Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2015
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва 16.03.2015: представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" - Драчена П.В. (доверенность от 23.12.2014 N 1/170, паспорт), Симоновой О.Ю. (доверенность от 23.12.2014 N 1/167, паспорт), представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Абакумовой Р.Б. (доверенность от 21.08.2014 N 02-06/05041, удостоверение), Васильева А.Ю. (доверенность от 01.12.2014 N 02-06/06937, паспорт), Дорофеева А.М. (доверенность от 29.12.2014 N 02-06/08060, удостоверение), в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, при участии в судебном заседании после перерыва 18.03.2015: представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" - Драчена П.В. (доверенность от 23.12.2014 N 1/170, паспорт), представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Абакумовой Р.Б. (доверенность от 21.08.2014 N 02-06/05041, удостоверение), Васильева А.Ю. (доверенность от 01.12.2014 N 02-06/06937, паспорт), Дорофеева А.М. (доверенность от 29.12.2014 N 02-06/08060, удостоверение), в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-2733/2014 (судья Петрухина Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" (г. Тула, ОГРН 1027100507092, ИНН 7107049989) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160), Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) о признании частично недействительными решений,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" (далее по тексту - ООО "Газпром Межрегионгаз Тула", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 в части: 1) доначисления и предложения уплатить ООО "Газпром межрегионгаз Тула": налога на прибыль в размере 113 939 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 645 228 рублей, пени по налогу на прибыль в размере 968 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 103 126 рублей, а также привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 22 304 рублей; 2) предложения обществу внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить ООО "Газпром Межрегионгаз Тула": налога на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 103 126 рублей, как не соответствующее требованиям статей 153, 154, 162 НК РФ. В удовлетворении требований в остальной части отказано. С Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, полагая, что оно является необоснованным, принято с нарушением норм материального права, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей, принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель, ссылаясь на судебную практику, указал, что установленные в договоре и поименованные в качестве штрафных коэффициенты, по своей правовой природе представляют элемент ценообразования и не связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору, не обусловлены необходимостью исполнения покупателем принятых договорных обязательств и соблюдению дисциплины газопотребления.
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области в отзыве поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, просило отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" о признании частично недействительным решения инспекции от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к налоговой ответственности, просило принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Газпром Межрегионгаз Тула".
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве на жалобу общество указало, что цена на газ, применяемая обществом в долгосрочных договорах поставки газа, полностью регулируется государством и ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" не наделено полномочиями устанавливать или менять как цену на газ, так и ее отдельные составляющие (тарифы). Кроме того, отметило, что штрафы, предусмотренные пунктами 3.5 долгосрочных договоров поставки газа, являются мерой ответственности покупателя за нарушение договорных обязательств в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области до перерыва 16.03.2015 и после перерыва 18.03.2015 своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без его участия.
Рассмотрев доводы жалобы, отзыв на нее Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, отзыв ООО "Газпром Межрегионгаз Тула", изучив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в обжалуемой части, по следующим причинам.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области была проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011; единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоде 01.01.2009 по31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 19.08.2013 N 8-Д.
26.09.2013 начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области рассмотрен акт выездной налоговой проверки от 19.08.2013 N 8-Д, представленные обществом письменные возражения и вынесено решение N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д обществу доначислены суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в общей сумме 985 832 рублей, в том числе: - налог на прибыль организаций в сумме 231 775 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 751 281 рублей, налог на имущество организаций в сумме 2 776 рублей.
Пунктом 2 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 46 426 рублей, в том числе: по налогу на прибыль в сумме 45 871 рубль; по налогу на имущество организаций в сумме 555 рублей.
Кроме того, пунктом 2 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д ООО "Газпром межрегионгаз Тула" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 10 рублей.
Согласно пункту 3 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д обществу начислены пени по состоянию на 26.09.2013 в общей сумме 133 743 рублей, в том числе: по налогу на прибыль организаций в сумме 5 512 рублей; по налогу на добавленную стоимость в сумме 127 305 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 899 рублей; по налогу на доходы физических лиц в сумме 27 рублей.
