Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.03.2014 ПО ДЕЛУ N А12-12222/2013

Разделы:
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2014 г. по делу N А12-12222/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Губайдуллиной Г.Ф.,
при участии присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
заявителя - Дмитриевой Г.А. (доверенность от 01.02.2013 б/н),
ответчика - Паршиной Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 3),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жоржолиани Гелы Отаровича, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2013 (судья Любимцева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичева С.А.)
по делу N А12-12222/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Жоржолиани Гелы Отаровича, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области о признании недействительным решения от 04.03.2013 N 07-19/4760, с участием третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград,

установил:

индивидуальный предприниматель Жоржолиани Гела Отарович (далее - ИП Жоржолиани Г.О., предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 04.03.2013 N 07-19/4760 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал оспоренное решение налогового органа недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 8494 рублей, соответствующим сумм пени и штрафа, и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении остальной части требований налогоплательщику отказано.
В кассационной жалобе ИП Жоржолиани Г.О. с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель полагает, что судами при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку кадастровая стоимость земельных участков предпринимателя не утверждена, удельные показатели государственной кадастровой оценки не опубликованы.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области не согласился с доводами предпринимателя по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное заседание проводится в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Жоржолиани Г.О. 10.09.2012 представил в Межрайонную ИФНС России N 5 по Волгоградской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 21 236 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 24.12.2012 N 10-19/14437, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По итогам рассмотрения акта и других материалов проверки инспекцией 04.03.2013 принято решение N 07-19/4760, которым предприниматель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 21 600 рублей. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 108 004 рублей и начислены пени в сумме 11 328 рублей 38 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области от 09.04.2013 N 220 решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 04.03.2013 N 07-19/4760, ИП Жоржолиани Г.О. оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции пришли к выводу об ошибочном определении инспекцией налоговой базы по земельному налогу за декабрь 2011 года, в связи с чем признали неправомерным доначисление предпринимателю земельного налога в сумме 8494 рублей.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований заявителя суды указали, что налоговым органом при исчислении налоговой базы правомерно использованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, представленные филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области).
При этом судами установлено, что ИП Жоржолиани Г.О. на основании договора купли-продажи от 07.07.2004 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:50 площадью 9079 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, 7+500 км автодороги "Подъезд к г. Волгограду от автодороги Сызрань-Саратов-Волгоград" в районе п. Водстрой.
На основании решения о разделении земельного участка от 20.06.2011 зарегистрировано право собственности предпринимателя на следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 34:03:120002:67 площадью 1880 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и пр. для размещения кемпинга для автомобилистов на 40 мест с комплексом автосервиса (свидетельство о государственной регистрации права 34-АА от 13.08.2011 N 363960);
- - земельный участок с кадастровым номером 34:03:120002:68 площадью 4470 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и пр. для размещения и эксплуатации производственных и промышленных объектов (свидетельство о государственной регистрации права 34-АА от 19.12.2011 N 508342);
- - земельный участок с кадастровым номером 34:03:120002:69 площадью 2729 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и пр. для размещения и эксплуатации производственных и промышленных объектов (свидетельство о государственной регистрации права 34-АА от 19.12.2011 N 508341).
В обоснование заявленных требований предприниматель сослался на то, что поскольку в постановлении Главы администрации Волгоградской области от 22.12.2005 N 1353 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Волгоградской области", действующем на территории Волгоградской области в период с 22.12.2005 по 30.11.2012, и приложениях к нему отсутствуют сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 34:03:120002:50, 34:03:120002:67, 34:03:120002:68, 34:03:120002:69, кадастровая стоимость названных земельных участков не определена и не утверждена в установленном законом порядке. Применение налоговым органом при исчислении земельного налога за 2011 год информации о кадастровой стоимости спорных земельных участков, полученной из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, по мнению заявителя является незаконным.
Судебные инстанции признали данный довод налогоплательщика несостоятельным ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если земельный участок образован в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) по результатам проведения кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются плательщикам земельного налога территориальными органами Федерального агентства кадастра недвижимости бесплатно на основании письменного заявления в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки налоговым органом использованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, представленные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:67 составила 1 784 120 рублей (дата регистрации 13.08.2011), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:68 составила 4 242 030 рублей (дата регистрации 13.08.2011), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:69 составила 2 589 821 рублей (дата регистрации 13.08.2011), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:50 составила 8 615 971 рублей (дата регистрации 21.07.2004, дата окончания 13.08.2011).
Судами установлено, что земельный участок площадью 9079 кв. м с кадастровым номером 34:03:120002:50 внесен в государственный кадастр недвижимости 21.07.2004. На основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 08.10.2009 N 3403/105/09-538 у данного земельного участка уточнено местоположение границ, площадь и внесены изменения в разрешенное использование, а именно: для размещения кемпинга для автомобилистов на 40 мест с комплексом автосервиса. Кадастровая стоимость рассчитана по 3 группе вида разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенного на полосах отвода автомобильных дорог), удельный показатель кадастровой стоимости - 949 руб./кв. м. Кадастровая стоимость участка составила 8 615 971 рублей. Данный земельный участок был снят с кадастрового учета 17.12.2012, так как права на все образованные из него земельные участки были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:120002:67, 3403:120002:68, 34:03:120002:69 образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:50 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 12.05.2011 N 3403/115/11-162 и приложенных к нему документов.
Так как земельные участки, образованные в результате разделения, наследовали характеристики исходного земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:50, а именно категорию земель и разрешенное использование, то их кадастровая стоимость рассчитывалась по 3 группе разрешенного использования и составила: для земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:67 - 1 784 120 рублей (сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2011), для земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:68 - 4 242 030 рублей (сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2011), для земельного участка с кадастровым номером 34:03:120002:69 - 2 589 821 рубль (сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2011).
При данных обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности факта проведения государственной оценки спорных земельных участков, установления их кадастровой стоимости и внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Также судами обоснованно принято во внимание, что 23.10.2009 и 23.05.2011 ИП Жоржолиани Г.О. были получены кадастровые паспорта на принадлежащие ему земельные участки, в которых содержались сведения об их кадастровой стоимости, что позволяет сделать вывод о том, что в проверяемом налоговом периоде кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена, внесена в государственный кадастр недвижимости и доведена до сведения налогоплательщика в установленном законом порядке.
Довод предпринимателя о том, что сведения, предоставленные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, недостоверны, является несостоятельным, поскольку данные сведения не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А12-12222/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)