Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2012 года, принятое по делу N А19-16254/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пестеревское" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании недействительным письма от 06.07.2012 N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп. и об обязании возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.,
(суд первой инстанции - М.В. Луньков),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
Общество с ограниченной ответственностью "Пестеревское" (ИНН 3808218490, ОГРН 1113850012957, далее - ООО "Пестеревское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237, далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.
Решением суда первой инстанции от 18 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп., как несоответствующее ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска возвратить 481054 руб. 87 коп. земельного налога, в том числе: 476985 руб. 97 коп. излишне уплаченного, 4068 руб. 90 коп. излишне взысканного.
В обоснование суд первой инстанции указал, что общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 19.06.12 г., при этом просило возвратить излишне уплаченный земельный налог в пределах трехлетнего срока уплаты, следовательно, общество обратилось в налоговый орган в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ. ООО "Пестеревское" не владеет земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на ином праве, что подтверждается кадастровыми выписками на данный земельный участок и не опровергнуто налоговым органом в ходе судебного разбирательства, при этом общество излишне уплатило земельный налог и с него был излишне взыскан земельный налог в общей сумме 481 054 руб. 87 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2012 по делу N А19-16254/2012 о признании недействительным письма от 06.07.2012 N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 481054,87 и обязания налогового органа возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 481054,87 руб. Полагает, что налогоплательщиком ранее представлялись налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу, где налогоплательщик самостоятельно исчислял налог. Как предусмотрено п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, при предоставлении налогоплательщиком налоговых декларации (расчетов) налогоплательщик самостоятельно продекларировал обязанность по уплате земельного налога. Налогоплательщик мог подать уточненные декларации и решить вопрос вне рамок судебного разбирательства.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.01.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 24.01.2013 г., возвращенное письмо за истечением срока хранения, размещение сведений в сети интернет N 672000 58 44321 6). Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Пестеревское" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1113850012957, что подтверждается свидетельством серия 38 N 003271064 (т. 1 л.д. 31).
Как следует из материалов дела и указано судом первой инстанции, ООО "Пестеревское" обратилось 19.06.2012 г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска с заявлением вх. N 27606 о возврате излишне уплаченного земельного налога в 2009-2012 г.г. в сумме 718 108 руб. 87 коп. (т. 1 л.д. 38).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, рассмотрев заявление налогоплательщика от 19.06.12 г. о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718108 руб. 87 коп., направила в адрес ООО "Пестеревское" письмо от 06.07.12 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате земельного налога в сумме 718 108 руб. 87 коп., поскольку переплата в сумме 718 108 руб. 87 коп. не подтверждается данными карточки лицевого счета налогоплательщика (далее - КЛС). В связи с чем, предложило провести сверку для уточнения сальдовых остатков по налогам в КЛС (т. 1 л.д. 12).
Не согласившись с письмом ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп., ООО "Пестеревское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Письмо ИФНС России по Правобережному округу от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога подписано советником государственной гражданской службы РФ 3 класса О.А. Степановой О.А. и касается конкретного налогоплательщика - Общества с ограниченной ответственностью "Пестеревское". Данным письмом Обществу отказано в возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога в сумме 718108 руб. 87 коп.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", суд считает, что письмо ИФНС России по Правобережному округу от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога отвечает признакам ненормативного правового акта.
Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, поскольку обязанность по уплате земельного налога у такого лица возникает с момента государственной регистрации за ним соответствующего права.
Аналогичная правовая позиция, изложена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Пестеревское" является собственником нежилого здания площадью 1738 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16. Земельный участок, в том числе и под зданием, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, был оформлен в собственность индивидуального предпринимателя Артюхова А.Е. Земельному участку присвоен кадастровый номер 38:36:000034:1852.
В материалы дела представлены кадастровые выписки от 26.09.12 г. N 3800/601/12-172928, от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176868, от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176876 о земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16 (т. 1 л.д. 11). Согласно выписке от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176876 правообладателями земельного участка, кадастровый номер 38:36:000034:1852, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, являются: Артюхов А.М., Общество с ограниченной ответственностью Дом Плетюхина. Предыдущие кадастровые номера данного земельного участка: 38:36:000034:178, 38:36:000034:1688. (т. 1 л.д. 108).
Налоговый орган суду первой инстанции пояснил, что налоговый орган не располагает доказательствами того, что Общество обладало на праве собственности или ином праве земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16.
