Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Нартикоевой З.С.
при участии:
от заявителя: представители Зеленкова Э.В. по доверенности от 20.01.2014, Дюдиев А.В. по доверенности от 01.07.2013
от ответчика: представитель Красехина Г.А. по доверенности от 27.12.2013
от 3-х лиц:
ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" - представитель не явился, уведомлен
ООО "Группа А" - представитель Баравков В.Г. по доверенности от 06.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25182/2013) Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (Санкт-Петербург)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 по делу N А56-42389/2013 (судья Боровая А.А.), принятое
по заявлению ОАО "Отель "Санкт-Петербург"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
3-и лица: ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания", ООО "Группа А"
о признании приказа незаконным
установил:
открытое акционерное общество "Отель "Санкт-Петербург" (194044, Санкт-Петербург г., Пироговская наб., 5/2, 38, ОГРН 1027801531867, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (191011, Санкт-Петербург г., Реки Фонтанки наб., 15, ОГРН 1037843053214) о признании недействительным приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания", ООО "Группа А".
Определением от 10.10.2013 арбитражный суд первой инстанции заменил ответчика в порядке процессуального правопреемства на Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Управление Службы Банка России).
Решением от 10.10.2013 арбитражный суд первой инстанции признал недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 31.05.2013 N 72-13-542/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг; обязал Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе устранить допущенные нарушения, а именно, осуществить государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург", государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-03106-D-002D; отказал в удовлетворении остальной части требований.
Решение обжаловано Управлением Службы Банка России в апелляционном порядке.
В жалобе с учетом дополнений к ней, Управление ссылается на то, что судом не указано какие нарушения были допущены и каким нормам действующего законодательства противоречит Приказ. По мнению заявителя, в связи с действиями Общества по непредставлению в ЗАО "ПЦРК" необходимых документов для размещения ценных бумаг данного выпуска в установленный законом срок, основания для проведения операций по размещению ценных бумаг Общества у ЗАО "ПЦРК" отсутствуют. Заявитель полагает, что регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска не приведет к восстановлению прав акционеров, поскольку у регистратора отсутствуют основания для внесения соответствующих сведений в реестр владельцев ценных бумаг. Кроме того, поскольку эмиссия ценных бумаг эмитента не возобновлялась, операции по размещению ценных бумаг не проводились, ценные бумаги дополнительного выпуска не размещались, осуществление государственной регистрации отчета невозможно. Управление указывает, что при наличии неустранимых нарушений норм действующего законодательства, а также ввиду не размещения ценных бумаг дополнительного выпуска, требование суда в части регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска является невыполнимым.
В судебном заседании представитель Управления заявил, что решение суда первой инстанции обжалуется лишь в части удовлетворения заявления, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания требований ОАО "Отель "Санкт-Петербург" обоснованными.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение оспариваемым приказом Управления их прав и законных интересов.
Решение проверено в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Согласно материалам дела, единственным акционером ЗАО "Хайтек-Инвест" ООО "Группа А" и акционерами ОАО "Отель "Санкт-Петербург" приняты решения о реорганизации в форме присоединения ЗАО "Хайтекс-Инвест" к Обществу (л.д. 24-43).
26.06.2012 решением общего собрания акционеров Общества утвержден порядок конвертации акций присоединяемого общества - ЗАО "Хайтекс-Инвест" в акции Общества. Обыкновенные акции ЗАО "Хайтекс-Инвест" в количестве 10000 штук номинальной стоимостью 10 руб. каждая и привилегированные акции ЗАО "Хайтекс-Инвест" в количестве 3300 штук номинальной стоимостью 10 руб. каждая конвертируются в дополнительные акции ОАО "Отель "Санкт-Петербург" в пределах количества объявленных акций Общества соответствующей категории следующим образом: одна обыкновенная акция ЗАО "Хайтекс-Инвест" номинальной стоимостью 10 руб. обменивается (конвертируется) на 10 дополнительных обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 1 руб. каждая, коэффициент конвертации - 1/10; одна привилегированная акция ЗАО "Хайтекс-Инвест" номинальной стоимостью 10 руб. обменивается на 10 дополнительных привилегированных акций Общества номинальной стоимостью 1 руб. каждая, коэффициент конвертации - 1/10.
