Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко Александра Петровича (ИНН 081200000787, ОГРП 304081236300065), третьего лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2014 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Годило Н.Н.) по делу N А22-3298/2013, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко А.П. (далее - предприниматель) о взыскании 619 345 рублей задолженности в виде неправомерно полученной субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия (далее - управление).
Решением суда от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2014, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель не допустил нецелевого использования субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована тем, что Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Калмыкия (далее - управление) в целях проверки обоснованности выделения субсидий в рамках программы "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства" установило наличие задолженности предпринимателя как налогового агента по уплате НДФЛ на даты подачи заявлений о предоставлении субсидии. Поскольку предоставление субсидии производится только при отсутствии задолженности по обязательным платежам и налогам, предприниматель не имел права на получение субсидии. Наличие задолженности по налогам и сборам подтверждено ответом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия от 21.06.2013 N 002-08/2382.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16.02.2009 N 35, Правительство Республики Калмыкия постановлением от 09.10.2009 N 371 утвердило Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий этой программы по направлению "животноводство - развитие мясного скотоводства", а также на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова - теленок" (далее - Порядок N 371).
Правительство Республики Калмыкия в целях реализации подпрограммы "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", которой предусмотрено предоставление субсидий на поддержку овцеводства и табунного коневодства, племенного животноводства, отдельных подотраслей растениеводства, реализацию мероприятий региональной экономически значимой программы развития сельского хозяйства "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия" приняло постановление от 28.01.2011 N 16 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку овцеводства и табунного коневодства" (далее - Порядок N 16).
13 марта 2012 года предприниматель обратился к министерству с заявлениями о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства и табунного коневодства с приложением соответствующих документов. Заявления приняты министерством и удовлетворены. Заявителю выдано субсидий 155 034 рубля на поддержку овцеводства по платежным поручениям от 31.08.2012 N 935938, от 11.10.2012 N 1013317, от 16.11.2012 N 1079697 (т. 1, л.д. 149-151) и 53 550 рублей - на поддержку табунного коневодства по платежным поручениям от 17.04.2012 N 684776, от 15.06.2012 N 788599, от 24.10.2012 N 1033389, от 25.10.2013 N 1035653 (т. 1, л.д. 152-155).
20 декабря 2012 года предприниматель обратился к министерству с заявлением о предоставлении субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" по направлению "животноводство - развитие мясного скотоводства" по системе "корова - теленок". Заявление с соответствующим приложением принято министерством, о чем свидетельствует входящий штамп от 20.12.2012 N 2405 (т. 1, л.д. 108-132). Министерство выдало 410 761 рубль 80 копеек субсидий, что подтверждено платежными поручениями от 27.12.2012 N 1187149, от 10.04.2013 N 1341639 (т. 1 л.д. 67-68).
Согласно материалам дела при подаче заявлений предприниматель предоставил справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.03.2012 N 14514, 14273 и на 17.12.2012 N 16683, заверенные печатью и подписью налогового органа.
По результатам проведенной работниками управления проверки использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограммам "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства", "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", в министерстве составлен акт от 28.06.2013, в соответствии с которым при проведении встречных проверок управлением установлено, что предприниматель на даты подачи заявлений о предоставлении субсидий имел задолженности по налогам и сборам.
Министерство, ссылаясь на неправомерное получение предпринимателем субсидий при наличии задолженности по налогам и сборам, направило требование о возврате полученных субсидий. Оставление требования без удовлетворения послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Указанное нарушение влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 N 1069 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, подпунктом "в" пункта 4 которых предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации обусловлено наличием нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на содержание поголовья сельскохозяйственных животных.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям исходя из поголовья сельскохозяйственных животных на начало текущего финансового года, подтверждаемого данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия (пункт 3 Порядка N 16).
Сельскохозяйственный товаропроизводитель может претендовать на получение субсидии из республиканского бюджета при условии сохранения поголовья сельскохозяйственных животных на начало отчетного периода по сравнению с поголовьем сельскохозяйственных животных аналогичного периода прошлого года, а также отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней (пункт 4 Порядка N 16).
