Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Поротниковой Е.А., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Автоспорткомплекс "Трасса 74" города Челябинска (ИНН: 7451274328, ОГРН: 1087451014090; далее - МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 по делу N А76-10127/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" - Лаврова М.И. (доверенность от 28.01.2014);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Воргуданова А.В. (доверенность от 17.10.2014 N 05-24/023969).
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.03.2013 N 20580 о доначислении земельного налога в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней в сумме 221 285 руб. 53 коп., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 404 359 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 (судья Позднякова Е.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд принял отказ МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" от требования о применении установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2013 кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 13.01.2012 как основания пересмотра платежей, рассчитанных из ранее указанной стоимости, то есть применении пересмотренной на ранее определенную дату кадастровой стоимости ко всем связанным правоотношениям именно с этой даты (в частности, при перерасчете исчисленных ранее сумм земельного налога для МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74"). Производство по делу в указанной части прекращено. Решение инспекции от 28.03.2013 N 20580 признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату земельного налога, в виде взыскания штрафа в сумме 363 923 руб. 10 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 28.03.2013 N 20580 о доначислении земельного налога в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней по земельному налогу в сумме 221 285 руб. 53 коп., направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы считает, что при расчете налоговой базы необходимо руководствоваться измененной кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703, установленной по состоянию на 13.01.2012 решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13972/2013.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" указывает, что применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 в сумме 1 078 291 046 руб., влечет причинение ему убытков в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2012 - 2013 гг., что полностью парализует деятельность МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74"; стоимость спорного земельного участка по государственной кадастровой оценке неверна, завышена и влечет неправомерное определение налоговой базы с безосновательным завышением налоговых обязательств.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательство не содержит прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной; исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость может быть пересмотрена в связи с несоответствием рыночной стоимости земельного участка, при этом не указано, что применяться результат пересмотра может только на будущее время.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" ссылается на то, что рыночная стоимость и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 отличаются явно и значительно (свыше 30%, как это предусмотрено Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263); замена одной стоимостной величины на другую выходит за пределы корректировки нормальных отклонений, законно обусловленных разницей в условиях и методах оценки; налоговая база завышена более чем в 38 раз; решение об установлении рыночной стоимости земельного участка, принятое судом на том основании, что результаты определения кадастровой стоимости повлекли нарушение прав лица, подразумевает восстановление нарушенных прав и поскольку нарушенное право подлежит восстановлению со времени, когда оно было нарушено (если это объективно возможно), то и рыночная стоимость объекта должна заменить прежнюю кадастровую стоимость с даты, когда та была внесена в государственный кадастр недвижимости.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" полагает, что исправление в государственном кадастре недвижимости технических ошибок и ошибок, обусловленных несоответствием сведений кадастра их документальным основаниям, не исключает пересмотра размера налогового обязательства, определенного за период, предшествующий исправлению.
Заявитель жалобы считает, что наличие двух легитимных, одновременно признанных законом кадастровых стоимостей по состоянию на 13.01.2012 абсурдно и создает неясность для налогоплательщика, какую (кадастровую или рыночную) стоимость использовать для определения налоговой базы по земельному налогу.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой при расчете налога применена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:608002:1703 в сумме 1 078 291 руб.; сумма налога к уплате составила 8087 руб. 18 коп.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации составлен акт от 26.02.2013 N 38858 и вынесено решение от 28.03.2013 N 20580 о привлечении МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 404 359 руб., доначислении земельного налога за 2012 г. в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней в сумме 221 285 руб. 53 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 29.01.2014 N 16-07/000247 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа послужил вывод инспекции о неверном применении налогоплательщиком при исчислении налога за 2012 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, снизив размер штрафа за неуплату налога с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 в сумме 1 078 291 046 руб., установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 74 АД 024380 от 20.07.2012 за муниципальным автономным учреждением "Трасса 74" г. Челябинска (правопредшественник МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74") зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.07.2012 сделана запись регистрации N 74-74-01/282/2012-300.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу ст. 396 Кодекса органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом земельного налога за 2012 г. в отношении принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 подлежит применению кадастровая стоимость в сумме 1 078 291 046 руб., определенная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П. а не установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2013 по делу N А76-13972/2013.
Пунктом 2 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Пунктом 2 решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" (в редакции с изменениями и дополнениями) (далее - Решение Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11) установлены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты земельного налога, авансового платежа по налогу.
Согласно п. 5 решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 налог (авансовые платежи по налогу) подлежат уплате в следующие сроки: налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимся индивидуальными предпринимателями, налог уплачивается не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В связи с тем, что в установленные сроки земельный налог налогоплательщиком за 2012 г. не уплачен, ему обоснованно начислены пени за его несвоевременную уплату.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Поскольку МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" в установленный срок не уплачен в бюджет земельный налог за 2012 год, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса (с учетом п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 Кодекса).