Общим собранием акционеров Общества также приняты решения об увеличении уставного капитала Общества на 133 000 руб. путем размещения дополнительных акций в количестве: 100000 штук обыкновенных и 33000 штуки привилегированных номинальной стоимостью 1 руб. каждая, а также об утверждении изменений в устав Общества, связанных с увеличением уставного капитала.
03.07.2012 Общество с ЗАО "Хайтекс-Инвест" заключили договор о присоединении и подписали передаточный акт.
17.09.2012 Советом директоров Общества утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
23.11.2012 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе за государственным регистрационным номером 2-01-03106-D-001D зарегистрировано решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (далее - Решение) (привилегированных акций).
В соответствии с пунктом 8 Решения: способ размещения привилегированных акций Общества - конвертация, дата размещения - дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест".
12.12.2012 ЗАО "Хайтекс-Инвест" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения, о чем 12.12.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2129847028860.
26.12.2012 Общество представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (привилегированных акций), утвержденный решением совета директоров Общества от, в котором отражено, что размещение ценных бумаг осуществлено в дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица - 12.12.2012, доля размещенных ценных бумаг - 100 процентов.
10.01.2013 регистрирующий орган уведомил Общество о приостановлении эмиссии ценных бумаг в связи с нарушением требования пункта 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), поскольку Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утвержден не единоличным исполнительным органом Общества. Регистрирующий орган указал в уведомлении, что с даты предварительного уведомления эмитента о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлении, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
11.01.2013 регистрирующий орган указал Обществу на ненадлежащее исполнение обязанности по уведомлению регистрирующего органа, а именно, в регистрирующий орган не представлено уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг, в связи с погашением всех размещенных обыкновенных акций Общества в связи с реорганизацией, а также документы, подтверждающие возникновение соответствующих изменений.
15.01.2013 Общество представило в регистрирующий орган отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (привилегированных акций), утвержденный решением генерального директора Общества.
30.01.2013 регистрирующий орган сообщил Обществу о необходимости устранения нарушений законодательства, а именно, о выявлении признаков предоставления ложных сведений, поскольку ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" сообщило регистрирующему органу о непредставлении Обществом документов для зачисления на эмиссионный счет эмитента ценных бумаг дополнительного выпуска, об отсутствии в системе ведения реестра эмитента ценных бумаг дополнительного выпуска, об отсутствии операций по лицевым счетам акционеров в связи с размещением акций.
Регистрирующий орган указал Обществу на необходимость устранить допущенные нарушения, представив в срок до 30.03.2013 отчет об устранении выявленных нарушений, справку об операциях по эмиссионному счету эмитента за период с 23.11.2012 по 15.01.2013, справку об операциях по счетам зарегистрированных в реестре акционеров с указанием количества и номинальной стоимости принадлежащих акций за период с 11.12.2012 по 15.01.2013.
07.02.2013 на обращение Общества к регистратору - ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" с решениями о дополнительных выпусках ценных бумаг, регистратор, указал, что не может внести записи о зачислении на эмиссионный счет указанных ценных бумаг в связи с получением от РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе уведомлений о приостановлении эмиссий. Указанным письмом регистратор просил РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе предоставить письменное разрешение внести записи о зачислении на эмиссионный счет эмитента указанные ценные бумаги и проведении операций конвертации.
05.04.2013 РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе сообщило Обществу об удовлетворении его ходатайства о продлении срока предоставления исправленных/дополненных документов, продлив срок до 05.06.2013.
23.05.2013 Общество представило в регистрирующий орган отчет об устранении нарушений, указав, что регистратор отказывается принимать передаточные распоряжения на основании Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45. Общество указало, для устранения допущенных нарушений необходимо получение регистратором разрешения регистрирующего органа на проведение в системе реестра операций по зачислению размещаемых ценных бумаг на лицевые счета владельца ценных бумаг прекратившего деятельность ЗАО "Хайтекс-Инвест". Общество просило РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе разрешить регистратору (ЗАО "ПЦРК") проведение отдельных операций в реестре акционеров Общества по зачислению размещаемых ценных бумаг на лицевые счета владельцев.
31.05.2013 РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе уведомило Общество об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг, сославшись на непредставление в течение предусмотренного срока справки об операциях по эмиссионному счету эмитента за период с 23.11.2012 по 15.01.2013, справку об операциях по счетам зарегистрированных в реестре акционеров с указанием количества и номинальной стоимости принадлежащих акций за период с 11.12.2012 по 15.01.2013 (приказ от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и).
