Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ Громова Р.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Весьегонское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (далее - Весьегонское райпо Тверского облпотребсоюза, общество) обратилось в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности, в размере рыночной стоимости.
К участию привлечены Управление Росреестра по Тверской области (далее - Управление), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Минимущество Тверской области).
Решением Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. заявление Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза удовлетворено.
Управление Росреестра по Тверской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Управление в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, а не по правилам рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу, не затрагивает полномочия и обязанности Управления.
В судебном заседании представитель Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза Громов Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, возражал против удовлетворения жалобы Управления.
Представители Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Минимущества Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Весьегонское райпо Тверского облпотребсоюза является собственником здания магазина общей площадью 208,8 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, Кесемское с/п, с. Кесьма, ул. Советская, д. 8, кадастровый номер 69:05:0160501:110, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 25 августа 2006 г. серии 69 АА N 868139 и кадастровой справкой.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Минимущества Тверской области от 17 сентября 2012 г. N 4-нп.
Согласно кадастровой справке от 27 октября 2011 г. объект недвижимости с кадастровым номером 69:05:0160501:110 вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, и его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 2 июня 2011 г. в соответствии с приказом N 4-нп Минимущества Тверской области в размере 4 395 937 руб. 39 коп.
Оспаривая кадастровую стоимость, заявитель представил в суд первой инстанции отчет об оценке рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, проведенный независимым оценщиком ООО "Стремление", от 13 июня 2014 г. N 4426, согласно которому рыночная стоимость здания магазина, кадастровый номер 69:05:0160501:110, на 2 июня 2011 г. составила в размере 926 264 руб.
Указанный отчет подтвержден экспертным заключением от 26 июня 2014 г. N 140623-1311 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" как соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заявитель обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении.
Решением комиссии от 30 июля 2014 г. N 13-35/32974-14 обществу было отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки принадлежащего ему спорного объекта недвижимости в связи с несоответствием оформления и (или) содержания отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, поскольку в отчете имеется недостоверная информация и неверно применен подход к оценке.
Решением Тверского областного суда заявленные требования общества удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности проверила решение суда первой инстанции в полном объеме и считает судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в Тверской области не принято соответствующего регионального закона, перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, не утвержден.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Тверской области. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза отсутствовали нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, включенных в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, а в отношении других объектов мотивировочная часть решения не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности применительно к рассматриваемым правоотношениям дела.
При таких обстоятельствах иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут повлиять на результат рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.05.2015 N 35-АПГ15-24
Требование: Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N 35-АПГ15-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ о пересмотре и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ Громова Р.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Весьегонское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ (далее - Весьегонское райпо Тверского облпотребсоюза, общество) обратилось в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих ему на праве собственности, в размере рыночной стоимости.
К участию привлечены Управление Росреестра по Тверской области (далее - Управление), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Минимущество Тверской области).
Решением Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. заявление Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза удовлетворено.
Управление Росреестра по Тверской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Управление в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что дело подлежало рассмотрению в порядке искового производства, а не по правилам рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, принадлежащего обществу, не затрагивает полномочия и обязанности Управления.
В судебном заседании представитель Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза Громов Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, возражал против удовлетворения жалобы Управления.
Представители Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Минимущества Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Весьегонское райпо Тверского облпотребсоюза является собственником здания магазина общей площадью 208,8 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, Кесемское с/п, с. Кесьма, ул. Советская, д. 8, кадастровый номер 69:05:0160501:110, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 25 августа 2006 г. серии 69 АА N 868139 и кадастровой справкой.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Минимущества Тверской области от 17 сентября 2012 г. N 4-нп.
Согласно кадастровой справке от 27 октября 2011 г. объект недвижимости с кадастровым номером 69:05:0160501:110 вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, и его кадастровая стоимость была определена по состоянию на 2 июня 2011 г. в соответствии с приказом N 4-нп Минимущества Тверской области в размере 4 395 937 руб. 39 коп.
Оспаривая кадастровую стоимость, заявитель представил в суд первой инстанции отчет об оценке рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, проведенный независимым оценщиком ООО "Стремление", от 13 июня 2014 г. N 4426, согласно которому рыночная стоимость здания магазина, кадастровый номер 69:05:0160501:110, на 2 июня 2011 г. составила в размере 926 264 руб.
Указанный отчет подтвержден экспертным заключением от 26 июня 2014 г. N 140623-1311 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" как соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заявитель обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении.
Решением комиссии от 30 июля 2014 г. N 13-35/32974-14 обществу было отказано в пересмотре результатов кадастровой оценки принадлежащего ему спорного объекта недвижимости в связи с несоответствием оформления и (или) содержания отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, поскольку в отчете имеется недостоверная информация и неверно применен подход к оценке.
Решением Тверского областного суда заявленные требования общества удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности проверила решение суда первой инстанции в полном объеме и считает судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в Тверской области не принято соответствующего регионального закона, перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, не утвержден.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Тверской области. Следовательно, как на момент обращения заявителя в суд, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у Весьегонского райпо Тверского облпотребсоюза отсутствовали нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, включенных в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, а в отношении других объектов мотивировочная часть решения не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности применительно к рассматриваемым правоотношениям дела.
При таких обстоятельствах иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут повлиять на результат рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Исходя из изложенного и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 26 декабря 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Весьегонского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)