Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" на решение от 30.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 19.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А03-7260/2014 по заявлению открытого акционерного общества геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" (656037, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 2, ОГРН 1022201514576, ИНН 2224000850) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, 48 "А", ОГРН 1042202195122, ИНН 2224091400) о признании недействительным решения.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) приняла участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула Аверина А.Ю. по доверенности от 22.10.2014.
Суд
установил:
открытое акционерное общество геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" (далее - Общество, налогоплательщик, ОАО "Алтайгеомаш") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней за неуплату земельного налога в сумме 129 008,19 руб. как не соответствующее требованиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Алтайгеомаш", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований о доначислении земельного налога в сумме 5 073 869 руб.
Податель жалобы указывает, что, возвратив налог в ходе камеральной проверки, налоговый орган по существу пришел к выводу, что сумма налога излишне уплачена, вместе с тем в оспариваемом решении налоговый орган доначисляет Обществу налог в ранее возвращенной сумме, что является существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы налогоплательщика несостоятельными, а решение и постановление - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Алтайгеомаш" 06.08.2013 представило в налоговый орган уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год.
В первоначальной налоговой декларации налогоплательщиком исчислен к уплате налог в сумме 5 824 660 руб., в уточненной - в сумме 750 791 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, о чем составлен акт от 20.11.2013 N 2457.
На основании вышеуказанного акта и возражений от 27.12.2013 Инспекцией принято решение от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 5 073 869 руб., начислены пени в сумме 129 008,19 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 12.03.2014 оспариваемое решение Инспекции от 31.12.2013 N 336 утверждено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Алтайгеомаш" в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования ОАО "Алтайгеомаш" в части выводов о доначислении земельного налога, руководствуясь положениями статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 387, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), правовыми позициями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 21.09.2010 N 7309/10, от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11, постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), исходили из того, что решение суда об установлении рыночной стоимости земельного участка порождает правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, только с момента вступления данного решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; при этом суды посчитали необоснованным начисление налогоплательщику пеней за неуплату налога, поскольку налог в необходимом размере был уплачен и поступил в бюджет своевременно, но был возвращен налогоплательщику в результате ошибочных действий налогового органа.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила N 316, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 2, 5, 9, 10 Правил N 316).
Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края" утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Указанное постановление не отменено и не признано недействующим, в связи с чем определение размера земельного налога производится исходя из утвержденной в этом постановлении государственной кадастровой оценки земель.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку до утверждения кадастровой стоимости равной рыночной кадастровая стоимость земельного участка была установлена действующим нормативным правовым актом Алтайского края.
Таким образом, суды верно указали, что отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее равной рыночной стоимости на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог по новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу; по смыслу закона в ситуации уточнения кадастровой стоимости земельного участка путем определения его рыночной стоимости иной момент начала использования новой кадастровой стоимости, равной рыночной, для целей, предусмотренных законодательством, не допускается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- - решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.02.2013 по делу N А03-190/2013 установлена кадастровая стоимость принадлежащего ОАО "Алтайгеомаш" земельного участка общей площадью 178084 кв. м с кадастровым номером 22:63:020224:16, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 2, равной его рыночной стоимости, в размере 39 625 000 руб.;
- - определением о разъяснении решения суда от 22.04.2013 рыночная стоимость земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2010, кадастровая стоимость земельного участка будет считаться установленной в размере, равном его рыночной стоимости, с момента вступления решения суда в законную силу;
- - установленная решением суда по делу N А03-190/2013 от 28.02.2013 рыночная стоимость указанного земельного участка в рассматриваемом случае является основанием для исчисления земельного налога за период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, то есть применительно к пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации новая кадастровая стоимость данного земельного участка подлежит применению с апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали верным доначисление земельного налога в отношении спорного земельного участка, поскольку новая кадастровая стоимость применяется после вступления в законную силу решения суда по делу N А03-190/2013.
Довод подателя жалобы о том, что Инспекция, возвратив налог в ходе проверки, неправомерно оспариваемым решением доначислила Обществу уже возвращенный налог, что является существенным нарушением процедуры проведения проверки, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку ошибочный возврат Инспекцией налога до окончания налоговой проверки не свидетельствует о неправомерном доначислении земельного налога по ее результатам; несмотря на фактический возврат налога до окончания проверки установление рыночной стоимости земельного участка само по себе не влечет ретроспективного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, по результатам проверки недоимка по земельному налогу за проверяемый период у Общества имелась, в связи с чем правомерно доначислена налоговым органом.
На основании вышеизложенного суды пришли к верным выводам об отсутствии оснований для признания решения Инспекции в части доначисления земельного налога незаконным.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами двух инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по делу N А03-7260/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
И.В.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.01.2015 N Ф04-13843/2014 ПО ДЕЛУ N А03-7260/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N А03-7260/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" на решение от 30.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 19.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А03-7260/2014 по заявлению открытого акционерного общества геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" (656037, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 2, ОГРН 1022201514576, ИНН 2224000850) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Профинтерна, 48 "А", ОГРН 1042202195122, ИНН 2224091400) о признании недействительным решения.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) приняла участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула Аверина А.Ю. по доверенности от 22.10.2014.