Полагая отказ регистрирующего органа неправомерным, не соответствующим нормам действующего законодательства, а именно, положениям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов, поскольку основанием отказа в регистрации отчета об итогах выпуска акций явилось нарушение порядка внесения сведений в реестре ведения акционеров, тогда как устранить указанное нарушение эмитент не мог без получения разрешения регистрирующего органа на осуществление действий в реестре, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 31.05.2013 N 72-13-542/пз-и и обязывая Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе осуществить государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург", государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-03106-D-002D, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные Обществом нарушения не являются существенными, при том, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы Общества и ООО "Группа А". Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемый приказ принят до истечения предоставленного заявителю срока на исправление допущенных нарушений.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), и действовавшими в спорный период "Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения,
- являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Таком образом, до государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионные ценные бумаги должны быть размещены.
Согласно п. 2.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), и действовавших на момент принятия оспариваемого Приказа РО ФСФР России в СЗФО от 31.05.2013 года N 72-13-542/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг (далее - Приказ) размещение ценных бумаг включает в себя:
- - совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;
- - внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением).
В соответствии со ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции до 30.06.2013) Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения осуществляется на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Также в соответствии с п. 8.3.4 Стандартов размещение ценных бумаг юридического лица, к которому осуществлено присоединение, осуществляется в соответствии с договором о присоединении в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг, Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске).
Таким образом, эмиссионные ценные бумаги при реорганизации юридических лиц в форме присоединения должны быть размещены в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а именно в дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 8.3.7 Стандартов, юридическое лицо, созданное в результате реорганизации (юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение), обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного юридического лица, о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица) - в день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 8.5.1 Стандартов размещение ценных бумаг при присоединении юридических лиц осуществляется путем конвертации. При этом, в соответствии с п. 8.3.8 Стандартов ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения, слияния, разделения, выделения и преобразования, при их конвертации погашаются (аннулируются).
Пунктом 7.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 установлено, что операция конвертации ценных бумаг проводится только после государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в которые осуществляется конвертация. Записи о конвертации в отношении всего выпуска ценных бумаг должны быть внесены в реестр в день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске, по данным реестра на этот день.
В соответствии со ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с п/п. 5 п. 4 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в частности, неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска).
В силу п. 3 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и эмиссия ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург" приостановлена в связи с несоответствием представленных документов Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, ОАО "Отель "Санкт-Петербург" не совершило действий по размещению эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска, то есть не разместило ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска, что в силу вышеуказанного положения Закона о рынке влечет признание дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации на основании пункта 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45.
При указанных обстоятельствах РО ФСФР России в СЗФО обосновано и на законных основаниях приняло решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет об устранении нарушения рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Поскольку объективно факта размещения ценных бумаг ни на 31.05.2013, ни на 05.06.2013 не имелось, притом, что эмитент о намерении представить дополнительные к отчету документы не заявлял, принятие Приказа 31.05.1013 не нарушило его права.
Как следует из системы ведения реестра ОАО "Отель "Санкт-Петербург" и сведений из ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" от 06.02.2014 исх. N 114/2/2014, за период с 23.11.2012 операций по эмиссионному счету ОАО "Отель "Санкт-Петербургу" не проводилось. Таким образом ни на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни на период рассмотрения апелляционной жалобы, размещение акций из дополнительного выпуска не произведено.
В этой связи в удовлетворении заявленных требований к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе о признании недействительным приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и надлежит отказать.
Возражения истца и третьего лица о нарушении их прав подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в том числе, неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска.
В данном случае, в соответствии с решением РО ФСФР в Северо-Западном Федеральном округе от 23.11.2012 о дополнительном выпуске ценных бумаг датой размещения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест". 12.12.2012 ЗАО "Хайтекс-Инвест" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения.
ОАО "Отель "Санкт-Петербург" не совершило действий по размещению эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска до срока, указанного в решении, то есть не разместило ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска, что в силу Закона о рынке влечет признание дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации на основании пункта 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45.
В соответствии с п. 8.5.3 Стандартов в случае, если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.
