Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2009 N 18АП-7810/2009, 18АП-8361/2009 ПО ДЕЛУ N А07-10012/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2009 г. N 18АП-7810/2009, 18АП-8361/2009

Дело N А07-10012/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2009 года по делу N А07-10012/2009 (судья Кутлин Р.К.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - налогоплательщик, Общество, ООО "Мега Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (л.д. 24) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия инспекции по начислению и выплате процентов в размере 224611 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты процентов в размере 224611 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Определением суда первой инстанции от 24.06.2009 Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы привлечена к участию в деле в качестве ответчика (л.д. 46-47).
До принятия решения по существу спора Обществом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворено ходатайство общества об уточнении заявления, ООО "Мега Лэнд" просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан по начислению и выплате процентов в размере 223271 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты процентов в размере 223271 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес (л.д. 55).
Решением суда первой инстанции от 28.07.2009 требования налогоплательщика удовлетворены (л.д. 65-70).
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой (л.д. 74-75), в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что поскольку в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-6752/2007 от 04.10.2007 не содержится указание на обязанность возвратить проценты, то у инспекции отсутствовали законные основания для возврата процентов, начисленных в порядке ст. 78 НК РФ.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы также обратилась с апелляционной жалобой (л.д. 84), в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик. Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку судебный акт, которым удовлетворены требования общества о возврате ему излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2353500 рублей, вступил в законную силу 12.12.2007, то начисление процентов должно осуществляться с указанной даты.
От налогоплательщика поступил отзыв, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование доводов отзыва общество, ссылаясь на нормы пунктов 6, 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога подлежат начислению по истечении 30 дней с даты подачи в налоговый орган заявления о возврате налога.
Обосновывая довод о взыскании процентов с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, налогоплательщик ссылается на нормы статьи 30 НК РФ, согласно которым налоговые органа представляют собой единую централизованную систему, а также на то, что в данный момент общество состоит на учете именно в этом налоговом органе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мега Лэнд" являлось плательщиком налога на игорный бизнес в налоговые периоды с мая по декабрь 2006 г.
За указанный период налогоплательщиком был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
09.03.2007 общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес за 2006 год в размере 2353500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2007 по делу N А07-6752/2007, вступившим в законную силу 12.12.2007, признано незаконным бездействие инспекции по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 2353500 рублей (л.д. 5-12).
Возврат налога на игорный бизнес в размере 2353500 рублей произведен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан 20.03.2008 (л.д. 57).
16.03.2009 общество повторно обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан с заявлением о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 224611 рублей (л.д. 41).
В связи с бездействием налогового органа по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции налогоплательщик снят с учета по месту нахождения обособленного подразделения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан, лицевые счета ООО "Мега Лэнд" и все имеющиеся документы переданы в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 49).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет как до 01.01.2007, так и после 01.01.2007 (за декабрь 2006 г.), то ст. 78 НК РФ подлежит применению в редакциях Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ и от 27.07.2006 N 137-ФЗ.


Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, судебными актами по делу N А07-6752/2007 удовлетворены требования Общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2353500 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан о необходимости дополнительного указания в судебном решении о возврате налога также и на возврат процентов, как основанный на неверном толковании норм права.
Пункт 10 ст. 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями п. 6 ст. 78 НК РФ для реального возврата налога.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о начислении процентов со дня вступления в законную силу судебного решения о возврате налога.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения п. 10 ст. 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в п. 6 ст. 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанное впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что датой начисления процентов является дата, следующая за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога, то есть с 10.04.2007.
Как следует из материалов дела первоначальное заявление о возврате налога подано заявителем 09.03.2007. Фактический возврат налога осуществлен налоговым органом 20.03.2008.
Согласно произведенному обществом расчету процентов за период с 10.04.2007 по 19.03.2008, сумма процентов составила 223271 рублей (л.д. 56). Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07 изложена правовая позиция, что после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на Инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с указанной даты перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 июля 2009 года по делу N А07-10012/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА

Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)