Общество, частично не согласившись с решением от 26.09.2013 N 11-Д, направило апелляционную жалобу в УФНС России по Тульской области.
Согласно решению Управления ФНС России по Тульской области от 09.01.2014 N 07-15/00107@ решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части: - доначисления налога на добавленную стоимость в размере 106 053 рублей; доначисления налога на прибыль в размере 117 836 рублей, в том числе: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет - 11 783 рубля; налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ - 106 053 рубля; привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату налога на прибыль в сумме 23 567 рублей; начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 4 544 рубля; начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 24 179 рублей.
Считая решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 в оспариваемой части незаконными и нарушающими его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Впоследствии, не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле - обществом с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула", Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области, не было заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг).
Согласно статье 40 и пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статей 4, 8, 16, 20 и 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктов 3, 4 и 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), пунктов 17 и 29 Правил поставки газа в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162), поставщики газа не вправе устанавливать цены на поставляемый газ.
Следовательно, плата за реализованный газ не может быть большей, чем это установлено соответствующим актом уполномоченного государственного органа на соответствующий период.
Обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном условиями договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 541 ГК РФ, а также пунктами 12, 13 и 17 Правил поставки газа.
Согласно пункту 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента 1,1 (с 15 апреля по 15 сентября) и 1,5 (с 16 сентября по 14 апреля). Указанный коэффициент является элементом ценообразования и его применение не свидетельствует о применении штрафных санкций.
Между тем Правила поставки газа не ограничивают право сторон предусмотреть в договоре поставки имущественную ответственность (неустойку) за нарушение режима поставки газа, согласованного в договоре.
В силу статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, при том, что согласно положениям статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В результате проведенного анализа представленных ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" документов, налоговым органом было установлено, что согласно разделу 3 долгосрочных договоров на поставку газа по всем запрашиваемым организациям установлен "Режим и порядок поставки газа, способы выборки газа Покупателем, штрафные санкции".
Расчет штрафных санкций, а именно штрафа за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца определен в пункте 3.5. представленных договоров и рассчитывается следующим образом: - в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договоров; - в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договоров.
Также в договорах установлено, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа Покупателем, размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
Договоры поставки газа подписаны сторонами, выражают их волеизъявление и предусматривают ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в равной степени, как для поставщика, так и для покупателя.
В соответствии с представленными счетами-фактурами ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" включило в налогооблагаемую базу по НДС стоимость реализованного газа в пределах нормы, а также сумму, начисленную сверх нормы по коэффициентам 1,1 и 1,5, предусмотренную пунктом 17 Правил поставки газа.
Согласно статье 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка в силу статьи 329 ГК РФ является универсальной мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, статей 40, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС.
