Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 12.02.2014 N ВАС-393/14 ПО ДЕЛУ N А03-19156/2012

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. N ВАС-393/14

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление сельскохозяйственного производственного кооператива "Нижне-Суетский" (с. Нижняя Суетка, Алтайский край) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 13.03.2013 по делу N А03-19156/2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2013 по тому же делу.
Суд

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Нижне-Суетский" (далее - СПК "Нижне-Суетский", Кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.09.2012 N РА-08-15 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.03.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013, в удовлетворении заявленного требования Кооперативу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2013 г. решение от 13.03.2013 и постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 по делу N А03-19156/2012 оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, налогоплательщик просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судами, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Кооператива по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2009 по 22.06.2012, по результатам которой составлен акт от 29.08.2012 N АП-08-18 и принято решение от 26.09.2012 N РА-08-15 о привлечении СПК "Нижне-Суетский" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 14672 руб. за неуплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) в результате занижения налоговой базы, а также статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 599 889 руб.
Этим же решением Кооперативу предложено уплатить недоимку по ЕСХН в сумме 73 361 руб., налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 2 403 549 руб., соответствующие суммы пеней (по ЕСХН - 10 807 руб., по НДФЛ - 366 029 руб.).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 19.11.2012, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Обосновывая заявление, налогоплательщик пояснил, что не совершал действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды и указал на необоснованно начисленные налоги, пени, штрафы.
При принятии судебных актов суды исходили из того, основанием для доначисления кооперативу ЕСХН за 2010 год в сумме 73361 рубль, а также начисления соответствующих пеней и применения налоговой ответственности за неполную уплату налога, послужили выводы налогового органа о необоснованности завышения убытков по итогам 2009 года на сумму 1500959 рублей, занижения налоговой базы за 2010 год на 939651 рубль, в связи с чем налоговым органом уменьшен убыток за 2009 год до 934889 рублей, определена налоговая база за 2010 год в размере 3511070 рублей.
Выводы налогового органа о необходимости уменьшения убытков, увеличения налоговой базы связаны с установлением фактов занижения сумм полученных доходов, выявленных при проверки представленных бухгалтерских документов (главной книги, счетов - фактур, платежных документов, кассовых документов, журналов - ордеров N 1, 2, 6), а также завышения расходов на основании не надлежаще оформленных документов, в том числе содержащих недостоверные сведения о продавце товаров, которые налогоплательщиком не оспариваются.
Основанием для доначисления НДФЛ, привлечения кооператива к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ, начисления пени послужило удержание кооперативом в период 2010 - 2012 (январь - июнь) года в нарушение пунктов 4, 5 статьи 226 НК РФ НДФЛ в сумме, превышающей 50 процентов суммы выплаты в денежном выражении, несообщении налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог за 2010 - 2011 годы и сумме налога.
Установлены факты несвоевременного перечисления в бюджет налоговым агентом СПК "Нижне-Суетский" в нарушение требований пункта 6 статьи 226 НК РФ удержанных сумм НДФЛ с выплаченных в пользу физических лиц доходов в установленный срок за период с 03.02.2010 по 26.06.2012. В результате сумма НДФЛ неперечисленная в бюджет по результатам проверки на 26.06.2012 составила 2403549 рублей, в том числе за 2010 год - 1153827 рублей (1153827 рублей - 0 рублей); 2011 год - 549536 рублей (1700256 рублей - 1150720 рублей), 2012 год (январь - июнь) - 700186 рублей (700186 рублей - 0 рублей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, полученных от операций с ценными бумагами, по вкладам в банках, по операциям РЕПО, полученных участниками инвестиционного товарищества, в отношении которых исчисление и уплата налога имеет особенности).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (п. 6 ст. 226 НК РФ)
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, и влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Возражения заявителя относительно того, что в налоговых декларациях по ЕСХН в разделе "доходы" суммы полученных в 2009 и 2010 годах субсидий (за 2009 - 2075629 рублей, за 2010 - 3928822 рубля) не учитываются на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСХН, исследовались судами и признаны несостоятельными.
СПК "Нижне-Суетский" не вел раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Поэтому полученные кооперативом бюджетные средства, на которые ссылается налогоплательщик, не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле статьи 251 Кодекса и должны включаться в состав внереализационных доходов, определяемых в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Ссылки заявителя относительно того, что Инспекция неправомерно приняла решение о начислении недоимки по НДФЛ и штрафа, подлежат отклонению, поскольку в суды не представлено доказательств, обосновывающих доводы заявителя.
Доводы заявителя были предметом исследования судов и получили их соответствующую оценку, о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права, данные доводы не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

определил:

в передаче дела N А03-19156/2012 Арбитражного суда Алтайского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 13.03.2013, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2013 отказать.

Председательствующий судья
А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
С.М.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)