Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот",
апелляционное производство N 05АП-12562/2013
на решение от 03.09.2013
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-16517/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" (ИНН 2516001153, ОГРН 1022500676010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.11.2002)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (ИНН 2507011268, ОГРН 1042501503175, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
о признании незаконным решения от 13.03.2013 N 4,
при участии:
- от муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района": Игуменов М.А. по доверенности от 03.06.2013, срок действия 3 года;
- от МИФНС N 7 по Приморскому краю: Мальцева Е.А. - начальник правового отдела по доверенности N 02-1-10/08088 от 05.11.2013, срок действия 1 год,
установил:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района (далее - учреждение, МОБУ ДОД ВПЦ "Патриот") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю от 13.03.2013 N 4 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 03.09.2013 суд признал незаконным оспариваемое решение в части назначения штрафных санкций в сумме, превышающей 40.556 руб. 14 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований, учреждение указывает, что в проверяемый период им предоставлялось койко-место ЗАО "Возрождение" в детском оздоровительном лагере "Надежда" на основании договора от 01.10.2009. Данная услуга облагалась НДС, но в данном случае счета на оплату выставлялись без учета НДС, так как учреждение считало, что пользовалось льготой на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ, поскольку выручка от предоставления для проживания койко-места не превышала 2 млн. рублей.
Из апелляционной жалобы также следует, что выставление счета-фактуры по возмещению электроэнергии со стороны ЗАО "Возрождение" учреждению с учетом НДС является бухгалтерской ошибкой
В судебном заседании представитель муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку решение суда обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей, применяет общую систему налогообложения и, в соответствии с пунктом 11 статьи 143 Налогового кодекса РФ является плательщиком НДС.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2009 по 31.10.2012, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения норм действующего законодательства о налогах и сборах, что привело к занижению НДФЛ, транспортного налога, налога на прибыль, налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму полученной выручки за оказание услуг по проживанию и, соответственно, к занижению НДС за проверяемый налоговый период. Выявленные нарушения отражены в акте от 07.02.2013 N 3.
По результатам рассмотрения 04.03.2013 материалов проверки с учетом возражений в присутствии налогоплательщика инспекцией принято решение от 13.03.2013 N 4 согласно которому дополнительно начислены: транспортный налог в размере 3.585 руб., НДС в сумме 1.295.336 руб., налог на прибыль - 743.167 руб., НДФЛ - 148.386 руб., применены штрафные санкции по статьям 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса РФ в размере 81.112,28 руб., в т.ч. по НДС сумме 24.113,62 руб., налогу на прибыль - 15.163,32 руб., транспортному налогу - 295,6 руб., НДФЛ - 41.539,74 руб. (уменьшенные в 10 раз в связи с наличием смягчающих обстоятельств) начислены пени - 539.993,34 руб., в т.ч. по НДС в сумме 277.822,29 руб., налогу на прибыль - 213.600,57 руб., транспортному налогу - 580,44 руб. и НДФЛ - 47.990,04 руб.
Решение МИФНС России N 7 по Приморскому краю от 13.03.2013 N 4 было оставлено без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 17.04.2013 N 13-11/156, апелляционная жалоба учреждения без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Согласно абзацу 1 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Таким образом, для применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы необходимо соблюдение следующих условий:
- - организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации;
- - реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования и быть связанными с учебно-производственным или воспитательным процессом.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" 01.10.2009 заключен договор с ЗАО "Возрождение" на оказание услуг по проживанию, согласно которого налогоплательщик предоставляет 60 койко-мест для проживания в детском оздоровительном лагере "Надежда" с. Подгорное.
Таким образом, как правильно указал суд, указанные услуги не подпадают под действие льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, поскольку не связаны с образовательной деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС и представлению соответствующих налоговых деклараций является правом налогоплательщика, которое, однако, носит уведомительный характер и возникает только в связи с представлением в налоговый орган соответствующих уведомления и документов, предусмотренных статьей 145 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в связи с тем, что учреждением такое уведомление не осуществлялось, довод заявителя об отсутствии обязанности по исчислению и уплате НДС является необоснованным.