Указанные обстоятельства налоговым органом в апелляционной жалобе не оспариваются.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Пестеревское" не владеет данным земельным участком ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на праве пожизненного наследуемого владения, ни на каком другом праве. Следовательно, общество не является плательщиком земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16.
Общество обратилось 19.06.12 г. в налоговый орган с заявлением N 27606 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718 108 руб. 87 коп. Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, рассмотрев заявление налогоплательщика от 19.06.12 г. о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718108 руб. 87 коп., направила в адрес ООО "Пестеревское" письмо от 06.07.12 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате земельного налога в сумме 718108 руб. 87 коп., поскольку переплата в сумме 718108 руб. 87 коп. не подтверждается данными карточки лицевого счета налогоплательщика (далее - КЛС). В связи с чем, предложило провести сверку для уточнения сальдовых остатков по налогам в КЛС.
Довод налогового органа о том, что Общество самостоятельно исчисляло и уплачивало земельный налог в 2009-2012 г.г. по земельному участку, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, представляло налоговые декларации по земельному налогу, в связи с чем, не имеет право на возврат излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп., правильно отклонен судом первой инстанции, поскольку исчисление и уплата Обществом налога не лишает права налогоплательщика обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного налога. Кроме того, отсутствие переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика также не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому, или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса РФ.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ, процентов на эту сумму.
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Общество излишне уплатило земельный налог в сумме 476 985 руб. 97 коп., что подтверждается платежными поручениями от 08.09.09 г. N 217, от 13.10.09 г. N 223, от 26.10.09 г. N 223, от 23.03.10 г. N 5, от 27.08.10 г. N 32, от 27.08.10 г. N 33, от 07.02.11 г. N N 20, 21, 23, 24, от 20.04.11 г. N 75, от 20.07.11 г. N 128, от 20.10.11 г. N 190, от 01.02.12 г. N 15, от 18.05.12 г. N 85, от 24.02.12 г. N 30.
Указание налогового органа на то, что переплата по платежным поручениям N 68 от 27.03.2008, N 97 от 21.04.2008, N 162 от 11.08.2008, N 230 от 20.10.2008, N 129 от 28.04.2009, N 143 от 06.05.2009, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ, не подлежит возврату, так как 3-х летний срок на подачу заявления о возврате переплаты истек, апелляционный суд отклоняет, поскольку уплаченные суммы налога по указанным платежным поручениям с учетом уточнения заявленных требований не являлись предметом спора.
Общество обратилось с заявлением в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска о возврате излишне уплаченного налога 19.06.2012 г.
Учитывая, что ООО "Пестеревское" обращалось в налоговый орган с письменным заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем был соблюден досудебный порядок возврата излишне уплаченного налога, установленный п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2008 г. N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 6219/06 указано, что днем уплаты налога является день, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Учитывая, что заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 19.06.12 г., при этом просило с учетом уточнения заявленных требований возвратить излишне уплаченный земельный налог в пределах трехлетнего срока уплаты в сумме 481054 руб. 87 коп., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество обратилось в налоговый орган в отношении указанной суммы в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
На основании инкассовых поручений от 15.10.09 г. N 23994, от 16.04.12 г. N 508 с ООО "Пестеревское" был взыскан земельный налог в сумме 4068 руб. 90 коп. Налоговым органом были представлены копии решений от 15.10.2009 г. N 11945, от 16.04.2012 г. N 5310 (т. 1 л.д. 109-110) о взыскании с Общества земельного налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, на основании которых были выставлены инкассовые поручения от 15.10.09 г. N 23994, от 16.04.12 г. N 508.
В силу п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
С учетом того, что ООО "Пестеревское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп. 14.08.2012 г., о чем свидетельствует штамп канцелярии суда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество обратилось в арбитражный суд в пределах срока, установленного п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Доводы налогового органа о том, что общество должно было подать уточненные декларации, так как общество само подавало декларации, в которых исчисляло земельный налог, отклоняются апелляционным судом в связи с тем, что уточненные декларации подаются плательщиками налога, которые обнаружили какие-либо ошибки в ранее поданных налоговых декларациях. В рассматриваемом же случае общество не являлось плательщиком налога, на что им было указано в поданном в налоговый орган заявлении. При этом положения статей 78, 79 НК РФ не связывают право на возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов с подачей уточненных деклараций. Кроме того, апелляционный суд, оценивая доводы налогового органа, исходит также из принципа процессуальной экономии. Поскольку судом первой инстанции вопрос уже разрешен, а подача уточненных деклараций и заявлений о возврате налога может повлечь за собой возникновение новых споров, то оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи с указанными доводами налогового органа апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что, учитывая, что ООО "Пестеревское" не владеет земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на ином праве, что подтверждается кадастровыми выписками на данный земельный участок и не опровергнуто налоговым органом, при этом оно излишне уплатило земельный налог и с него был излишне взыскан земельный налог в общей сумме 481054 руб. 87 коп., то письмо ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.12 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. следует признать недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2012 года по делу N А19-16254/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А19-16254/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А19-16254/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2012 года, принятое по делу N А19-16254/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пестеревское" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании недействительным письма от 06.07.2012 N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп. и об обязании возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.,
(суд первой инстанции - М.В. Луньков),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пестеревское" (ИНН 3808218490, ОГРН 1113850012957, далее - ООО "Пестеревское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237, далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.
