Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" (ОГРН 1123123015696, ИНН 3123307090) о взыскании 39 722,43 руб. задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду: Гриневой И.Н., представителя по доверенности от 20.12.2013 N 34;
- от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" (далее - управление вневедомственной охраны, учреждение, налогоплательщик) задолженности по пене по налогу на прибыль организаций в сумме 39 722,43 руб.
Данное дело было принято Арбитражным судом Белгородской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 требования налогового органа удовлетворены, с учреждения взыскано 39 722,43 руб. пеней, а также 500 руб. государственной пошлины.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужили выводы суда о доказанности налоговым органом как обоснованности начисления взыскиваемых пеней в соответствии с налоговым законодательством, так и правомерность выставленного требования об их уплате.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление вневедомственной охраны обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что доходы, полученные органами вневедомственной охраны по договорам охраны имущества собственников и предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходами от реализации услуг и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, однако расходы, связанные с осуществлением такой деятельности, налоговым органом учтены не были со ссылкой на полное обеспечение учреждения за счет средств федерального бюджета, что противоречит налоговому и бюджетному законодательству.
В представленном отзыве налоговый орган возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность начисления пеней и неисполнение учреждением требования об уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления вневедомственной охраны, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой и подлежит погашению налогоплательщиком в добровольном или принудительном порядке.
При этом в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается, в частности, пенями.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. При этом в соответствии с пунктом 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57) в силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса.
Однако из анализа положений налогового законодательства, связанных с порядком и сроками взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, ограничение законодателем возможностей принудительного взыскания с бюджетных учреждений задолженности по налогам и пеням не означает отсутствия у налогового органа соблюдения определенного порядка досудебного взыскания такой задолженности.
Процедура принудительного взыскания налоговым органом налогов и сборов включает в себя ряд последовательных, обязательных процессуальных действий, порядок и сроки совершения которых регламентированы Налоговым кодексом, и несоблюдение которых влечет наступление таких правовых последствий, как признание ненормативного акта налогового органа недействительным.
Так, как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.03.2005 N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое в соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В отношении недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки, требование, предусмотренное статьей 69 Налогового кодекса, направляется налогоплательщику, как это следует из статей 70 и 101.3 Налогового кодекса, на основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка управления вневедомственной охраны по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по итогам которой было принято решение от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением управление привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, за неуплату налога на прибыль за 2008 - 2010 в виде взыскания штрафа в сумме 564 655 руб. (с учетом снижения размера штрафных санкций в 2 раза). Кроме того, указанным решением заявителю начислены пени по налогу на прибыль в сумме 1 194 152,04 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2008 - 2010 в сумме 5 646 550 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки, обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.06.2012 по делу N А08-2879/2012, с учетом частичной его отмены постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012, решение инспекции от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП признано недействительным в части применения налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 508 189 руб.
В остальной части решение инспекции от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП признано судами обоснованным, при этом суды исходили из наличия у управления вневедомственной охраны обязанности по уплате в бюджет налога на прибыль организаций с доходов, полученных от оказания услуг по охране имущества.
03.04.2012 инспекция обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с учреждения 5 646 550 руб. налога на прибыль, 1 194 152,04 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль, 564 655 руб. штрафа за неуплату налога, доначисленных решением инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки по налогу на прибыль за 2008-2010 года.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.11.2012 по делу N А08-2998/2012, вступившим в законную силу, требования налогового органа были удовлетворены в части взыскания с управления вневедомственной охраны 6 897 168,04 руб., в том числе 5 646 550 руб. задолженности по налогу на прибыль с пенями в сумм 1 194 152,04 рублей и штрафом в сумме 56 466 руб.
Таким образом, правомерность начисления налоговым органом по результатам выездной проверки решением от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП налога на прибыль организаций за 2008-2010 годы в сумме 5 646 550 руб., как и принятие налоговым органом действий по взысканию указанной суммы в установленном законом порядке, подтверждены вступившими в законную силу актами арбитражных судов.