Также коллегия поддерживает вывод суда о нарушении заявителем положений подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ, выразившемся в неуплате в бюджет налога на добавленную стоимость, выделенного в счетах-фактурах на оплату потребителей электроэнергии, выставленных в адрес ЗАО "Возрождение".
Лица, не являющиеся налогоплательщиками или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщиков, в случае выставления ими счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязаны перечислить ее в бюджет (подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ).
При этом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Взаимосвязанными положениями пункта 5 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ четко определена обязанность налогоплательщика по перечислению в бюджет сумм налога при выставлении им счета-фактуры с выделенным НДС, в случаях, когда налог не должен предъявляться покупателю.
В ходе проверки установлено, что МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" в адрес ЗАО "Возрождение", согласно пункту 2.9 договора от 01.10.2009 на оказание услуг по проживанию, выставлялись счета на оплату потребленной электроэнергии с выделением НДС.
В нарушение подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, НДС, указанный в счетах-фактурах учреждением в бюджет не уплачивался. Сумма НДС за проверяемый период составила 211.775,46 руб.
Таким образом, указанные обстоятельства правомерно расценены налоговым органом, как факт возникновения у налогоплательщика обязанности уплатить в бюджет налог в сумме, соответствующей налогу, указанному в счетах-фактурах, выставленных ЗАО "Возрождение".
Относительно довода учреждения о том, что оно не являлось поставщиком электроэнергии, а только возмещало свои расходы по договору от 01.10.2009, коллегия также поддерживает выводы Инспекции о том, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от 07.11.2008 N 1049-О-О, само по себе возникновение объекта обложения налогом на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), к которым следует относить как операции по приобретению товаров, так и операции по их последующей перепродаже, отражает экономико-правовую природу НДС как налога с оборота (косвенного налога), характеризует объективный механизм его функционирования и, следовательно, не свидетельствует о двойном налогообложении.
Кроме того, указание МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" на ошибочность выставления счета-фактуры с учетом НДС обоснованно не принята судом как основание для нарушения требований подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда в части соблюдения сроков привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный пунктом 1 статьи 113 НК РФ. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/1, выводы суда о соблюдении Инспекцией срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 113 НК РФ, за неуплату налога на прибыль организаций за 2009 год и НДС за 4 квартал 2009 года, являются правомерными.
Так, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2009 г. согласно статье 289 Налогового кодекса РФ и срок уплаты налога за этот же период - 29.03.2010, следовательно, срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога исчисляется с 01.01.2011, со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог подлежал уплате, и заканчивается 01.01.2014, в то время как решение налогового органа вынесено 13.03.2013.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Пленума ВАС изложенной в Постановлении от 30.07.2013 N 57, согласно которой в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.
Судебная коллегия также отклоняет ссылку заявителя жалобы на Постановление ФАС ФВО от 28.06.2013 по делу N Ф03-2269/2013, поскольку дело, рассматриваемое судом кассационной инстанции, имело другие обстоятельства. Так, кассационной инстанцией установлено, что предприниматель уведомление в налоговый орган не представил вследствие неправильного применения налогового законодательства и неверного определения режима налогообложения при выполнении ремонтных работ по заказам юридических лиц. В настоящем же деле режим налогообложения не менялся, каких либо заявлений ни в ходе проверки, ни после ее окончания не представлялось.
Оспаривая решение налогового органа в полном объеме, налогоплательщиком не приведено доводов об оспаривании налога на прибыль, транспортного налога. Судом первой инстанции решение суда в указанной части также было признано недействительным.