Согласно пункту 4.3 Порядка N 317 право на получение субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, не имеющие задолженности по налоговым обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Судами установлено, что предприниматель, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, также прикладывал справки Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия N 14514 по состоянию на 01.03.2012 и N 16683 по состоянию на 17.12.2012 об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (т. 1, л.д. 135, 109).
Согласно пункту 8 Порядка N 16 и пункту 7 порядка N 371 уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия - в течение 15 дней со дня предоставления заявления на выделение субсидии проводит проверку представленных в соответствии с пунктами 6 Порядка N 371 и Порядка N 16 документов, т.е. справок налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суды оценили представленные доказательства с учетом того, что обязанность запрашивать справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам возложена на министерство, предоставления предпринимателем налоговых справок, подписанных уполномоченным налоговым органом, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидий и признания их расходования не по целевому назначению.
Если нет доказательств нецелевого использования полученной хозяйством суммы субсидии, то основания для ее возврата в бюджет по заявленным истцом мотивам не являются достаточными.
Кроме того, суды установили следующее: управление в ходе проверки указало, что мероприятия, проводимые ответчиком, отвечают целям и задачам республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы", бюджетные средства истрачены по целевому назначению. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о целевом использовании денежных средств.
Министерство, требуя возврата субсидий, не привело правового обоснования, каким образом доначисление налога в 2013 году за прошлые налоговые периоды влияет на нецелевое использование денежных средств. Доказательства того, что выделенные субсидии использовались предпринимателем для погашения налоговой задолженности, заявитель жалобы не представил. Судами учтено, что выделение субсидий произведено до доначисления задолженности по налогам.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие задолженности по налогам и сборам подтверждается ответом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия от 21.06.2013 N 002-08/2382, подлежит отклонению. Таким ответом налоговая инспекция указывает на доначисление налога за 2010 и 2011 годы и сообщает, что задолженности по уплате налоговых платежей по состоянию на 30.01.2012, 01.03.2012 и 17.12.2012, по данным КРСБ, за предпринимателем не имеется.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А22-3298/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
О.В.БАБАЕВА
Н.В.ЧЕСНЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2014 ПО ДЕЛУ N А22-3298/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу N А22-3298/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко Александра Петровича (ИНН 081200000787, ОГРП 304081236300065), третьего лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2014 (судья Челянов Д.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Годило Н.Н.) по делу N А22-3298/2013, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко А.П. (далее - предприниматель) о взыскании 619 345 рублей задолженности в виде неправомерно полученной субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия (далее - управление).
Решением суда от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2014, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель не допустил нецелевого использования субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована тем, что Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Калмыкия (далее - управление) в целях проверки обоснованности выделения субсидий в рамках программы "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства" установило наличие задолженности предпринимателя как налогового агента по уплате НДФЛ на даты подачи заявлений о предоставлении субсидии. Поскольку предоставление субсидии производится только при отсутствии задолженности по обязательным платежам и налогам, предприниматель не имел права на получение субсидии. Наличие задолженности по налогам и сборам подтверждено ответом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия от 21.06.2013 N 002-08/2382.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях реализации республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16.02.2009 N 35, Правительство Республики Калмыкия постановлением от 09.10.2009 N 371 утвердило Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий этой программы по направлению "животноводство - развитие мясного скотоводства", а также на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова - теленок" (далее - Порядок N 371).
Правительство Республики Калмыкия в целях реализации подпрограммы "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", которой предусмотрено предоставление субсидий на поддержку овцеводства и табунного коневодства, племенного животноводства, отдельных подотраслей растениеводства, реализацию мероприятий региональной экономически значимой программы развития сельского хозяйства "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия" приняло постановление от 28.01.2011 N 16 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку овцеводства и табунного коневодства" (далее - Порядок N 16).
13 марта 2012 года предприниматель обратился к министерству с заявлениями о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства и табунного коневодства с приложением соответствующих документов. Заявления приняты министерством и удовлетворены. Заявителю выдано субсидий 155 034 рубля на поддержку овцеводства по платежным поручениям от 31.08.2012 N 935938, от 11.10.2012 N 1013317, от 16.11.2012 N 1079697 (т. 1, л.д. 149-151) и 53 550 рублей - на поддержку табунного коневодства по платежным поручениям от 17.04.2012 N 684776, от 15.06.2012 N 788599, от 24.10.2012 N 1033389, от 25.10.2013 N 1035653 (т. 1, л.д. 152-155).