В связи с неуплатой налога на прибыль в сумме 4 760 709 руб. из доначисленной суммы налога 5 646 550 руб. инспекция начислила управлению пени в сумме 39 722,43 руб. за период с 01.10.2013 по 31.10.2013 (л.д. 71-72) и в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса направила налогоплательщику требование об уплате данной суммы пеней N 45096 по состоянию на 15.11.2013 (л.д. 12-13), подлежащее исполнению в срок до 05.12.2013.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 01.02.2010 N 13065/10 по делу N А33-17360/2009 указано, что основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Поскольку налоговым органом факт наличия недоимки по перечислению в бюджет налога на прибыль доказан, а учреждением доказательств исполнения обязанности по уплате в бюджет доначисленной суммы налога в полном объеме не представлено, то у налогового органа имелись основания для дальнейшего начисления пени за несвоевременную уплату налога.
Следовательно, с учетом изложенных обстоятельств Арбитражным судом Белгородской области правомерно принято решение о взыскании с управлений вневедомственной охраны пеней в сумме 39 722,43 руб. за период просрочки уплаты налога с 01.10.2013 по 31.10.2013.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы касаются правомерности доначислений, сделанных налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки в решении от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП и признанных обоснованными вступившими в законную силу судебными актами по делу N А08-2879/2012, в связи с чем у апелляционной коллегии отсутствуют основания для их переоценки в рамках рассматриваемого дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса) на заявителя апелляционной жалобы подлежат отнесению судебные расходы в виде государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, что составляет сумму 1 000 руб.
В связи с тем, что управлением Вневедомственной охраны при обращении в апелляционный суд было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по данному делу, а также учитывая то обстоятельство, что учреждение финансируется из федерального бюджета, куда подлежит зачислению также и государственная пошлина, апелляционная коллегия считает возможным в данном случае снизить ее размер, взыскав государственную пошлину в сумме 100 руб.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N А08-3510/2014
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А08-3510/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" (ОГРН 1123123015696, ИНН 3123307090) о взыскании 39 722,43 руб. задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду: Гриневой И.Н., представителя по доверенности от 20.12.2013 N 34;
- от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" (далее - управление вневедомственной охраны, учреждение, налогоплательщик) задолженности по пене по налогу на прибыль организаций в сумме 39 722,43 руб.
Данное дело было принято Арбитражным судом Белгородской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 требования налогового органа удовлетворены, с учреждения взыскано 39 722,43 руб. пеней, а также 500 руб. государственной пошлины.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужили выводы суда о доказанности налоговым органом как обоснованности начисления взыскиваемых пеней в соответствии с налоговым законодательством, так и правомерность выставленного требования об их уплате.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление вневедомственной охраны обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что доходы, полученные органами вневедомственной охраны по договорам охраны имущества собственников и предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются доходами от реализации услуг и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, однако расходы, связанные с осуществлением такой деятельности, налоговым органом учтены не были со ссылкой на полное обеспечение учреждения за счет средств федерального бюджета, что противоречит налоговому и бюджетному законодательству.
В представленном отзыве налоговый орган возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность начисления пеней и неисполнение учреждением требования об уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления вневедомственной охраны, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой и подлежит погашению налогоплательщиком в добровольном или принудительном порядке.
При этом в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается, в частности, пенями.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. При этом в соответствии с пунктом 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57) в силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса.
Однако из анализа положений налогового законодательства, связанных с порядком и сроками взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, ограничение законодателем возможностей принудительного взыскания с бюджетных учреждений задолженности по налогам и пеням не означает отсутствия у налогового органа соблюдения определенного порядка досудебного взыскания такой задолженности.
Процедура принудительного взыскания налоговым органом налогов и сборов включает в себя ряд последовательных, обязательных процессуальных действий, порядок и сроки совершения которых регламентированы Налоговым кодексом, и несоблюдение которых влечет наступление таких правовых последствий, как признание ненормативного акта налогового органа недействительным.