При обращении в суд апелляционной инстанции, заявителем жалобы также не было уточнено, оспаривается ли решение Инспекции в полном объеме или в части. В судебном заседании заявитель пояснил, что не возражает относительно рассмотрения судом заявления только в рамках изложенных в апелляционной жалобе доводов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная учреждением при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 100322 от 01.10.2013 госпошлина в сумме 1.000 руб. в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 по делу N А51-16517/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному образовательному бюджетному учреждению дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" излишне уплаченную платежным поручением N 100322 от 01.10.2013 государственную пошлину в размере 1.000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 N 05АП-12562/2013 ПО ДЕЛУ N А51-16517/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. N 05АП-12562/2013
Дело N А51-16517/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот",
апелляционное производство N 05АП-12562/2013
на решение от 03.09.2013
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-16517/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" (ИНН 2516001153, ОГРН 1022500676010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.11.2002)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (ИНН 2507011268, ОГРН 1042501503175, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
о признании незаконным решения от 13.03.2013 N 4,
при участии:
- от муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района": Игуменов М.А. по доверенности от 03.06.2013, срок действия 3 года;
- от МИФНС N 7 по Приморскому краю: Мальцева Е.А. - начальник правового отдела по доверенности N 02-1-10/08088 от 05.11.2013, срок действия 1 год,
установил:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района (далее - учреждение, МОБУ ДОД ВПЦ "Патриот") обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю от 13.03.2013 N 4 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 03.09.2013 суд признал незаконным оспариваемое решение в части назначения штрафных санкций в сумме, превышающей 40.556 руб. 14 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт в части отказа в удовлетворении требований, учреждение указывает, что в проверяемый период им предоставлялось койко-место ЗАО "Возрождение" в детском оздоровительном лагере "Надежда" на основании договора от 01.10.2009. Данная услуга облагалась НДС, но в данном случае счета на оплату выставлялись без учета НДС, так как учреждение считало, что пользовалось льготой на основании пункта 1 статьи 145 НК РФ, поскольку выручка от предоставления для проживания койко-места не превышала 2 млн. рублей.
Из апелляционной жалобы также следует, что выставление счета-фактуры по возмещению электроэнергии со стороны ЗАО "Возрождение" учреждению с учетом НДС является бухгалтерской ошибкой
В судебном заседании представитель муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку решение суда обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей, применяет общую систему налогообложения и, в соответствии с пунктом 11 статьи 143 Налогового кодекса РФ является плательщиком НДС.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2009 по 31.10.2012, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В ходе проверки инспекцией выявлены нарушения норм действующего законодательства о налогах и сборах, что привело к занижению НДФЛ, транспортного налога, налога на прибыль, налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму полученной выручки за оказание услуг по проживанию и, соответственно, к занижению НДС за проверяемый налоговый период. Выявленные нарушения отражены в акте от 07.02.2013 N 3.
По результатам рассмотрения 04.03.2013 материалов проверки с учетом возражений в присутствии налогоплательщика инспекцией принято решение от 13.03.2013 N 4 согласно которому дополнительно начислены: транспортный налог в размере 3.585 руб., НДС в сумме 1.295.336 руб., налог на прибыль - 743.167 руб., НДФЛ - 148.386 руб., применены штрафные санкции по статьям 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса РФ в размере 81.112,28 руб., в т.ч. по НДС сумме 24.113,62 руб., налогу на прибыль - 15.163,32 руб., транспортному налогу - 295,6 руб., НДФЛ - 41.539,74 руб. (уменьшенные в 10 раз в связи с наличием смягчающих обстоятельств) начислены пени - 539.993,34 руб., в т.ч. по НДС в сумме 277.822,29 руб., налогу на прибыль - 213.600,57 руб., транспортному налогу - 580,44 руб. и НДФЛ - 47.990,04 руб.
Решение МИФНС России N 7 по Приморскому краю от 13.03.2013 N 4 было оставлено без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 17.04.2013 N 13-11/156, апелляционная жалоба учреждения без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Согласно абзацу 1 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Таким образом, для применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы необходимо соблюдение следующих условий:
- - организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации;
- - реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования и быть связанными с учебно-производственным или воспитательным процессом.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" 01.10.2009 заключен договор с ЗАО "Возрождение" на оказание услуг по проживанию, согласно которого налогоплательщик предоставляет 60 койко-мест для проживания в детском оздоровительном лагере "Надежда" с. Подгорное.
Таким образом, как правильно указал суд, указанные услуги не подпадают под действие льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, поскольку не связаны с образовательной деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС и представлению соответствующих налоговых деклараций является правом налогоплательщика, которое, однако, носит уведомительный характер и возникает только в связи с представлением в налоговый орган соответствующих уведомления и документов, предусмотренных статьей 145 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в связи с тем, что учреждением такое уведомление не осуществлялось, довод заявителя об отсутствии обязанности по исчислению и уплате НДС является необоснованным.