В силу указанных норм Стандартов государственная регистрация дополнительного выпуска ОАО "Отель "Санкт-Петербург" путем конвертации в рамках новой процедуры эмиссии ввиду того, что запись о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест" уже внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2012 года, невозможна.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривалось, что эмитентом в ходе эмиссии допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а именно, не переданы регистратору документы для проведения операций в системе реестра акционеров, составление отчета об итогах выпуска ценных бумаг до внесения в реестр акционеров сведений, как о дополнительном выпуске акций, так и о размещении указанных акций.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет об устранении нарушения рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Поскольку размещение ценных бумаг не состоялось ни на 31.05.2013, ни на 05.06.2013, принятие Приказа 31.05.2013, в отсутствие сведений о намерении эмитента представить дополнительные к отчету документы, не нарушило его права.
Принятый 31.05.2013 Приказ не нарушает прав и законных интересов заявителя и 3-го лица, которые могут быть реализованы в порядке, предусмотренном законом, без возложения на Управление обязанностей по осуществлению регистрационных действий без исполнения требований закона участниками корпоративных решений.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части с удовлетворением апелляционной жалобы Управления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества в федеральный бюджет подлежат взысканию 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 по делу N А56-42389/2013 отменить в обжалуемой части.
Отказать в удовлетворении требования о признании недействительным приказа Регионального отделения ФСФР в СЗФО от 31.05.2013 N 72-13-543/из-и.
Отказать в удовлетворении требования об обязании Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в СЗФО осуществлять государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург" государственный регистрационный номер 2-01-03106-Д-001Д.
Взыскать с открытого акционерного общества "Отель "Санкт-Петербург" (194044, Санкт-Петербург г., Пироговская наб., 5/2, 38, ОГРН 1027801531867) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г.ГЛАЗКОВ
Судьи
И.Г.МЕДВЕДЕВА
И.Ю.ТОЙВОНЕН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N А56-42389/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N А56-42389/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Нартикоевой З.С.
при участии:
от заявителя: представители Зеленкова Э.В. по доверенности от 20.01.2014, Дюдиев А.В. по доверенности от 01.07.2013
от ответчика: представитель Красехина Г.А. по доверенности от 27.12.2013
от 3-х лиц:
ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" - представитель не явился, уведомлен
ООО "Группа А" - представитель Баравков В.Г. по доверенности от 06.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25182/2013) Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (Санкт-Петербург)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 по делу N А56-42389/2013 (судья Боровая А.А.), принятое
по заявлению ОАО "Отель "Санкт-Петербург"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
3-и лица: ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания", ООО "Группа А"
о признании приказа незаконным
установил:
открытое акционерное общество "Отель "Санкт-Петербург" (194044, Санкт-Петербург г., Пироговская наб., 5/2, 38, ОГРН 1027801531867, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (191011, Санкт-Петербург г., Реки Фонтанки наб., 15, ОГРН 1037843053214) о признании недействительным приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания", ООО "Группа А".
Определением от 10.10.2013 арбитражный суд первой инстанции заменил ответчика в порядке процессуального правопреемства на Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Управление Службы Банка России).
Решением от 10.10.2013 арбитражный суд первой инстанции признал недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 31.05.2013 N 72-13-542/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг; обязал Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе устранить допущенные нарушения, а именно, осуществить государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург", государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-03106-D-002D; отказал в удовлетворении остальной части требований.
Решение обжаловано Управлением Службы Банка России в апелляционном порядке.
В жалобе с учетом дополнений к ней, Управление ссылается на то, что судом не указано какие нарушения были допущены и каким нормам действующего законодательства противоречит Приказ. По мнению заявителя, в связи с действиями Общества по непредставлению в ЗАО "ПЦРК" необходимых документов для размещения ценных бумаг данного выпуска в установленный законом срок, основания для проведения операций по размещению ценных бумаг Общества у ЗАО "ПЦРК" отсутствуют. Заявитель полагает, что регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска не приведет к восстановлению прав акционеров, поскольку у регистратора отсутствуют основания для внесения соответствующих сведений в реестр владельцев ценных бумаг. Кроме того, поскольку эмиссия ценных бумаг эмитента не возобновлялась, операции по размещению ценных бумаг не проводились, ценные бумаги дополнительного выпуска не размещались, осуществление государственной регистрации отчета невозможно. Управление указывает, что при наличии неустранимых нарушений норм действующего законодательства, а также ввиду не размещения ценных бумаг дополнительного выпуска, требование суда в части регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска является невыполнимым.