Так, как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.03.2005 N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которое в соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В отношении недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки, требование, предусмотренное статьей 69 Налогового кодекса, направляется налогоплательщику, как это следует из статей 70 и 101.3 Налогового кодекса, на основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка управления вневедомственной охраны по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по итогам которой было принято решение от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением управление привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, за неуплату налога на прибыль за 2008 - 2010 в виде взыскания штрафа в сумме 564 655 руб. (с учетом снижения размера штрафных санкций в 2 раза). Кроме того, указанным решением заявителю начислены пени по налогу на прибыль в сумме 1 194 152,04 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2008 - 2010 в сумме 5 646 550 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки, обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.06.2012 по делу N А08-2879/2012, с учетом частичной его отмены постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012, решение инспекции от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП признано недействительным в части применения налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 508 189 руб.
В остальной части решение инспекции от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП признано судами обоснованным, при этом суды исходили из наличия у управления вневедомственной охраны обязанности по уплате в бюджет налога на прибыль организаций с доходов, полученных от оказания услуг по охране имущества.
03.04.2012 инспекция обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о взыскании с учреждения 5 646 550 руб. налога на прибыль, 1 194 152,04 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль, 564 655 руб. штрафа за неуплату налога, доначисленных решением инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки по налогу на прибыль за 2008-2010 года.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.11.2012 по делу N А08-2998/2012, вступившим в законную силу, требования налогового органа были удовлетворены в части взыскания с управления вневедомственной охраны 6 897 168,04 руб., в том числе 5 646 550 руб. задолженности по налогу на прибыль с пенями в сумм 1 194 152,04 рублей и штрафом в сумме 56 466 руб.
Таким образом, правомерность начисления налоговым органом по результатам выездной проверки решением от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП налога на прибыль организаций за 2008-2010 годы в сумме 5 646 550 руб., как и принятие налоговым органом действий по взысканию указанной суммы в установленном законом порядке, подтверждены вступившими в законную силу актами арбитражных судов.
В связи с неуплатой налога на прибыль в сумме 4 760 709 руб. из доначисленной суммы налога 5 646 550 руб. инспекция начислила управлению пени в сумме 39 722,43 руб. за период с 01.10.2013 по 31.10.2013 (л.д. 71-72) и в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса направила налогоплательщику требование об уплате данной суммы пеней N 45096 по состоянию на 15.11.2013 (л.д. 12-13), подлежащее исполнению в срок до 05.12.2013.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 01.02.2010 N 13065/10 по делу N А33-17360/2009 указано, что основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
Поскольку налоговым органом факт наличия недоимки по перечислению в бюджет налога на прибыль доказан, а учреждением доказательств исполнения обязанности по уплате в бюджет доначисленной суммы налога в полном объеме не представлено, то у налогового органа имелись основания для дальнейшего начисления пени за несвоевременную уплату налога.
Следовательно, с учетом изложенных обстоятельств Арбитражным судом Белгородской области правомерно принято решение о взыскании с управлений вневедомственной охраны пеней в сумме 39 722,43 руб. за период просрочки уплаты налога с 01.10.2013 по 31.10.2013.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы касаются правомерности доначислений, сделанных налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки в решении от 27.10.2011 N 15-11/92 ДСП и признанных обоснованными вступившими в законную силу судебными актами по делу N А08-2879/2012, в связи с чем у апелляционной коллегии отсутствуют основания для их переоценки в рамках рассматриваемого дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса) на заявителя апелляционной жалобы подлежат отнесению судебные расходы в виде государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, что составляет сумму 1 000 руб.
В связи с тем, что управлением Вневедомственной охраны при обращении в апелляционный суд было заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по данному делу, а также учитывая то обстоятельство, что учреждение финансируется из федерального бюджета, куда подлежит зачислению также и государственная пошлина, апелляционная коллегия считает возможным в данном случае снизить ее размер, взыскав государственную пошлину в сумме 100 руб.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.09.2014 по делу N А08-3510/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)