Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Татэлектромонтаж" - до перерыва представителя Матыевской Т.П. (доверенность от 15 января 2014 года), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан - до перерыва представителя Хакимова Э.И. (доверенность от 09 января 2014 года), после перерыва представитель не явился, извещена,
от третьего лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01-07 апреля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению ОАО "Татэлектромонтаж" (ОГРН 1021603142208, ИНН 1657002006), г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750,
установил:
Открытое акционерное общество "Татэлектромонтаж" (далее - ОАО "Татэлектромонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконным решение налогового органа от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 и обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Татэлектромонтаж".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений налоговых органов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией был представлен расчет от 03 апреля 2014 года земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 февраля 2014 года рассмотрение дела было отложено на 07 апреля 2014 года на 10 час 00 мин в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013).
Общество возражений на представленный инспекцией расчет от 03 апреля 2014 года земельного налога за 2012 год либо собственный расчет земельного налога не представило.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, ОАО "Татэлектромонтаж" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:050203:27, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Журналистов.
Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с указанием налога к уплате в сумме 309 078 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-5711/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
По мнению инспекции, кадастровая стоимость, установленная решением суда, вступившим в силу в 2012 году, подлежит применению при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 2013 года. В этой связи налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 14 мая 2013 года N 2.12-2-21/1858.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений налоговым органом принято решение от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750, которым обществу начислены земельный налог за 2012 год в сумме 790 446 руб., пени в сумме 4 733 руб. и штраф по статье 122 НК РФ в сумме 15 549 руб. 60 коп.
Решением от 19 сентября 2013 года УФНС России по Республике Татарстан оставило решение налогового органа без изменения.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции посчитал, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, по мнению суда первой инстанции, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-5711/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 16:50:050203:27 в размере рыночной (50 668 590 руб.). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с указанным решением суда внесена в государственный кадастр недвижимости 21 июня 2012 года. Следовательно, кадастровая стоимость (50 668 590 руб.) спорного земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 21 июня 2012 года - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Согласно представленному инспекцией расчету от 03.04.2014 с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из рыночной, подлежащий уплате заявителем за 2012 год земельный налог по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 составляет 704 301,42 руб., тогда как оспариваемым решением инспекции был начислен земельный налог за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 в сумме 1 099 524 руб. (из которых только 309 078 руб. уплачено налогоплательщиком, в связи с чем инспекцией доначислен к уплате земельный налог в размере 790 446 руб.). Следовательно, доначисление земельного налога в размере 395 222,58 руб. (1 099 524 руб. - 704 301,42 = 395 222,58) по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 было незаконным.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 декабря 2013 год следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 395 222 рубля 58 копеек, а также начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах. В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления обществом относятся на налоговый орган. В этой связи следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в пользу ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" судебные расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 395 222 рубля 58 копеек, а также начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 11АП-414/2014 ПО ДЕЛУ N А65-22090/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А65-22090/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Татэлектромонтаж" - до перерыва представителя Матыевской Т.П. (доверенность от 15 января 2014 года), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан - до перерыва представителя Хакимова Э.И. (доверенность от 09 января 2014 года), после перерыва представитель не явился, извещена,
от третьего лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01-07 апреля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению ОАО "Татэлектромонтаж" (ОГРН 1021603142208, ИНН 1657002006), г. Казань, к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750,
установил:
Открытое акционерное общество "Татэлектромонтаж" (далее - ОАО "Татэлектромонтаж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал незаконным решение налогового органа от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 и обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Татэлектромонтаж".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений налоговых органов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией был представлен расчет от 03 апреля 2014 года земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 февраля 2014 года рассмотрение дела было отложено на 07 апреля 2014 года на 10 час 00 мин в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013).
Общество возражений на представленный инспекцией расчет от 03 апреля 2014 года земельного налога за 2012 год либо собственный расчет земельного налога не представило.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, ОАО "Татэлектромонтаж" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:050203:27, расположенный по адресу: г. Казань, Советский район, ул. Журналистов.
Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с указанием налога к уплате в сумме 309 078 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-5711/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
По мнению инспекции, кадастровая стоимость, установленная решением суда, вступившим в силу в 2012 году, подлежит применению при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 2013 года. В этой связи налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 14 мая 2013 года N 2.12-2-21/1858.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений налоговым органом принято решение от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750, которым обществу начислены земельный налог за 2012 год в сумме 790 446 руб., пени в сумме 4 733 руб. и штраф по статье 122 НК РФ в сумме 15 549 руб. 60 коп.
Решением от 19 сентября 2013 года УФНС России по Республике Татарстан оставило решение налогового органа без изменения.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции посчитал, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, по мнению суда первой инстанции, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-5711/2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 16:50:050203:27 в размере рыночной (50 668 590 руб.). Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с указанным решением суда внесена в государственный кадастр недвижимости 21 июня 2012 года. Следовательно, кадастровая стоимость (50 668 590 руб.) спорного земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 21 июня 2012 года - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Согласно представленному инспекцией расчету от 03.04.2014 с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из рыночной, подлежащий уплате заявителем за 2012 год земельный налог по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 составляет 704 301,42 руб., тогда как оспариваемым решением инспекции был начислен земельный налог за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 в сумме 1 099 524 руб. (из которых только 309 078 руб. уплачено налогоплательщиком, в связи с чем инспекцией доначислен к уплате земельный налог в размере 790 446 руб.). Следовательно, доначисление земельного налога в размере 395 222,58 руб. (1 099 524 руб. - 704 301,42 = 395 222,58) по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:050203:27 было незаконным.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 декабря 2013 год следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 395 222 рубля 58 копеек, а также начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах. В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления обществом относятся на налоговый орган. В этой связи следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в пользу ОАО "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" судебные расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-22090/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан от 05 августа 2013 года N 2.12-0-19/3750 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 395 222 рубля 58 копеек, а также начисления штрафных санкций и пеней в соответствующих размерах.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "ТАТЭЛЕКТРОМОНТАЖ" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)