В судебном заседании представитель Управления заявил, что решение суда первой инстанции обжалуется лишь в части удовлетворения заявления, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания требований ОАО "Отель "Санкт-Петербург" обоснованными.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение оспариваемым приказом Управления их прав и законных интересов.
Решение проверено в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Согласно материалам дела, единственным акционером ЗАО "Хайтек-Инвест" ООО "Группа А" и акционерами ОАО "Отель "Санкт-Петербург" приняты решения о реорганизации в форме присоединения ЗАО "Хайтекс-Инвест" к Обществу (л.д. 24-43).
26.06.2012 решением общего собрания акционеров Общества утвержден порядок конвертации акций присоединяемого общества - ЗАО "Хайтекс-Инвест" в акции Общества. Обыкновенные акции ЗАО "Хайтекс-Инвест" в количестве 10000 штук номинальной стоимостью 10 руб. каждая и привилегированные акции ЗАО "Хайтекс-Инвест" в количестве 3300 штук номинальной стоимостью 10 руб. каждая конвертируются в дополнительные акции ОАО "Отель "Санкт-Петербург" в пределах количества объявленных акций Общества соответствующей категории следующим образом: одна обыкновенная акция ЗАО "Хайтекс-Инвест" номинальной стоимостью 10 руб. обменивается (конвертируется) на 10 дополнительных обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 1 руб. каждая, коэффициент конвертации - 1/10; одна привилегированная акция ЗАО "Хайтекс-Инвест" номинальной стоимостью 10 руб. обменивается на 10 дополнительных привилегированных акций Общества номинальной стоимостью 1 руб. каждая, коэффициент конвертации - 1/10.
Общим собранием акционеров Общества также приняты решения об увеличении уставного капитала Общества на 133 000 руб. путем размещения дополнительных акций в количестве: 100000 штук обыкновенных и 33000 штуки привилегированных номинальной стоимостью 1 руб. каждая, а также об утверждении изменений в устав Общества, связанных с увеличением уставного капитала.
03.07.2012 Общество с ЗАО "Хайтекс-Инвест" заключили договор о присоединении и подписали передаточный акт.
17.09.2012 Советом директоров Общества утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
23.11.2012 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе за государственным регистрационным номером 2-01-03106-D-001D зарегистрировано решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (далее - Решение) (привилегированных акций).
В соответствии с пунктом 8 Решения: способ размещения привилегированных акций Общества - конвертация, дата размещения - дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест".
12.12.2012 ЗАО "Хайтекс-Инвест" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения, о чем 12.12.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2129847028860.
26.12.2012 Общество представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (привилегированных акций), утвержденный решением совета директоров Общества от, в котором отражено, что размещение ценных бумаг осуществлено в дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица - 12.12.2012, доля размещенных ценных бумаг - 100 процентов.
10.01.2013 регистрирующий орган уведомил Общество о приостановлении эмиссии ценных бумаг в связи с нарушением требования пункта 2.6.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), поскольку Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утвержден не единоличным исполнительным органом Общества. Регистрирующий орган указал в уведомлении, что с даты предварительного уведомления эмитента о приостановлении эмиссии ценных бумаг запрещается совершение сделок по размещению этих ценных бумаг, регистратор не вправе принимать передаточные распоряжения в отношении сделок по размещению ценных бумаг, эмиссия которых приостановлении, а также осуществлять иные действия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
11.01.2013 регистрирующий орган указал Обществу на ненадлежащее исполнение обязанности по уведомлению регистрирующего органа, а именно, в регистрирующий орган не представлено уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг, в связи с погашением всех размещенных обыкновенных акций Общества в связи с реорганизацией, а также документы, подтверждающие возникновение соответствующих изменений.
15.01.2013 Общество представило в регистрирующий орган отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (привилегированных акций), утвержденный решением генерального директора Общества.
30.01.2013 регистрирующий орган сообщил Обществу о необходимости устранения нарушений законодательства, а именно, о выявлении признаков предоставления ложных сведений, поскольку ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" сообщило регистрирующему органу о непредставлении Обществом документов для зачисления на эмиссионный счет эмитента ценных бумаг дополнительного выпуска, об отсутствии в системе ведения реестра эмитента ценных бумаг дополнительного выпуска, об отсутствии операций по лицевым счетам акционеров в связи с размещением акций.
