Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28351/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А65-28351/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2014 по делу N А65-28351/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Карчевского Кирилла Яковлевича (ИНН 165900541940, ОГРН 313169012000033), г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, об оспаривании решения,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель Карчевский Кирилл Яковлевич обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган) от 19.09.2013 N 21952 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога, превышающего 35324 руб., соответствующих ему сумм пени и штрафа в размере 11061 руб. 20 коп. (с учетом принятого судом уточнения предмета заявленного требования).
Решением от 21.02.2014 по делу N А65-28351/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления земельного налога, превышающего 35324 руб., соответствующих ему сумм пени и в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 3765 руб. 20 коп., а также обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Карчевского К.Я.; в удовлетворении остальной части заявления было отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об отказе предпринимателю Карчевскому К.Я. в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Предприниматель Карчевский К.Я. представил письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых указал, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, письменных объяснениях, суд апелляционной не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Карчевскому К.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:200403:26 площадью 1060 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Тэцевская, д. 201, лит. Д.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации предпринимателя Карчевского К.Я. по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 19.09.2013 N 21952 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением налоговый орган начисли предпринимателю Карчевскому К.Я. земельный налог в сумме 55306 руб., соответствующие пени (по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и штраф (по пункту 1 статьи 122 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что при начислении земельного налога за 2011 год налоговым органом применена кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 18.11.2013 N 2.14-0-19/02629зг@ жалоба предпринимателя Карчевского К.Я. на указанное решение оставлена без удовлетворения.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал решение налогового органа от 19.09.2013 N 21952 недействительным в части.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования; при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя Карчевского К.Я.
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, и ставки земельного налога, установленной на 2011 год, сумма земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем Карчевским К.Я. за указанный период, составляет 35324 руб.
Ссылку предпринимателя Карчевского К.Я. на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.01.2013 по делу N А65-25168/2012, которым установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку такая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил утверждение предпринимателя Карчевского К.Я. об отсутствии его вины в совершении правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления земельного налога, превышающего 35324 руб., соответствующих ему сумм пени, а также в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 3765 руб. 20 коп.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с судебной практикой по подобным делам (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013 и от 14.03.2014 по делу N А65-18655/2013 и др.).
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2014 года по делу N А65-28351/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)