взыскания налога. Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.
В данном случае Общество перечислило в 2008 - 2009 гг. налог на прибыль в сумме 1 398 768,12 руб. (бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб., федеральный бюджет - 134 026 руб.). Актом сверки за 2009 г. подтверждается наличие у Общества переплаты в размере 1 398 768,12 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб.;
- федеральный бюджет - 134 026 руб.
Данная сумма была зачтена налоговым органом в счет уплаты текущих налоговых платежей за 2 кв. 2010 г. следующим образом:
Обществом была подана налоговая декларация за 2 кв. 2010 г., согласно которой налог, подлежащий уплате в бюджет, составил 13 881 132 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 12 493 019 руб.;
- федеральный бюджет - 1 388 113 руб.
Платежными поручениями N 798 от 28.07.2010 г. и N 799 от 28.07.2010 г. Общество перечислило в бюджет в счет уплаты налога за 2 квартал 2010 г. сумму И 812 238,88 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 10 625 165,88 руб.;
- федеральный бюджет - 1 187 073 руб.
Разница в размере 2 068 893,12 руб. (федеральный бюджет - 201 040 руб., бюджет субъектов РФ - 1 867 853,12 руб.) была зачтена в счет имеющейся у Общества на тот момент переплаты. Данная переплата состояла из ежемесячных авансовых платежей за январь - март 2010 г. (670 125 руб.) и сумм налогов, уплаченных в 2008 - 2009 гг. (1 398 768,12 руб.). Проведение зачета подтверждается выписками операций по расчету с бюджетом за 2010 г. и актами сверки за 2010 г. Таким образом, суммы, уплаченные Обществом в 2008 - 2009 гг. были зачтены в счет уплаты налога за 2010 г. и с этого момента на них стал распространяться новый срок для зачета (возврата), как на излишне уплаченный налог за 2010 г. Таким образом, трехлетний срок для их возврата (зачета) в данном случае также должен исчисляться с 21.03.2011 г. - срок предоставления налоговой декларации за 2010 г. Данный срок истекает 21.03.2014 г. Таким образом, Заявителем не пропущен трехлетний срок для возврата налога в размере 2 068 893,12 руб., предусмотренный статьями 78, 79 НК РФ.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. по делу N А40-98115/13-116-232 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Е.А.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2014 N 09АП-3274/2014АК ПО ДЕЛУ N А40-98115/13-116-232
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. N 09АП-3274/2014АК
Дело N А40-98115/13-116-232
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-98115/13-116-232, принятое судьей А.П. Стародуб по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" (ОГРН 1037727016480, 121353, г. Москва, ул. Беловежская, д. 4) к ИФНС РФ N 31 по г. Москве (ОГРН 1047731038882, 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 23, корп. 1) о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Туманова В.А. по дов. б/н от 27.06.2013
от заинтересованного лица - Кириллова Е.Г. по дов. N 06-20/06175 от 26.02.2014
установил:
Решением от 02.12.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве от 02.07.2013 г. N 25-10/19210 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 068 893 руб. На указанную Инспекцию возложена обязанность вынести решение о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2 068 893 руб. по заявлению ООО "Сибметинвест" от 06.06.2013 г. N 15. Инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Сибметинвест" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Инспекций Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве (дела - Инспекция, налоговый орган) и Обществом с ограниченной ответственностью "Сибметинвест" (далее - Заявитель, Общество) 21 мая 2013 года проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по результатам которой составлен акт совместной сверки N 2974, в соответствии с которым у общества имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2 970 911 рублей 08 копеек, а также налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет в субъект РФ в размере 24 986 038 рублей, всего 27 956 949 рублей 08 копеек. Заявитель 06.06.2013 года обратился в инспекцию с заявлением N 15 о возврате 27 956 949 рублей 08 копеек излишне уплаченного налога. Указанные обстоятельства инспекцией не оспариваются.
Налоговый орган письмом от 02.07.2013 года N 25-10/19210 сообщил обществу, что по состоянию на 02.07.2013 г. у налогоплательщика перед бюджетами различного уровня имеется задолженность в сумме 1,31 рублей, в связи с чем, заявление общества о возврате 27 956 949 рублей 08 копеек не подлежит удовлетворению. Инспекция 03.10.2013 года направила обществу извещение о возврате налога на прибыль в сумме 25 888 056 рублей, из них 23 118 185 рублей налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, 2 769 87! рублей налог на прибыль зачисляемый в федеральный бюджет. В части возврата 1 867 853 рублей 12 копеек налога на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также 395 725 рублей 08 копеек налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, инспекцией заявителю было отказано, поскольку указанные излишние платежи были произведены заявителем за пределами трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) для подачи заявления на возврат налога. Указанный вывод налогового органа является ошибочным, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 г. N 173-О, из содержания указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации положения статьи 78 НК РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). В свою очередь Президиум Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.11.2006 г N 6219/06 указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление Президиум ВАС РФ от 25.02.2009 г. N 12882/08)
В данном случае спорная сумма переплаты Общества в общей сумме 2 068 893,12 руб. возникла в связи со следующими платежами.