При этом суд учитывает сложившуюся арбитражную судебную практику, в частности, Постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2009 по делу N А76-3285/2009-18-242; Постановление ФАС Московского округа от 16.02.2009 по делу N А41-11408/08; Постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2014 по делу N А55-3526/2013, в соответствии с которой стороны при заключении договора в связи с необходимостью соблюдения потребителями договорной дисциплины по отбору газа предусмотрели в договоре применение повышающего коэффициента при расчете стоимости газа, потребленного сверх установленного лимита, что является не элементом ценообразования, а мерой ответственности за нарушение договорных обязательств.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно не включало в налоговую базу по НДС суммы неустойки, полученной от покупателей за перерасход газа.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части у судебной коллегии отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-2733/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 20АП-694/2015 ПО ДЕЛУ N А68-2733/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А68-2733/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2015
Постановление в полном объеме изготовлено 25.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва 16.03.2015: представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" - Драчена П.В. (доверенность от 23.12.2014 N 1/170, паспорт), Симоновой О.Ю. (доверенность от 23.12.2014 N 1/167, паспорт), представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Абакумовой Р.Б. (доверенность от 21.08.2014 N 02-06/05041, удостоверение), Васильева А.Ю. (доверенность от 01.12.2014 N 02-06/06937, паспорт), Дорофеева А.М. (доверенность от 29.12.2014 N 02-06/08060, удостоверение), в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, при участии в судебном заседании после перерыва 18.03.2015: представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" - Драчена П.В. (доверенность от 23.12.2014 N 1/170, паспорт), представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - Абакумовой Р.Б. (доверенность от 21.08.2014 N 02-06/05041, удостоверение), Васильева А.Ю. (доверенность от 01.12.2014 N 02-06/06937, паспорт), Дорофеева А.М. (доверенность от 29.12.2014 N 02-06/08060, удостоверение), в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-2733/2014 (судья Петрухина Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" (г. Тула, ОГРН 1027100507092, ИНН 7107049989) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160), Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) о признании частично недействительными решений,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тула" (далее по тексту - ООО "Газпром Межрегионгаз Тула", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 в части: 1) доначисления и предложения уплатить ООО "Газпром межрегионгаз Тула": налога на прибыль в размере 113 939 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 645 228 рублей, пени по налогу на прибыль в размере 968 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 103 126 рублей, а также привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 22 304 рублей; 2) предложения обществу внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить ООО "Газпром Межрегионгаз Тула": налога на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 103 126 рублей, как не соответствующее требованиям статей 153, 154, 162 НК РФ. В удовлетворении требований в остальной части отказано. С Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, полагая, что оно является необоснованным, принято с нарушением норм материального права, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей, принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель, ссылаясь на судебную практику, указал, что установленные в договоре и поименованные в качестве штрафных коэффициенты, по своей правовой природе представляют элемент ценообразования и не связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору, не обусловлены необходимостью исполнения покупателем принятых договорных обязательств и соблюдению дисциплины газопотребления.
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области в отзыве поддержало позицию заявителя апелляционной жалобы, просило отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" о признании частично недействительным решения инспекции от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к налоговой ответственности, просило принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Газпром Межрегионгаз Тула".
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве на жалобу общество указало, что цена на газ, применяемая обществом в долгосрочных договорах поставки газа, полностью регулируется государством и ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" не наделено полномочиями устанавливать или менять как цену на газ, так и ее отдельные составляющие (тарифы). Кроме того, отметило, что штрафы, предусмотренные пунктами 3.5 долгосрочных договоров поставки газа, являются мерой ответственности покупателя за нарушение договорных обязательств в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области до перерыва 16.03.2015 и после перерыва 18.03.2015 своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без его участия.
Рассмотрев доводы жалобы, отзыв на нее Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, отзыв ООО "Газпром Межрегионгаз Тула", изучив доказательства, представленные в материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в обжалуемой части, по следующим причинам.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области была проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011; единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоде 01.01.2009 по31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 19.08.2013 N 8-Д.
26.09.2013 начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области рассмотрен акт выездной налоговой проверки от 19.08.2013 N 8-Д, представленные обществом письменные возражения и вынесено решение N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 1 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д обществу доначислены суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в общей сумме 985 832 рублей, в том числе: - налог на прибыль организаций в сумме 231 775 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 751 281 рублей, налог на имущество организаций в сумме 2 776 рублей.
Пунктом 2 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 46 426 рублей, в том числе: по налогу на прибыль в сумме 45 871 рубль; по налогу на имущество организаций в сумме 555 рублей.
Кроме того, пунктом 2 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д ООО "Газпром межрегионгаз Тула" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 10 рублей.
Согласно пункту 3 резолютивной части решения от 26.09.2013 N 11-Д обществу начислены пени по состоянию на 26.09.2013 в общей сумме 133 743 рублей, в том числе: по налогу на прибыль организаций в сумме 5 512 рублей; по налогу на добавленную стоимость в сумме 127 305 рублей; по налогу на имущество организаций в сумме 899 рублей; по налогу на доходы физических лиц в сумме 27 рублей.
