Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 N 17АП-16523/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-33568/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N 17АП-16523/2013-АК

Дело N А60-33568/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Оками Урал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2013 года
по делу N А60-33568/2013,
принятое судьей Куричевым Ю.А.,
по заявлению ООО "Оками Урал" (ИНН 6606035669, ОГРН 1106606002612)
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)
о признании недействительными ненормативных актов,

установил:

ООО "Оками Урал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - налоговый орган) от 01.07.2013 N 3007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 19.08.2013 N 1009/13.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование жалобы общество указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2012 год подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Общество настаивает, кадастровая стоимость спорного земельного участка за весь 2012 год должна определяться на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19399/2012.
Общество, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
От лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 обществом представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной указанной налоговой декларации по земельному налогу.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 22.05.2013 N 2526.
01.07.2013 налоговым органом принято решение N 3007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1. ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 968 руб. 40 коп., доначислен земельный налог в размере 2019359 руб. 00 коп., начислены пени по земельному налогу в размере 118351 руб. 80 коп., предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1514520 руб. 00 коп.
Основанием для принятия решения 01.07.2013 N 3007, послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом при исчислении налога рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012. При исчислении земельного налога налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" по состоянию на 01.01.2012.
Решением УФНС России по Свердловской области от 19.08.2013 N 1009/13 решение налогового органа от 01.07.2013 N 3007 изменено путем указания в резолютивной части на необходимость перерасчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с 23 июля 2012 г., то есть с даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А60-19399/2012, с мотивировкой, указанной в пункте 1 решения Управления ФНС России по Свердловской области, в остальной части решение оставлено без изменения.
Письмом налогового органа от 03.09.2013 N 14-28/15928 налогоплательщик уведомлен о произведенном перерасчете в соответствии с вынесенным решением Управления ФНС по Свердловской области от 19.08.2013 г. N 1009/13, в результате которого сумма налога уменьшена на 888 958 руб., сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ уменьшена на 100 968 руб. (аннулирована полностью), сумма пени уменьшена на 43 915 руб. 86 коп.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не согласился с доводами общества, поддержав позицию налогового органа о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в связи с чем, установленная решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012 кадастровая стоимость земельных участков не подлежит применению при исчислении земельного налога до 23.07.2012.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:603016:9 принадлежащего обществу.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 22.07.2012 по делу N А60-19399/2012 о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603016:9 площадью 15253 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 402 610 рублей.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
При исчислении земельного налога за 2012 год по указанному земельному участку общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603016:9, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть 23.07.2012.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, при исчислении обществом земельного налога за 2012 год до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2012 по делу N А60-19399/2012 в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, в связи с чем налоговым органом обществу правомерно доначислен земельный налог до 23.07.2012, а также пени (с учетом решения УФНС).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные обществом в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что судом первой инстанции необоснованно дана правовая оценка решению Управления ФНС по Свердловской области от 19.08.2013 N 1009/13, так как согласно п. 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Поскольку решение Управления ФНС по Свердловской области от 19.08.2013 N 1009/13 не представляет собой нового решения, мотивы нарушения процедуры его принятия, выхода за пределы полномочий заявление общества не содержит, то оценке подлежало только решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений.
Таким образом, решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2013 отмене не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2013 года по делу N А60-33568/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)