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 по делу N А76-10127/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Автоспорткомплекс "Трасса 74" города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2015 N Ф09-583/15 ПО ДЕЛУ N А76-10127/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N Ф09-583/15
Дело N А76-10127/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Поротниковой Е.А., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Автоспорткомплекс "Трасса 74" города Челябинска (ИНН: 7451274328, ОГРН: 1087451014090; далее - МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 по делу N А76-10127/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" - Лаврова М.И. (доверенность от 28.01.2014);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Воргуданова А.В. (доверенность от 17.10.2014 N 05-24/023969).
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.03.2013 N 20580 о доначислении земельного налога в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней в сумме 221 285 руб. 53 коп., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 404 359 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 (судья Позднякова Е.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд принял отказ МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" от требования о применении установленной решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2013 кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 13.01.2012 как основания пересмотра платежей, рассчитанных из ранее указанной стоимости, то есть применении пересмотренной на ранее определенную дату кадастровой стоимости ко всем связанным правоотношениям именно с этой даты (в частности, при перерасчете исчисленных ранее сумм земельного налога для МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74"). Производство по делу в указанной части прекращено. Решение инспекции от 28.03.2013 N 20580 признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату земельного налога, в виде взыскания штрафа в сумме 363 923 руб. 10 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 28.03.2013 N 20580 о доначислении земельного налога в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней по земельному налогу в сумме 221 285 руб. 53 коп., направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы считает, что при расчете налоговой базы необходимо руководствоваться измененной кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703, установленной по состоянию на 13.01.2012 решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-13972/2013.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" указывает, что применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 в сумме 1 078 291 046 руб., влечет причинение ему убытков в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2012 - 2013 гг., что полностью парализует деятельность МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74"; стоимость спорного земельного участка по государственной кадастровой оценке неверна, завышена и влечет неправомерное определение налоговой базы с безосновательным завышением налоговых обязательств.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательство не содержит прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной; исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость может быть пересмотрена в связи с несоответствием рыночной стоимости земельного участка, при этом не указано, что применяться результат пересмотра может только на будущее время.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" ссылается на то, что рыночная стоимость и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 отличаются явно и значительно (свыше 30%, как это предусмотрено Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263); замена одной стоимостной величины на другую выходит за пределы корректировки нормальных отклонений, законно обусловленных разницей в условиях и методах оценки; налоговая база завышена более чем в 38 раз; решение об установлении рыночной стоимости земельного участка, принятое судом на том основании, что результаты определения кадастровой стоимости повлекли нарушение прав лица, подразумевает восстановление нарушенных прав и поскольку нарушенное право подлежит восстановлению со времени, когда оно было нарушено (если это объективно возможно), то и рыночная стоимость объекта должна заменить прежнюю кадастровую стоимость с даты, когда та была внесена в государственный кадастр недвижимости.
МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" полагает, что исправление в государственном кадастре недвижимости технических ошибок и ошибок, обусловленных несоответствием сведений кадастра их документальным основаниям, не исключает пересмотра размера налогового обязательства, определенного за период, предшествующий исправлению.
Заявитель жалобы считает, что наличие двух легитимных, одновременно признанных законом кадастровых стоимостей по состоянию на 13.01.2012 абсурдно и создает неясность для налогоплательщика, какую (кадастровую или рыночную) стоимость использовать для определения налоговой базы по земельному налогу.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой при расчете налога применена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:608002:1703 в сумме 1 078 291 руб.; сумма налога к уплате составила 8087 руб. 18 коп.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации составлен акт от 26.02.2013 N 38858 и вынесено решение от 28.03.2013 N 20580 о привлечении МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 404 359 руб., доначислении земельного налога за 2012 г. в сумме 8 087 183 руб., начислении пеней в сумме 221 285 руб. 53 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 29.01.2014 N 16-07/000247 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа послужил вывод инспекции о неверном применении налогоплательщиком при исчислении налога за 2012 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, снизив размер штрафа за неуплату налога с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 в сумме 1 078 291 046 руб., установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 74 АД 024380 от 20.07.2012 за муниципальным автономным учреждением "Трасса 74" г. Челябинска (правопредшественник МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74") зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.07.2012 сделана запись регистрации N 74-74-01/282/2012-300.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу ст. 396 Кодекса органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Челябинской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом земельного налога за 2012 г. в отношении принадлежащего налогоплательщику земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1703 подлежит применению кадастровая стоимость в сумме 1 078 291 046 руб., определенная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П. а не установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2013 по делу N А76-13972/2013.
Пунктом 2 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Пунктом 2 решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" (в редакции с изменениями и дополнениями) (далее - Решение Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11) установлены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты земельного налога, авансового платежа по налогу.
Согласно п. 5 решения Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 налог (авансовые платежи по налогу) подлежат уплате в следующие сроки: налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимся индивидуальными предпринимателями, налог уплачивается не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В связи с тем, что в установленные сроки земельный налог налогоплательщиком за 2012 г. не уплачен, ему обоснованно начислены пени за его несвоевременную уплату.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Поскольку МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74" в установленный срок не уплачен в бюджет земельный налог за 2012 год, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса (с учетом п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 Кодекса).
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы МБУ "Автоспорткомплекс "Трасса 74", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2014 по делу N А76-10127/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Автоспорткомплекс "Трасса 74" города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)