Регистрирующий орган указал Обществу на необходимость устранить допущенные нарушения, представив в срок до 30.03.2013 отчет об устранении выявленных нарушений, справку об операциях по эмиссионному счету эмитента за период с 23.11.2012 по 15.01.2013, справку об операциях по счетам зарегистрированных в реестре акционеров с указанием количества и номинальной стоимости принадлежащих акций за период с 11.12.2012 по 15.01.2013.
07.02.2013 на обращение Общества к регистратору - ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" с решениями о дополнительных выпусках ценных бумаг, регистратор, указал, что не может внести записи о зачислении на эмиссионный счет указанных ценных бумаг в связи с получением от РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе уведомлений о приостановлении эмиссий. Указанным письмом регистратор просил РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе предоставить письменное разрешение внести записи о зачислении на эмиссионный счет эмитента указанные ценные бумаги и проведении операций конвертации.
05.04.2013 РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе сообщило Обществу об удовлетворении его ходатайства о продлении срока предоставления исправленных/дополненных документов, продлив срок до 05.06.2013.
23.05.2013 Общество представило в регистрирующий орган отчет об устранении нарушений, указав, что регистратор отказывается принимать передаточные распоряжения на основании Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45. Общество указало, для устранения допущенных нарушений необходимо получение регистратором разрешения регистрирующего органа на проведение в системе реестра операций по зачислению размещаемых ценных бумаг на лицевые счета владельца ценных бумаг прекратившего деятельность ЗАО "Хайтекс-Инвест". Общество просило РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе разрешить регистратору (ЗАО "ПЦРК") проведение отдельных операций в реестре акционеров Общества по зачислению размещаемых ценных бумаг на лицевые счета владельцев.
31.05.2013 РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе уведомило Общество об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг, сославшись на непредставление в течение предусмотренного срока справки об операциях по эмиссионному счету эмитента за период с 23.11.2012 по 15.01.2013, справку об операциях по счетам зарегистрированных в реестре акционеров с указанием количества и номинальной стоимости принадлежащих акций за период с 11.12.2012 по 15.01.2013 (приказ от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и).
Полагая отказ регистрирующего органа неправомерным, не соответствующим нормам действующего законодательства, а именно, положениям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Стандартов, поскольку основанием отказа в регистрации отчета об итогах выпуска акций явилось нарушение порядка внесения сведений в реестре ведения акционеров, тогда как устранить указанное нарушение эмитент не мог без получения разрешения регистрирующего органа на осуществление действий в реестре, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 31.05.2013 N 72-13-542/пз-и и обязывая Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе осуществить государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург", государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг 1-01-03106-D-002D, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные Обществом нарушения не являются существенными, при том, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы Общества и ООО "Группа А". Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемый приказ принят до истечения предоставленного заявителю срока на исправление допущенных нарушений.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), и действовавшими в спорный период "Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, включает в себя следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения,
- являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Таком образом, до государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионные ценные бумаги должны быть размещены.
Согласно п. 2.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), и действовавших на момент принятия оспариваемого Приказа РО ФСФР России в СЗФО от 31.05.2013 года N 72-13-542/пз-и об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных, признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг (далее - Приказ) размещение ценных бумаг включает в себя:
- - совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;
- - внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением).
В соответствии со ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции до 30.06.2013) Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения осуществляется на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Также в соответствии с п. 8.3.4 Стандартов размещение ценных бумаг юридического лица, к которому осуществлено присоединение, осуществляется в соответствии с договором о присоединении в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг, Эмитент обязан завершить размещение эмиссионных ценных бумаг в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске).
Таким образом, эмиссионные ценные бумаги при реорганизации юридических лиц в форме присоединения должны быть размещены в срок, определенный решением об их выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, а именно в дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 8.3.7 Стандартов, юридическое лицо, созданное в результате реорганизации (юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение), обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного юридического лица, о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица) - в день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 8.5.1 Стандартов размещение ценных бумаг при присоединении юридических лиц осуществляется путем конвертации. При этом, в соответствии с п. 8.3.8 Стандартов ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения, слияния, разделения, выделения и преобразования, при их конвертации погашаются (аннулируются).
Пунктом 7.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 установлено, что операция конвертации ценных бумаг проводится только после государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в которые осуществляется конвертация. Записи о конвертации в отношении всего выпуска ценных бумаг должны быть внесены в реестр в день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске, по данным реестра на этот день.
