Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя: представитель общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" - не явился, извещено,
от заинтересованного лица: представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Исмаев А.В. (доверенность N 2.4-16/001748 от 17.02.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-21582/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (ИНН 1655073114, ОГРН 1031621012060), Республика Татарстан, пос. Новое Аракчино,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (далее-заявитель, ООО "Тафлекс-Реалти") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения N 7052 от 03.07.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МРИ ФНС N 4 по РТ), в части доначисления суммы земельного налога в размере 647 645 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя (т. 1,л.д.4,5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 в удовлетворении заявления отказано (т. 1, л.д. 145-147).
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (т. 1, л.д. 153-157),
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда от 26.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Техническая.
Заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16 определена как кадастровая стоимость данных земельных участков в сумме 1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб. соответственно.
Налоговым органом на основании данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.05.2013 N 6202.
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 647 645 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012.
На основании материалов проверки налоговым органом принято решение N 7062 от 03.07.2013, которым обществу доначислена сумма земельного налога за 2011 год в сумме 647 645 руб., предложено зачесть имеющуюся переплату в счет доначисленной суммы земельного налога за 2011 год, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в Управление ФНС России по Республике Татарстан. Решением от 03.06.2013 N 2.14-0-18/018661 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа без изменения и утверждено.
Считая, что решение ответчика нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Налоговый орган в обосновании своей позиции указывает, что довод заявителя о необходимости исчисления земельного налога за 2011 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012, является необоснованным.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка определена и установлена Арбитражным судом Республики Татарстан, что нашло свое отражение в решении, Арбитражного суда РТ от 23.05.2013 г. по делу N А65-34237/2011, следовательно, кадастровая стоимость, установленная арбитражным судом, подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Конституционный Суд РФ в определении от 01.01.2011 N 275-О-О указал, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявитель, не согласившись с результатами переоценки земель, обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012 исковые требования заявителя удовлетворены, суд обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 16:50:080533:11 указав ее равной рыночной стоимости 4687000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:25 указав ее равной рыночной стоимости 16823000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:16 указав ее равной рыночной стоимости 5356000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:008 указав ее равной рыночной стоимости 1355000 руб.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Ссылаясь на то, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в общей сумме 28 221 000 руб., а также на вступивший 05.03.2013 в законную силу судебный акт по делу N А65-25130/2012, заявителем не учтены положения статьи 391 НК РФ согласно которым, налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда по делу N А65-25130/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Техническая, в размере их рыночной стоимости, равной 1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб. соответственно.
Таким образом, поскольку указанный судебный акт вступил в законную силу 05.03.2013, то указанная кадастровая стоимость (1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб.) подлежит применению при расчете земельного налога только лишь за налоговый период 2013 года.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2013 года.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными доводы заявителя о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 23.05.2013 с 01.01.2011 года.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, следует указать на следующее обстоятельство.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным Постановлением от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в соответствии с положениями ст. 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012,поскольку оно было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2013 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 " Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Учитывая вышеизложенное обстоятельство, суд апелляционной инстанции определением от 17.03.2014 предложил сторонам представить суду расчет стоимости земельного налога за налоговый период 2011 года, исходя из кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Исходя из расчета земельного налога, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, представленного налоговым органом (т. 2,л.д.3), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номерами: 16:50:080533:11 составила 26 516 136 руб. 16:50:080533:25 составила 95 169 300 руб. 16:50:080533:16 составила 30 301 030 руб. 16:50:080533:8 составила 7 668 239 руб.
Согласно Решению Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге" (с изм.), налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:080533:11; 16:50:080533:25; 16:50:080533:16; 16:50:080533:8 установлена в размере 0,55%.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 16:50:080533:1 1 составит 145 839 руб. (26 516 136 x 0,55%);
- 16:50:080533:25 составит 523 431 руб. (95 169 300 * 0.55%);
- 16;50:080533; 16 составит 166 656 руб. (30 301 030 * 0.55%);
4) 16:50:080533:8 составит 42 175 руб. (7 668 239 * 0.55%)
- Таким образом, сумма земельного налога, исчисленного в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 и ставкой земельного налога, утвержденной Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге", значительно превышает сумму земельного налога, исчисленного налоговым органом в соответствии с оспариваемым решением.
Однако, в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают нрава и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, имеющихся доказательств по делу и доводов сторон суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается нарушения прав и законных интересов заявителя, указанные в оспариваемом решении обстоятельства налоговым органом в рассматриваемой ситуации доказаны, правомерность его вынесения подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 26.11.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 1000 рублей согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - ООО "Тафлекс-Реалти". Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в сумме 1000 руб. В связи с чем, излишне уплаченная платежным поручением от 23.12.2013 N 278 государственная пошлина, в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-21582/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (ИНН 1655073114, ОГРН 1031621012060), Республика Татарстан, Казань, пос. Новое Аракчино, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.12.2013 N 278 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-21582/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А65-21582/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя: представитель общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" - не явился, извещено,
от заинтересованного лица: представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Исмаев А.В. (доверенность N 2.4-16/001748 от 17.02.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-21582/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (ИНН 1655073114, ОГРН 1031621012060), Республика Татарстан, пос. Новое Аракчино,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (далее-заявитель, ООО "Тафлекс-Реалти") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения N 7052 от 03.07.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МРИ ФНС N 4 по РТ), в части доначисления суммы земельного налога в размере 647 645 руб. и обязании устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя (т. 1,л.д.4,5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 в удовлетворении заявления отказано (т. 1, л.д. 145-147).
