Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Втормет" (ИНН 1612002976, ОГРН 1031654800011), г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Втормет" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. На налоговый орган возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и налогового органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:46:40102:58, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский муниципальный район, г. Бугульма, ул. Монтажная, д. 6/1.
Заявителем 31.01.2013 г. в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г. с суммой к уплате в размере 22 250 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной 1 483 300 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка 16:46:40102:58 по состоянию на 01.01.2012 г. составила 13 006 104, 58 руб., в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы за 2012 г. на 11 522 804, 58 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 г. земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 13 006 104, 58 руб., утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 27.06.2013 г. принято решение N 2.7-0-34/367 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за 2012 г. в размере 172 842 руб., начислены пени в размере 1 088, 82 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 34 568, 40 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением вышестоящего налогового органа от 01.10.2013 г. жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ суд считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усредненная и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная.
Корректировка кадастровой стоимости может производиться, в том числе по инициативе владельца земельного участка. Являясь правом субъекта земельных правоотношений, корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке (с момента вступления решения суда в законную силу, вступления в силу решения уполномоченного органа). До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.
Из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 вытекает, что дата, на которую определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 установлена кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка в размере рыночной 1 483 300 руб.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 в государственный кадастр недвижимости в 2012 году внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные выше обстоятельства влекут возможность применения новой кадастровой стоимости, равной рыночной с налогового периода 2012 г. и удовлетворил заявленное требование.
Вывод суда первой инстанции является ошибочным и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС ПО от 04.03.2104 г. по делу N А65-18164/2013.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 установлена кадастровая стоимость с кадастровым номером 16:46:40102:58, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский муниципальный район, г. Бугульма, ул. Монтажная, д. 6/1 в размере рыночной 1 483 300 руб.
Решение суда по делу N А65-10200/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с указанным решением внесена в кадастр 27.07.2012 г.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:40102:58 принадлежащего Обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 27.07.2012 г.. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 может быть применена с начала налогового периода 2012 года, основан на неправильном применении норм материального права. Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Судом апелляционной инстанции определением от 27.03.2014 г. предложено налоговому органу представить расчет земельного налога за 2012 г., с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 г. по делу N А65-18164/2013.
Налоговый орган представил расчет налога с 01.01.2012 г. по 27.07.2012 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102 в размере 113 797 руб. и расчет налога с 27.07.2012 г. по 31.12.2012 г. исходя из кадастровой стоимости земельного, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 в размере 9 271 руб. всего в сумме 123 068 руб.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции признает его правильным, поскольку при расчете земельного налога правильно применены положения п. 7 ст. 396 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Согласно расчету налогоплательщика сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:46:40102:58 составляет 22 250 руб.
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по названным земельным участкам составляет 123 068 руб.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что сумма налога, исчисленная налогоплательщику налоговым органом, составила 195 092 руб. Разница составляет 172 842 руб. и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в сумме (195 095 руб. - 123 068 руб.) 72 024 руб., пени и штрафов в соответствующей части, не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований Общества необходимо отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования следует удовлетворить частично.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 отменить. Заявленное требование удовлетворить частично. Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме 72 024 руб., пени и штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в соответствующей части. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.
Возложить на Межрайонную ИФНС России N 17 по Республике Татарстан обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2014 N 11АП-1604/2014 ПО ДЕЛУ N А65-21845/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N А65-21845/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Втормет" (ИНН 1612002976, ОГРН 1031654800011), г. Зеленодольск, Республика Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма, Республика Татарстан,
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговая фирма "Втормет" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 заявленное требование удовлетворено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. На налоговый орган возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и налогового органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:46:40102:58, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский муниципальный район, г. Бугульма, ул. Монтажная, д. 6/1.
Заявителем 31.01.2013 г. в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г. с суммой к уплате в размере 22 250 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной 1 483 300 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно, поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка 16:46:40102:58 по состоянию на 01.01.2012 г. составила 13 006 104, 58 руб., в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы за 2012 г. на 11 522 804, 58 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 г. земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 13 006 104, 58 руб., утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г., а не исходя из кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
По результатам проверки налоговым органом 27.06.2013 г. принято решение N 2.7-0-34/367 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за 2012 г. в размере 172 842 руб., начислены пени в размере 1 088, 82 руб., Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 34 568, 40 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением вышестоящего налогового органа от 01.10.2013 г. жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ суд считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усредненная и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная.
Корректировка кадастровой стоимости может производиться, в том числе по инициативе владельца земельного участка. Являясь правом субъекта земельных правоотношений, корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке (с момента вступления решения суда в законную силу, вступления в силу решения уполномоченного органа). До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.
Из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 года N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 вытекает, что дата, на которую определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 установлена кадастровая стоимость вышеупомянутого земельного участка в размере рыночной 1 483 300 руб.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которому в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 в государственный кадастр недвижимости в 2012 году внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные выше обстоятельства влекут возможность применения новой кадастровой стоимости, равной рыночной с налогового периода 2012 г. и удовлетворил заявленное требование.
Вывод суда первой инстанции является ошибочным и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС ПО от 04.03.2104 г. по делу N А65-18164/2013.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 установлена кадастровая стоимость с кадастровым номером 16:46:40102:58, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский муниципальный район, г. Бугульма, ул. Монтажная, д. 6/1 в размере рыночной 1 483 300 руб.
Решение суда по делу N А65-10200/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с указанным решением внесена в кадастр 27.07.2012 г.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:40102:58 принадлежащего Обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 27.07.2012 г.. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 может быть применена с начала налогового периода 2012 года, основан на неправильном применении норм материального права. Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Судом апелляционной инстанции определением от 27.03.2014 г. предложено налоговому органу представить расчет земельного налога за 2012 г., с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 г. по делу N А65-18164/2013.
Налоговый орган представил расчет налога с 01.01.2012 г. по 27.07.2012 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102 в размере 113 797 руб. и расчет налога с 27.07.2012 г. по 31.12.2012 г. исходя из кадастровой стоимости земельного, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 г. по делу N А65-10200/2012 в размере 9 271 руб. всего в сумме 123 068 руб.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции признает его правильным, поскольку при расчете земельного налога правильно применены положения п. 7 ст. 396 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Согласно расчету налогоплательщика сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:46:40102:58 составляет 22 250 руб.
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по названным земельным участкам составляет 123 068 руб.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что сумма налога, исчисленная налогоплательщику налоговым органом, составила 195 092 руб. Разница составляет 172 842 руб. и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в сумме (195 095 руб. - 123 068 руб.) 72 024 руб., пени и штрафов в соответствующей части, не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований Общества необходимо отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования следует удовлетворить частично.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 г. по делу N А65-21845/2013 отменить. Заявленное требование удовлетворить частично. Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Республике Татарстан о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2.7-0-34/367 от 27.06.2013 г. в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме 72 024 руб., пени и штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в соответствующей части. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказать.
Возложить на Межрайонную ИФНС России N 17 по Республике Татарстан обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Н.АПАРКИН
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)