Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,
судей Антоновой М.К., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Хрусталева Юлия Андреевна, доверенность от 15 апреля 2014 года, паспорт,
от Инспекции - Агашков Александр Юрьевич, доверенность от 12 января 2015 года, удостоверение,
рассмотрев 9 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России по городу Сергиеву Посаду
на решение от 5 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" (ранее - Закрытое акционерное общество)
о признании частично недействительным решения от 18 ноября 2013 года N 6857
к ИФНС России по городу Сергиеву Посаду
установил:
Открытое акционерное общество (ранее - Закрытое акционерное общество) "Национальная Девелоперская Компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области от 18.11.2013 N 6857 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 82 289 рублей 80 копеек, а также о снижение штрафа по статье 119 НК РФ до 1000 рублей (с учетом изменения требований, принятых судом).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 апелляционная жалоба инспекции возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции от 05.09.2014, в которой просит его отменить.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв не представлен.
Представитель общества против доводов кассационной жалобы возражала, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебного акта проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт от 26.07.2013 N 2081 и вынесено решение от 18.11.2013 N 6857 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 7 082 581 рублей, пени в сумме 547 059 рублей 97 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1 416 516 рублей 20 копеек. Также общество привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ в размере 1 025 245 рублей 80 копеек за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по земельному налогу.
Решением УФНС России по городу Москве от 20.01.2014 N 07-12/02351 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога в размере 6 671 132 рублей, пени в размере 528 543 рублей 04 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 334 226 рублей 40 копеек, штрафа по статье 119 НК РФ в размере 963 528 рублей 45 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Инспекция полагает, что обществом при расчете земельного налога неправомерно применена налоговая ставка 0,3%, поскольку законодательство исключает использование земельных участков для дачного строительства коммерческой организацией, использующей земельные участки в коммерческих целях. По мнению инспекции, заявитель при расчете земельного налога должен был применить налоговую ставку 1,5%, поскольку является коммерческой организацией, использующий земельные участки в коммерческих целях.
В заявлении общество оспаривает решение инспекции от 18.11.2013 N 6857 в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пени в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 82 289 рублей 80 копеек. Заявитель также просит о снижение штрафа по статье 119 НК РФ до 1000 рублей, указывая на смягчающие обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что согласно оспариваемому решению в 2012 году общество являлось собственником 1061 земельных участков на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области. Данные земельные участки имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1 л.д. 31-51, 54).
Решением УФНС России от 20.01.2014 N 07-12/02351 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в части 5 земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Селковское.
Судом первой инстанции установлено, что на основании статьи 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево - Посадского района Московской области от 25.05.2012 N 3/34-НПА, ЗАО "Национальная Девелоперская Компания" применяло в отношении спорных земельных участков налоговую ставку 0,3%, так как применение указанной ставки предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
В соответствии с пунктом 6 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево - Посадского района Московской области от 25.05.2012 N 3/34-НПА "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Шеметовское" налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество подтвердило соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, в связи с чем пришел к выводу о том, что налогоплательщик имеет право на применение утвержденной вышеуказанным решением налоговой ставки 0,3%.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 1 пункта 1).
При этом пунктом 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что для возможности применения юридическим лицом пониженной ставки налога необходимо не только само по себе включение земельных участков в состав земель соответствующей категории, но и их использование налогоплательщиком непосредственно для этих целей.
В настоящем случае судом не установлено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством или сельскохозяйственным производством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Решение суда не содержит ссылки на имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие использование обществом данных участков для соответствующих им целей.
Таким образом, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку не установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора.
Учитывая изложенное, обжалуемое заявителем кассационной жалобы решение подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение, поскольку суд кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий не вправе переоценивать или считать доказанными обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить соответствие функционального использования земельных участков разрешенному виду их использования, предложить обществу представить доказательства, подтверждающие использование спорных земельных участков непосредственно для предназначенных для них целей, а налоговому органу представить доказательства, опровергающие использование участков земель по их целевому назначению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 5 сентября 2014 года по делу N А41-22578/14 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Т.А.ЕГОРОВА
Судьи
М.К.АНТОНОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф05-16273/2014 ПО ДЕЛУ N А41-22578/14
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А41-22578/14
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,
судей Антоновой М.К., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Хрусталева Юлия Андреевна, доверенность от 15 апреля 2014 года, паспорт,
от Инспекции - Агашков Александр Юрьевич, доверенность от 12 января 2015 года, удостоверение,
рассмотрев 9 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России по городу Сергиеву Посаду
на решение от 5 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" (ранее - Закрытое акционерное общество)
о признании частично недействительным решения от 18 ноября 2013 года N 6857
к ИФНС России по городу Сергиеву Посаду
установил:
Открытое акционерное общество (ранее - Закрытое акционерное общество) "Национальная Девелоперская Компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области от 18.11.2013 N 6857 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пеней в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 82 289 рублей 80 копеек, а также о снижение штрафа по статье 119 НК РФ до 1000 рублей (с учетом изменения требований, принятых судом).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 апелляционная жалоба инспекции возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции от 05.09.2014, в которой просит его отменить.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв не представлен.