Также коллегия поддерживает вывод суда о нарушении заявителем положений подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ, выразившемся в неуплате в бюджет налога на добавленную стоимость, выделенного в счетах-фактурах на оплату потребителей электроэнергии, выставленных в адрес ЗАО "Возрождение".
Лица, не являющиеся налогоплательщиками или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщиков, в случае выставления ими счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязаны перечислить ее в бюджет (подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ).
При этом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Взаимосвязанными положениями пункта 5 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ четко определена обязанность налогоплательщика по перечислению в бюджет сумм налога при выставлении им счета-фактуры с выделенным НДС, в случаях, когда налог не должен предъявляться покупателю.
В ходе проверки установлено, что МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" в адрес ЗАО "Возрождение", согласно пункту 2.9 договора от 01.10.2009 на оказание услуг по проживанию, выставлялись счета на оплату потребленной электроэнергии с выделением НДС.
В нарушение подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, НДС, указанный в счетах-фактурах учреждением в бюджет не уплачивался. Сумма НДС за проверяемый период составила 211.775,46 руб.
Таким образом, указанные обстоятельства правомерно расценены налоговым органом, как факт возникновения у налогоплательщика обязанности уплатить в бюджет налог в сумме, соответствующей налогу, указанному в счетах-фактурах, выставленных ЗАО "Возрождение".
Относительно довода учреждения о том, что оно не являлось поставщиком электроэнергии, а только возмещало свои расходы по договору от 01.10.2009, коллегия также поддерживает выводы Инспекции о том, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от 07.11.2008 N 1049-О-О, само по себе возникновение объекта обложения налогом на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), к которым следует относить как операции по приобретению товаров, так и операции по их последующей перепродаже, отражает экономико-правовую природу НДС как налога с оборота (косвенного налога), характеризует объективный механизм его функционирования и, следовательно, не свидетельствует о двойном налогообложении.
Кроме того, указание МОБУ ДОД "ВПЦ "Патриот" на ошибочность выставления счета-фактуры с учетом НДС обоснованно не принята судом как основание для нарушения требований подпункта 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда в части соблюдения сроков привлечения к налоговой ответственности, предусмотренный пунктом 1 статьи 113 НК РФ. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/1, выводы суда о соблюдении Инспекцией срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 113 НК РФ, за неуплату налога на прибыль организаций за 2009 год и НДС за 4 квартал 2009 года, являются правомерными.
Так, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2009 г. согласно статье 289 Налогового кодекса РФ и срок уплаты налога за этот же период - 29.03.2010, следовательно, срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога исчисляется с 01.01.2011, со следующего дня после окончания налогового периода, в котором налог подлежал уплате, и заканчивается 01.01.2014, в то время как решение налогового органа вынесено 13.03.2013.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Пленума ВАС изложенной в Постановлении от 30.07.2013 N 57, согласно которой в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.
Судебная коллегия также отклоняет ссылку заявителя жалобы на Постановление ФАС ФВО от 28.06.2013 по делу N Ф03-2269/2013, поскольку дело, рассматриваемое судом кассационной инстанции, имело другие обстоятельства. Так, кассационной инстанцией установлено, что предприниматель уведомление в налоговый орган не представил вследствие неправильного применения налогового законодательства и неверного определения режима налогообложения при выполнении ремонтных работ по заказам юридических лиц. В настоящем же деле режим налогообложения не менялся, каких либо заявлений ни в ходе проверки, ни после ее окончания не представлялось.
Оспаривая решение налогового органа в полном объеме, налогоплательщиком не приведено доводов об оспаривании налога на прибыль, транспортного налога. Судом первой инстанции решение суда в указанной части также было признано недействительным.
При обращении в суд апелляционной инстанции, заявителем жалобы также не было уточнено, оспаривается ли решение Инспекции в полном объеме или в части. В судебном заседании заявитель пояснил, что не возражает относительно рассмотрения судом заявления только в рамках изложенных в апелляционной жалобе доводов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная учреждением при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 100322 от 01.10.2013 госпошлина в сумме 1.000 руб. в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2013 по делу N А51-16517/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному образовательному бюджетному учреждению дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский Кировского района" излишне уплаченную платежным поручением N 100322 от 01.10.2013 государственную пошлину в размере 1.000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)