1. Бюджет субъекта Российской Федерации в размере - 1 867 853 руб.
1) п/п N 645 от 26.03.2008 г. и N 907 от 01.04.2008 г. по требованию налогового органа была перечислена сумма задолженности в размере 58 522.12 руб. (58 386,87 руб. и 135,25 руб. соответственно).
2) п/п N 475 от 28.10.2009 г. - 603 109 руб. - налог, начисленный по декларации за 9 мес. 2009 г. Первоначальная декларация была подана 19.10.2009 г. По ней налог был перечислен в бюджет (Приложение N 5). 26.10.2009 г. была подана уточненная декларация, по которой начислений за 9 мес. 2009 г. по налогу на прибыль не значилось (Приложение N 6), следовательно, налог был излишне уплачен в бюджет.
3) п\\п N 473 от 28Л0.09, N 537 от 27.11.2009, N 569 от 28.12.2009 г. - 603 111 руб. (каждый платеж по 201 037 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за октябрь - декабрь 2009 г. Поскольку по итогам 2009 года получен убыток, начисления налога на прибыль не было (Приложение N 7). Уплаченные ежемесячные авансовые платежи перешли в разряд переплаты.
По итогам 2009 г. был составлен акт сверки N 20359 от 03.02.10 (Приложение N 4), сумма переплаты по которому составила 1 264 742,12 руб. (58 522,12 + 603 109 + 603 111).
4) п/п 605 от 28.01.10, N 652 от 04.03.10, N 666 от 29.03.10 - 603 111 руб. (каждый платеж по 201 037 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за январь - март 2010 г.
Таким образом, из вышеуказанных платежей сформирована переплата в размере 1 867 853,12 руб. (58386,87 + 135,25 + 603 111 + 603 111).
2. Федеральный бюджет в размере 201 040 руб.
1) п/п N 478 от 28.10.2009 г. - 67 012 руб. - налог, начисленный по декларации за 9 мес. 2009 г. Первоначальная декларация была подана 19.10.2009 г. (Приложение N 5). По ней налог был перечислен в бюджет. 26.10.2009 г. была подана уточненная декларация, по которой начислений за 9 мес. 2009 г. по налогу на прибыль не значилось (Приложение N 6), следовательно, налог был излишне уплачен в бюджет.
2) п\\п N 474 от 28.10.09, N 535 от 27.11.2009, N 570 от 28.12.2009 г. - 67 014 руб. (каждый платеж по 22 338 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за октябрь - декабрь 2009 г. Поскольку по итогам 2009 года получен убыток, начисления налога на прибыль не было (Приложение N 7). Уплаченные ежемесячные авансовые платежи перешли в разряд переплаты.
По итогам 2009 г. был составлен акт сверки N 20360 от 03.02.10 (Приложение N 4), сумма переплаты по которому составила 134 026 руб. (67 012 + 67 014).
3) п/п 606 от 28.01.10, N 653 от 04.03.10, N 667 от 29.03.10 - 67 014 руб. (каждый платеж по 22 338 руб.) - ежемесячные авансовые платежи за январь - март 2010 г.
Таким образом, из вышеуказанных платежей сформирована переплата в размере 201 040 руб. (67 012 + 67 014 + 67 014). Все указанные выше платежи в сумме 2 068 893,12 руб. налоговая инспекция считает неподлежащими возврату в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного ст. 78 НК РФ. Вместе с тем указанный срок Обществом пропущен не был в связи со следующим.
1. Сумма ежемесячных авансовых платежей за январь - март 2010 г. в размере 670 125 руб. (федеральный бюджет - 67 014 руб., бюджет субъектов РФ - 603 111 руб.) может считаться излишне уплаченной только по окончании налогового периода по сроку уплаты налога за 2010 г., т.е. с 28.03.2011 г. Срок на подачу в инспекцию заявления о возврате налога, уплачиваемого в виде авансовых платежей, исчисляется с даты представления налоговой декларации за налоговый период, но не позднее законодательно установленного срока ее представления.