Общество, частично не согласившись с решением от 26.09.2013 N 11-Д, направило апелляционную жалобу в УФНС России по Тульской области.
Согласно решению Управления ФНС России по Тульской области от 09.01.2014 N 07-15/00107@ решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части: - доначисления налога на добавленную стоимость в размере 106 053 рублей; доначисления налога на прибыль в размере 117 836 рублей, в том числе: налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет - 11 783 рубля; налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ - 106 053 рубля; привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату налога на прибыль в сумме 23 567 рублей; начисления пеней по налогу на прибыль в сумме 4 544 рубля; начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 24 179 рублей.
Считая решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области от 26.09.2013 N 11-Д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и УФНС России по Тульской области от 09.01.2014 в оспариваемой части незаконными и нарушающими его права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Впоследствии, не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле - обществом с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Тула", Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области, не было заявлено возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.09.2013 N 11-Д в части доначисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 645 228 рублей, пени по НДС в сумме 103 126 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг).
Согласно статье 40 и пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статей 4, 8, 16, 20 и 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктов 3, 4 и 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021), пунктов 17 и 29 Правил поставки газа в Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162), поставщики газа не вправе устанавливать цены на поставляемый газ.
Следовательно, плата за реализованный газ не может быть большей, чем это установлено соответствующим актом уполномоченного государственного органа на соответствующий период.
Обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном условиями договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 541 ГК РФ, а также пунктами 12, 13 и 17 Правил поставки газа.
Согласно пункту 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента 1,1 (с 15 апреля по 15 сентября) и 1,5 (с 16 сентября по 14 апреля). Указанный коэффициент является элементом ценообразования и его применение не свидетельствует о применении штрафных санкций.
Между тем Правила поставки газа не ограничивают право сторон предусмотреть в договоре поставки имущественную ответственность (неустойку) за нарушение режима поставки газа, согласованного в договоре.
В силу статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, при том, что согласно положениям статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В результате проведенного анализа представленных ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" документов, налоговым органом было установлено, что согласно разделу 3 долгосрочных договоров на поставку газа по всем запрашиваемым организациям установлен "Режим и порядок поставки газа, способы выборки газа Покупателем, штрафные санкции".
Расчет штрафных санкций, а именно штрафа за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца определен в пункте 3.5. представленных договоров и рассчитывается следующим образом: - в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договоров; - в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договоров.
Также в договорах установлено, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа Покупателем, размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.
Договоры поставки газа подписаны сторонами, выражают их волеизъявление и предусматривают ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в равной степени, как для поставщика, так и для покупателя.
В соответствии с представленными счетами-фактурами ООО "Газпром Межрегионгаз Тула" включило в налогооблагаемую базу по НДС стоимость реализованного газа в пределах нормы, а также сумму, начисленную сверх нормы по коэффициентам 1,1 и 1,5, предусмотренную пунктом 17 Правил поставки газа.
Согласно статье 330 ГК РФ под неустойкой (штрафом, пеней) понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка в силу статьи 329 ГК РФ является универсальной мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, статей 40, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС.
При этом суд учитывает сложившуюся арбитражную судебную практику, в частности, Постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2009 по делу N А76-3285/2009-18-242; Постановление ФАС Московского округа от 16.02.2009 по делу N А41-11408/08; Постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2014 по делу N А55-3526/2013, в соответствии с которой стороны при заключении договора в связи с необходимостью соблюдения потребителями договорной дисциплины по отбору газа предусмотрели в договоре применение повышающего коэффициента при расчете стоимости газа, потребленного сверх установленного лимита, что является не элементом ценообразования, а мерой ответственности за нарушение договорных обязательств.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно не включало в налоговую базу по НДС суммы неустойки, полученной от покупателей за перерасход газа.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части у судебной коллегии отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.12.2014 по делу N А68-2733/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)