Суд
установил:
открытое акционерное общество геологоразведочных машин "Алтайгеомаш" (далее - Общество, налогоплательщик, ОАО "Алтайгеомаш") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней за неуплату земельного налога в сумме 129 008,19 руб. как не соответствующее требованиям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Алтайгеомаш", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований о доначислении земельного налога в сумме 5 073 869 руб.
Податель жалобы указывает, что, возвратив налог в ходе камеральной проверки, налоговый орган по существу пришел к выводу, что сумма налога излишне уплачена, вместе с тем в оспариваемом решении налоговый орган доначисляет Обществу налог в ранее возвращенной сумме, что является существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы налогоплательщика несостоятельными, а решение и постановление - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Алтайгеомаш" 06.08.2013 представило в налоговый орган уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год.
В первоначальной налоговой декларации налогоплательщиком исчислен к уплате налог в сумме 5 824 660 руб., в уточненной - в сумме 750 791 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, о чем составлен акт от 20.11.2013 N 2457.
На основании вышеуказанного акта и возражений от 27.12.2013 Инспекцией принято решение от 31.12.2013 N 336 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог в сумме 5 073 869 руб., начислены пени в сумме 129 008,19 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 12.03.2014 оспариваемое решение Инспекции от 31.12.2013 N 336 утверждено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Алтайгеомаш" в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования ОАО "Алтайгеомаш" в части выводов о доначислении земельного налога, руководствуясь положениями статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 387, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), правовыми позициями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 21.09.2010 N 7309/10, от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11, постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), исходили из того, что решение суда об установлении рыночной стоимости земельного участка порождает правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, только с момента вступления данного решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка; при этом суды посчитали необоснованным начисление налогоплательщику пеней за неуплату налога, поскольку налог в необходимом размере был уплачен и поступил в бюджет своевременно, но был возвращен налогоплательщику в результате ошибочных действий налогового органа.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила N 316, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 2, 5, 9, 10 Правил N 316).
Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Алтайского края" утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Указанное постановление не отменено и не признано недействующим, в связи с чем определение размера земельного налога производится исходя из утвержденной в этом постановлении государственной кадастровой оценки земель.
В статье 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку до утверждения кадастровой стоимости равной рыночной кадастровая стоимость земельного участка была установлена действующим нормативным правовым актом Алтайского края.
Таким образом, суды верно указали, что отсутствие в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка (установлении ее равной рыночной стоимости на основании решения суда), не препятствует налогоплательщику исчислять налог по новой кадастровой стоимости после вступления решения суда в законную силу; по смыслу закона в ситуации уточнения кадастровой стоимости земельного участка путем определения его рыночной стоимости иной момент начала использования новой кадастровой стоимости, равной рыночной, для целей, предусмотренных законодательством, не допускается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- - решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.02.2013 по делу N А03-190/2013 установлена кадастровая стоимость принадлежащего ОАО "Алтайгеомаш" земельного участка общей площадью 178084 кв. м с кадастровым номером 22:63:020224:16, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Северо-Западная, 2, равной его рыночной стоимости, в размере 39 625 000 руб.;
- - определением о разъяснении решения суда от 22.04.2013 рыночная стоимость земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2010, кадастровая стоимость земельного участка будет считаться установленной в размере, равном его рыночной стоимости, с момента вступления решения суда в законную силу;
- - установленная решением суда по делу N А03-190/2013 от 28.02.2013 рыночная стоимость указанного земельного участка в рассматриваемом случае является основанием для исчисления земельного налога за период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, то есть применительно к пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации новая кадастровая стоимость данного земельного участка подлежит применению с апреля 2013 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали верным доначисление земельного налога в отношении спорного земельного участка, поскольку новая кадастровая стоимость применяется после вступления в законную силу решения суда по делу N А03-190/2013.
Довод подателя жалобы о том, что Инспекция, возвратив налог в ходе проверки, неправомерно оспариваемым решением доначислила Обществу уже возвращенный налог, что является существенным нарушением процедуры проведения проверки, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, поскольку ошибочный возврат Инспекцией налога до окончания налоговой проверки не свидетельствует о неправомерном доначислении земельного налога по ее результатам; несмотря на фактический возврат налога до окончания проверки установление рыночной стоимости земельного участка само по себе не влечет ретроспективного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, соответственно, по результатам проверки недоимка по земельному налогу за проверяемый период у Общества имелась, в связи с чем правомерно доначислена налоговым органом.
На основании вышеизложенного суды пришли к верным выводам об отсутствии оснований для признания решения Инспекции в части доначисления земельного налога незаконным.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами двух инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по делу N А03-7260/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
Судьи
А.А.БУРОВА
И.В.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)