Данный вывод подтверждается анализом положений статьи 58 НК РФ, согласно которой авансовые платежи относятся к предварительным платежам по налогу. Из анализа статей 286, 287, 289 НК РФ следует, что если налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и затем налогового периода. При этом определение окончательного результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиком в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данный поход согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, и судебно - арбитражной практике Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в Постановлениях от 15.10.2012 по делу N А40-29765/12-115-118, от 16.02.2012 по делу N А40-49892/11-116-139, от 30.01.2012 по делу N А40-17923/11-75-76, от 04.06.2012 по делу N А40-73447/11-90-316.
В данном случае Обществом были уплачены следующие авансовые платежи в течение 2010 г.:
Региональный бюджет 603 111 руб.:
- от 28.01.2010 п/п 605 - авансовый платеж по сроку 28.01.10 - 201 037,00 руб.;
- от 04.03.2010 п/п 652 - авансовый платеж по сроку 28.02.10 - 201 037,00 руб.;
- от 29.03.2010 п/п 666 - авансовый платеж по сроку 28.03.10 - 201 037,00 руб.
Федеральный бюджет 67 014 руб.:
- от 28.01.2010 п/п 606 - авансовый платеж по сроку 28.01.10 - 22 338,00 руб.;
- от 04.03.2010 п/п 653 - авансовый платеж по сроку 28.02.10 - 22 338,00 руб.;
- от 29.03.2010 п/п 667 - авансовый платеж по сроку 28.03.10 - 22 338,00 руб.
Налоговая декларация за 2010 г. была подана Обществом 21.03.2011 г. Таким образом, трехлетний срок для возврата (зачета) суммы 670 125 руб. (федеральный бюджет - 67 014 руб., бюджет субъектов РФ - 603 111 руб.) истекает 21.03.2014 г. Заявление о возврате Обществом было подано 06.06.2013 г. Следовательно, трехлетний срок для возврата налога в данном случае не истек.
2. Сумма налогов, уплаченных в 2008 - 2009 гг. в сумме 1 398 768,12 руб. (бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб., федеральный бюджет - 134 026 руб.), также может считаться излишне уплаченной только по окончании налогового периода по сроку уплаты налога за 2010 г., т.е. с 28.03.2011 г. Срок для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налогов, ранее зачтенных в счет погашения недоимки, начинает исчисляться с момента возникновения переплаты по зачтенному налогу.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотренный статьями 78 - 79 НК РФ зачет является особой формой принудительного взыскания налога. Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.
В данном случае Общество перечислило в 2008 - 2009 гг. налог на прибыль в сумме 1 398 768,12 руб. (бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб., федеральный бюджет - 134 026 руб.). Актом сверки за 2009 г. подтверждается наличие у Общества переплаты в размере 1 398 768,12 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 1 264 742,12 руб.;
- федеральный бюджет - 134 026 руб.
Данная сумма была зачтена налоговым органом в счет уплаты текущих налоговых платежей за 2 кв. 2010 г. следующим образом:
Обществом была подана налоговая декларация за 2 кв. 2010 г., согласно которой налог, подлежащий уплате в бюджет, составил 13 881 132 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 12 493 019 руб.;
- федеральный бюджет - 1 388 113 руб.
Платежными поручениями N 798 от 28.07.2010 г. и N 799 от 28.07.2010 г. Общество перечислило в бюджет в счет уплаты налога за 2 квартал 2010 г. сумму И 812 238,88 руб.:
- бюджет субъектов РФ - 10 625 165,88 руб.;
- федеральный бюджет - 1 187 073 руб.
Разница в размере 2 068 893,12 руб. (федеральный бюджет - 201 040 руб., бюджет субъектов РФ - 1 867 853,12 руб.) была зачтена в счет имеющейся у Общества на тот момент переплаты. Данная переплата состояла из ежемесячных авансовых платежей за январь - март 2010 г. (670 125 руб.) и сумм налогов, уплаченных в 2008 - 2009 гг. (1 398 768,12 руб.). Проведение зачета подтверждается выписками операций по расчету с бюджетом за 2010 г. и актами сверки за 2010 г. Таким образом, суммы, уплаченные Обществом в 2008 - 2009 гг. были зачтены в счет уплаты налога за 2010 г. и с этого момента на них стал распространяться новый срок для зачета (возврата), как на излишне уплаченный налог за 2010 г. Таким образом, трехлетний срок для их возврата (зачета) в данном случае также должен исчисляться с 21.03.2011 г. - срок предоставления налоговой декларации за 2010 г. Данный срок истекает 21.03.2014 г. Таким образом, Заявителем не пропущен трехлетний срок для возврата налога в размере 2 068 893,12 руб., предусмотренный статьями 78, 79 НК РФ.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. по делу N А40-98115/13-116-232 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
Е.А.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)