Представитель общества против доводов кассационной жалобы возражала, считая судебные акты законными и обоснованными.
Законность судебного акта проверена в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт от 26.07.2013 N 2081 и вынесено решение от 18.11.2013 N 6857 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 7 082 581 рублей, пени в сумме 547 059 рублей 97 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1 416 516 рублей 20 копеек. Также общество привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ в размере 1 025 245 рублей 80 копеек за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по земельному налогу.
Решением УФНС России по городу Москве от 20.01.2014 N 07-12/02351 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога в размере 6 671 132 рублей, пени в размере 528 543 рублей 04 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 1 334 226 рублей 40 копеек, штрафа по статье 119 НК РФ в размере 963 528 рублей 45 копеек. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Инспекция полагает, что обществом при расчете земельного налога неправомерно применена налоговая ставка 0,3%, поскольку законодательство исключает использование земельных участков для дачного строительства коммерческой организацией, использующей земельные участки в коммерческих целях. По мнению инспекции, заявитель при расчете земельного налога должен был применить налоговую ставку 1,5%, поскольку является коммерческой организацией, использующий земельные участки в коммерческих целях.
В заявлении общество оспаривает решение инспекции от 18.11.2013 N 6857 в части доначисления земельного налога в размере 411 449 рублей, пени в размере 18 516 рублей 93 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 82 289 рублей 80 копеек. Заявитель также просит о снижение штрафа по статье 119 НК РФ до 1000 рублей, указывая на смягчающие обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что согласно оспариваемому решению в 2012 году общество являлось собственником 1061 земельных участков на территории сельских поселений Селковское (5 земельных участков) и Шеметовское (1056 земельных участков) Сергиево - Посадского района Московской области. Данные земельные участки имеют категорию земли - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1 л.д. 31-51, 54).
Решением УФНС России от 20.01.2014 N 07-12/02351 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в части 5 земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Селковское.
Судом первой инстанции установлено, что на основании статьи 394 НК РФ, а также решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево - Посадского района Московской области от 25.05.2012 N 3/34-НПА, ЗАО "Национальная Девелоперская Компания" применяло в отношении спорных земельных участков налоговую ставку 0,3%, так как применение указанной ставки предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного строительства.
В соответствии с пунктом 6 решения Совета депутатов сельского поселения Шеметовское Сергиево - Посадского района Московской области от 25.05.2012 N 3/34-НПА "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Шеметовское" налоговая ставка установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество подтвердило соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка, в связи с чем пришел к выводу о том, что налогоплательщик имеет право на применение утвержденной вышеуказанным решением налоговой ставки 0,3%.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 1 пункта 1).
При этом пунктом 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что для возможности применения юридическим лицом пониженной ставки налога необходимо не только само по себе включение земельных участков в состав земель соответствующей категории, но и их использование налогоплательщиком непосредственно для этих целей.
В настоящем случае судом не установлено, что в проверяемом периоде заявитель занимался дачным строительством или сельскохозяйственным производством, то есть его деятельность непосредственно соответствовала виду разрешенного использования земельных участков.
Решение суда не содержит ссылки на имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие использование обществом данных участков для соответствующих им целей.
Таким образом, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку не установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора.
Учитывая изложенное, обжалуемое заявителем кассационной жалобы решение подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение, поскольку суд кассационной инстанции в силу предоставленных ему полномочий не вправе переоценивать или считать доказанными обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить соответствие функционального использования земельных участков разрешенному виду их использования, предложить обществу представить доказательства, подтверждающие использование спорных земельных участков непосредственно для предназначенных для них целей, а налоговому органу представить доказательства, опровергающие использование участков земель по их целевому назначению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 5 сентября 2014 года по делу N А41-22578/14 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Т.А.ЕГОРОВА
Судьи
М.К.АНТОНОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)