В соответствии со ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с п/п. 5 п. 4 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в частности, неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска).
В силу п. 3 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и эмиссия ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург" приостановлена в связи с несоответствием представленных документов Стандартам эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, ОАО "Отель "Санкт-Петербург" не совершило действий по размещению эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска, то есть не разместило ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска, что в силу вышеуказанного положения Закона о рынке влечет признание дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации на основании пункта 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45.
При указанных обстоятельствах РО ФСФР России в СЗФО обосновано и на законных основаниях приняло решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет об устранении нарушения рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Поскольку объективно факта размещения ценных бумаг ни на 31.05.2013, ни на 05.06.2013 не имелось, притом, что эмитент о намерении представить дополнительные к отчету документы не заявлял, принятие Приказа 31.05.1013 не нарушило его права.
Как следует из системы ведения реестра ОАО "Отель "Санкт-Петербург" и сведений из ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания" от 06.02.2014 исх. N 114/2/2014, за период с 23.11.2012 операций по эмиссионному счету ОАО "Отель "Санкт-Петербургу" не проводилось. Таким образом ни на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни на период рассмотрения апелляционной жалобы, размещение акций из дополнительного выпуска не произведено.
В этой связи в удовлетворении заявленных требований к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе о признании недействительным приказа от 31.05.2013 N 72-13-543/пз-и надлежит отказать.
Возражения истца и третьего лица о нарушении их прав подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в том числе, неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска.
В данном случае, в соответствии с решением РО ФСФР в Северо-Западном Федеральном округе от 23.11.2012 о дополнительном выпуске ценных бумаг датой размещения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест". 12.12.2012 ЗАО "Хайтекс-Инвест" прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения.
ОАО "Отель "Санкт-Петербург" не совершило действий по размещению эмиссионных ценных бумаг дополнительного выпуска до срока, указанного в решении, то есть не разместило ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска, что в силу Закона о рынке влечет признание дополнительного выпуска несостоявшимся и аннулирование его государственной регистрации на основании пункта 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45.
В соответствии с п. 8.5.3 Стандартов в случае, если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.
В силу указанных норм Стандартов государственная регистрация дополнительного выпуска ОАО "Отель "Санкт-Петербург" путем конвертации в рамках новой процедуры эмиссии ввиду того, что запись о прекращении деятельности ЗАО "Хайтекс-Инвест" уже внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2012 года, невозможна.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривалось, что эмитентом в ходе эмиссии допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а именно, не переданы регистратору документы для проведения операций в системе реестра акционеров, составление отчета об итогах выпуска ценных бумаг до внесения в реестр акционеров сведений, как о дополнительном выпуске акций, так и о размещении указанных акций.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения эмиссия ценных бумаг может быть возобновлена только по результатам рассмотрения отчета эмитента об устранении нарушений, повлекших приостановление эмиссии ценных бумаг. Указанный отчет об устранении нарушения рассматривается в срок не позднее 10 дней с даты его получения.
Поскольку размещение ценных бумаг не состоялось ни на 31.05.2013, ни на 05.06.2013, принятие Приказа 31.05.2013, в отсутствие сведений о намерении эмитента представить дополнительные к отчету документы, не нарушило его права.
Принятый 31.05.2013 Приказ не нарушает прав и законных интересов заявителя и 3-го лица, которые могут быть реализованы в порядке, предусмотренном законом, без возложения на Управление обязанностей по осуществлению регистрационных действий без исполнения требований закона участниками корпоративных решений.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части с удовлетворением апелляционной жалобы Управления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества в федеральный бюджет подлежат взысканию 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 по делу N А56-42389/2013 отменить в обжалуемой части.
Отказать в удовлетворении требования о признании недействительным приказа Регионального отделения ФСФР в СЗФО от 31.05.2013 N 72-13-543/из-и.
Отказать в удовлетворении требования об обязании Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в СЗФО осуществлять государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Отель "Санкт-Петербург" государственный регистрационный номер 2-01-03106-Д-001Д.
Взыскать с открытого акционерного общества "Отель "Санкт-Петербург" (194044, Санкт-Петербург г., Пироговская наб., 5/2, 38, ОГРН 1027801531867) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г.ГЛАЗКОВ
Судьи
И.Г.МЕДВЕДЕВА
И.Ю.ТОЙВОНЕН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)