20 декабря 2012 года предприниматель обратился к министерству с заявлением о предоставлении субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" по направлению "животноводство - развитие мясного скотоводства" по системе "корова - теленок". Заявление с соответствующим приложением принято министерством, о чем свидетельствует входящий штамп от 20.12.2012 N 2405 (т. 1, л.д. 108-132). Министерство выдало 410 761 рубль 80 копеек субсидий, что подтверждено платежными поручениями от 27.12.2012 N 1187149, от 10.04.2013 N 1341639 (т. 1 л.д. 67-68).
Согласно материалам дела при подаче заявлений предприниматель предоставил справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.03.2012 N 14514, 14273 и на 17.12.2012 N 16683, заверенные печатью и подписью налогового органа.
По результатам проведенной работниками управления проверки использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по подпрограммам "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства", "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", в министерстве составлен акт от 28.06.2013, в соответствии с которым при проведении встречных проверок управлением установлено, что предприниматель на даты подачи заявлений о предоставлении субсидий имел задолженности по налогам и сборам.
Министерство, ссылаясь на неправомерное получение предпринимателем субсидий при наличии задолженности по налогам и сборам, направило требование о возврате полученных субсидий. Оставление требования без удовлетворения послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Указанное нарушение влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 N 1069 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, подпунктом "в" пункта 4 которых предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации обусловлено наличием нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на содержание поголовья сельскохозяйственных животных.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям исходя из поголовья сельскохозяйственных животных на начало текущего финансового года, подтверждаемого данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия (пункт 3 Порядка N 16).
Сельскохозяйственный товаропроизводитель может претендовать на получение субсидии из республиканского бюджета при условии сохранения поголовья сельскохозяйственных животных на начало отчетного периода по сравнению с поголовьем сельскохозяйственных животных аналогичного периода прошлого года, а также отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней (пункт 4 Порядка N 16).
Согласно пункту 4.3 Порядка N 317 право на получение субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих ЛПХ, не имеющие задолженности по налоговым обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
Судами установлено, что предприниматель, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, также прикладывал справки Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия N 14514 по состоянию на 01.03.2012 и N 16683 по состоянию на 17.12.2012 об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (т. 1, л.д. 135, 109).
Согласно пункту 8 Порядка N 16 и пункту 7 порядка N 371 уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия - в течение 15 дней со дня предоставления заявления на выделение субсидии проводит проверку представленных в соответствии с пунктами 6 Порядка N 371 и Порядка N 16 документов, т.е. справок налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Суды оценили представленные доказательства с учетом того, что обязанность запрашивать справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам возложена на министерство, предоставления предпринимателем налоговых справок, подписанных уполномоченным налоговым органом, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата субсидий и признания их расходования не по целевому назначению.
Если нет доказательств нецелевого использования полученной хозяйством суммы субсидии, то основания для ее возврата в бюджет по заявленным истцом мотивам не являются достаточными.
Кроме того, суды установили следующее: управление в ходе проверки указало, что мероприятия, проводимые ответчиком, отвечают целям и задачам республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы", бюджетные средства истрачены по целевому назначению. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о целевом использовании денежных средств.
Министерство, требуя возврата субсидий, не привело правового обоснования, каким образом доначисление налога в 2013 году за прошлые налоговые периоды влияет на нецелевое использование денежных средств. Доказательства того, что выделенные субсидии использовались предпринимателем для погашения налоговой задолженности, заявитель жалобы не представил. Судами учтено, что выделение субсидий произведено до доначисления задолженности по налогам.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие задолженности по налогам и сборам подтверждается ответом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Калмыкия от 21.06.2013 N 002-08/2382, подлежит отклонению. Таким ответом налоговая инспекция указывает на доначисление налога за 2010 и 2011 годы и сообщает, что задолженности по уплате налоговых платежей по состоянию на 30.01.2012, 01.03.2012 и 17.12.2012, по данным КРСБ, за предпринимателем не имеется.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А22-3298/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.САВЕНКО
Судьи
О.В.БАБАЕВА
Н.В.ЧЕСНЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)