Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-1578/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А65-1578/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Габитова Р.А., доверенность от 10.01.2014 N 2,
Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан - Мифтахова Ф.Ф., доверенность от 09.01.2014 N 12,
Исполнительного комитета города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан - Усмановой А.М., доверенность от 21.05.2014 N 3/14,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан, г. Буинск, и Исполнительного комитета города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан, г. Буинск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 (судья Кашапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-1578/2013
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Буинский машиностроительный завод", г. Буинск (ОГРН 1071672000762, ИНН 1614008660) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, с участием третьих лиц: Кабинета министров Республики Татарстан, г. Казань; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан, г. Буинск,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Буинский машиностроительный завод" (далее - ООО "БМЗ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 95 262 кв. м, с кадастровым номером 16:14:990113:2, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, г. Буинск, ул. Космовского, д. 240, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 33 215 001,54 руб., понуждении внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости в размере 33 215 001,54 руб. с 01.01.2011, о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 4000 руб., расходов истца на проведение оценки и получение положительного экспертного заключения в размере 65 000 руб., расходов на юридические услуги представителя в размере 50 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.02.2013 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование Буинский муниципальный район Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 исковые требования удовлетворены, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной стоимости в размере 33 215 001,54 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 решение суда первой инстанции изменено, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной стоимости в размере 29 548 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Исполнительный комитет Буинского муниципального района обратился Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В свою очередь Исполнительный комитет города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан, не привлеченный к участию в деле в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014, в обоснование жалобы указав, что обжалуемые судебные акты приняты о его правах и обязанностях, поскольку спорный земельный участок находится на территории муниципального образования "город Буинск" Буинского муниципального района Республики Татарстан, которое в силу статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации является получателем земельного налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка приведет к уменьшению размер земельного налога.
Исполнительный комитет города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан просит судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Представитель Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, с кассационной жалобой Исполнительного комитета города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан согласился.
Представитель Исполнительного комитета города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, согласился с кассационной жалобой Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель ООО "БМЗ", явившийся в судебное заседание, с кассационными жалобами не согласился, просил оставить в силе постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "БМЗ" является собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью 95 262 кв. м, кадастровый номер 16:14:990113:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес которого: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, г. Буинск, ул. Космовского, д. 240, на основании решения единственного участника общества от 17.02.2011 и акта приема-передачи от 06.04.2011, о чем 29.04.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В результате переоценки земель кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 95 262 кв. м, кадастровый номер 16:14:990113:2 установлена в размере 77 156 504,28 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2011.
Истец является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
ООО "БМЗ", полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного размера земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящими иском.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что истец, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав общества, являющегося собственником земельных участков.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений об их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и ООО "БМЗ" воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно отчету от 14.11.2012 N 55/О-12, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "ПрофЭкс", рыночная стоимость земельного участка площадью 95 262 кв. м, кадастровый номер 16:14:990113:2, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес которого: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, г. Буинск, ул. Космовского, д. 240, по состоянию на 01.01.2011 составляет 32 294 000 руб.
В соответствии с положительным экспертным заключением НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 26.11.2012 N Э-261112-РТ указанный отчет об оценке от 14.11.2012 N 55/О-12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, итоговая стоимость земельного участка площадью 95 262 кв. м, кадастровый номер 16:14:990113:2, определенная на 01.01.2011, подтверждается.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по ходатайству Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан проведена судебная экспертиза для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011.
Из заключения судебной экспертизы N 43-13, проведенной экспертом Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро Технической Инвентаризации", следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляла 60 632 446 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2013 назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено специалистам закрытого акционерного общества "Многопрофильный Деловой Центр", по результатам которой рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 была определена в размере 33 215 001,54 руб.
Суд первой инстанции, в совокупности оценив вышеуказанные доказательства, пришел к выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости в размере 33 215 001,54 руб., определенной экспертом по состоянию на 01.01.2011.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решения суда первой инстанции, правильно исходил из того, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Так статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена по состоянию на 01.01.2010, то на эту же дату должна быть доказана обществом и рыночная стоимость данного земельного участка.
В суде апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство истца о проведении судебной экспертизы.
В соответствии с заключение эксперта N 15/02-14, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "ФинАктив", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:14:990113:2 по состоянию на 01.01.2010 составляет 29 548 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, исходя из вышеуказанного заключения эксперта, установил кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимость в размере 29 548 000 руб., определенной на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость данного земельного участка.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 390 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100%.
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту (статья 133).
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16); доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований (часть 3 статьи 57).
Аналогичные выводы изложены в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2013 по делу N А33-11257/2012, постановлениях Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 27.05.2013 по делу N А65-19837/2012, от 31.10.2013 по делу N А65-1284/2013, от 05.11.2013 по делу N А65-1290/2013.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок находится на территории муниципального образования "город Буинск", земельный налог на спорный земельный участок поступает в бюджет именно этого муниципального образования.
Однако судами к участию в деле было привлечено муниципальное образование "Буинский муниципальный район Республики Татарстан", в лице Исполнительного комитета, тогда как к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судам надлежало привлечь получателя земельного налога, а именно муниципальное образование "город Буинск" Буинского муниципального района Республики Татарстан, в лице его уполномоченного органа.
Таким образом, разрешая спор по настоящему делу, суды приняли решение о правах и обязанностях муниципального образования "город Буинск" Буинского муниципального района Республики Татарстан, которое не было привлечено к участию в деле, что в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, привлечь к участию в деле муниципальное образование "город Буинск" Буинского муниципального района Республики Татарстан в лице его уполномоченного органа, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А65-1578/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)