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (т. 1, л.д. 153-157),
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда от 26.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Техническая.
Заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16 определена как кадастровая стоимость данных земельных участков в сумме 1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб. соответственно.
Налоговым органом на основании данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.05.2013 N 6202.
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 647 645 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012.
На основании материалов проверки налоговым органом принято решение N 7062 от 03.07.2013, которым обществу доначислена сумма земельного налога за 2011 год в сумме 647 645 руб., предложено зачесть имеющуюся переплату в счет доначисленной суммы земельного налога за 2011 год, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в Управление ФНС России по Республике Татарстан. Решением от 03.06.2013 N 2.14-0-18/018661 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа без изменения и утверждено.
Считая, что решение ответчика нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Налоговый орган в обосновании своей позиции указывает, что довод заявителя о необходимости исчисления земельного налога за 2011 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012, является необоснованным.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка определена и установлена Арбитражным судом Республики Татарстан, что нашло свое отражение в решении, Арбитражного суда РТ от 23.05.2013 г. по делу N А65-34237/2011, следовательно, кадастровая стоимость, установленная арбитражным судом, подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Конституционный Суд РФ в определении от 01.01.2011 N 275-О-О указал, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявитель, не согласившись с результатами переоценки земель, обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2013 по делу N А65-25130/2012 исковые требования заявителя удовлетворены, суд обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 16:50:080533:11 указав ее равной рыночной стоимости 4687000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:25 указав ее равной рыночной стоимости 16823000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:16 указав ее равной рыночной стоимости 5356000 руб., с кадастровым номером 16:50:080533:008 указав ее равной рыночной стоимости 1355000 руб.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Ссылаясь на то, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в общей сумме 28 221 000 руб., а также на вступивший 05.03.2013 в законную силу судебный акт по делу N А65-25130/2012, заявителем не учтены положения статьи 391 НК РФ согласно которым, налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда по делу N А65-25130/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80533:8, 16:50::80533:25, 16:50:80533:11, 16:50:80533:16, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Техническая, в размере их рыночной стоимости, равной 1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб. соответственно.
Таким образом, поскольку указанный судебный акт вступил в законную силу 05.03.2013, то указанная кадастровая стоимость (1 355 000 руб., 16 823 000 руб., 4 687 000 руб., 5 356 000 руб.) подлежит применению при расчете земельного налога только лишь за налоговый период 2013 года.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2013 года.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными доводы заявителя о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 23.05.2013 с 01.01.2011 года.
Судебный акт не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому порядок введения в действие актов законодательства о налогах и сборах не относится к судебным актам. Решение суда после вступления в законную силу является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации, т.е. при установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о стоимости земельного участка, ее применение обязательно с момента вступления в силу судебного акта.
Кроме того, следует указать на следующее обстоятельство.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным Постановлением от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в соответствии с положениями ст. 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012,поскольку оно было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2013 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 " Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Учитывая вышеизложенное обстоятельство, суд апелляционной инстанции определением от 17.03.2014 предложил сторонам представить суду расчет стоимости земельного налога за налоговый период 2011 года, исходя из кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Исходя из расчета земельного налога, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, представленного налоговым органом (т. 2,л.д.3), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номерами: 16:50:080533:11 составила 26 516 136 руб. 16:50:080533:25 составила 95 169 300 руб. 16:50:080533:16 составила 30 301 030 руб. 16:50:080533:8 составила 7 668 239 руб.
Согласно Решению Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге" (с изм.), налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 16:50:080533:11; 16:50:080533:25; 16:50:080533:16; 16:50:080533:8 установлена в размере 0,55%.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 16:50:080533:1 1 составит 145 839 руб. (26 516 136 x 0,55%);
- 16:50:080533:25 составит 523 431 руб. (95 169 300 * 0.55%);
- 16;50:080533; 16 составит 166 656 руб. (30 301 030 * 0.55%);
4) 16:50:080533:8 составит 42 175 руб. (7 668 239 * 0.55%)
- Таким образом, сумма земельного налога, исчисленного в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 и ставкой земельного налога, утвержденной Решением Казанской городской Думы г. Казани N 2-3 от 29.11.2005 г. "О земельном налоге", значительно превышает сумму земельного налога, исчисленного налоговым органом в соответствии с оспариваемым решением.
Однако, в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают нрава и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, имеющихся доказательств по делу и доводов сторон суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается нарушения прав и законных интересов заявителя, указанные в оспариваемом решении обстоятельства налоговым органом в рассматриваемой ситуации доказаны, правомерность его вынесения подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, обществом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 26.11.2013 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 1000 рублей согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы - ООО "Тафлекс-Реалти". Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в сумме 1000 руб. В связи с чем, излишне уплаченная платежным поручением от 23.12.2013 N 278 государственная пошлина, в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-21582/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тафлекс-Реалти" (ИНН 1655073114, ОГРН 1031621012060), Республика Татарстан, Казань, пос. Новое Аракчино, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.12.2013 N 278 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)