Решением суда первой инстанции от 18 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп., как несоответствующее ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска возвратить 481054 руб. 87 коп. земельного налога, в том числе: 476985 руб. 97 коп. излишне уплаченного, 4068 руб. 90 коп. излишне взысканного.
В обоснование суд первой инстанции указал, что общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 19.06.12 г., при этом просило возвратить излишне уплаченный земельный налог в пределах трехлетнего срока уплаты, следовательно, общество обратилось в налоговый орган в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ. ООО "Пестеревское" не владеет земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на ином праве, что подтверждается кадастровыми выписками на данный земельный участок и не опровергнуто налоговым органом в ходе судебного разбирательства, при этом общество излишне уплатило земельный налог и с него был излишне взыскан земельный налог в общей сумме 481 054 руб. 87 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2012 по делу N А19-16254/2012 о признании недействительным письма от 06.07.2012 N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 481054,87 и обязания налогового органа возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 481054,87 руб. Полагает, что налогоплательщиком ранее представлялись налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу, где налогоплательщик самостоятельно исчислял налог. Как предусмотрено п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, при предоставлении налогоплательщиком налоговых декларации (расчетов) налогоплательщик самостоятельно продекларировал обязанность по уплате земельного налога. Налогоплательщик мог подать уточненные декларации и решить вопрос вне рамок судебного разбирательства.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.01.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 24.01.2013 г., возвращенное письмо за истечением срока хранения, размещение сведений в сети интернет N 672000 58 44321 6). Налоговым органом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Пестеревское" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1113850012957, что подтверждается свидетельством серия 38 N 003271064 (т. 1 л.д. 31).
Как следует из материалов дела и указано судом первой инстанции, ООО "Пестеревское" обратилось 19.06.2012 г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска с заявлением вх. N 27606 о возврате излишне уплаченного земельного налога в 2009-2012 г.г. в сумме 718 108 руб. 87 коп. (т. 1 л.д. 38).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, рассмотрев заявление налогоплательщика от 19.06.12 г. о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718108 руб. 87 коп., направила в адрес ООО "Пестеревское" письмо от 06.07.12 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате земельного налога в сумме 718 108 руб. 87 коп., поскольку переплата в сумме 718 108 руб. 87 коп. не подтверждается данными карточки лицевого счета налогоплательщика (далее - КЛС). В связи с чем, предложило провести сверку для уточнения сальдовых остатков по налогам в КЛС (т. 1 л.д. 12).
Не согласившись с письмом ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481 054 руб. 87 коп., ООО "Пестеревское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Письмо ИФНС России по Правобережному округу от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога подписано советником государственной гражданской службы РФ 3 класса О.А. Степановой О.А. и касается конкретного налогоплательщика - Общества с ограниченной ответственностью "Пестеревское". Данным письмом Обществу отказано в возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога в сумме 718108 руб. 87 коп.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", суд считает, что письмо ИФНС России по Правобережному округу от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога отвечает признакам ненормативного правового акта.
Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, поскольку обязанность по уплате земельного налога у такого лица возникает с момента государственной регистрации за ним соответствующего права.
Аналогичная правовая позиция, изложена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Пестеревское" является собственником нежилого здания площадью 1738 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16. Земельный участок, в том числе и под зданием, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, был оформлен в собственность индивидуального предпринимателя Артюхова А.Е. Земельному участку присвоен кадастровый номер 38:36:000034:1852.
В материалы дела представлены кадастровые выписки от 26.09.12 г. N 3800/601/12-172928, от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176868, от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176876 о земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16 (т. 1 л.д. 11). Согласно выписке от 03.10.12 г. N 3800/601/12-176876 правообладателями земельного участка, кадастровый номер 38:36:000034:1852, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, являются: Артюхов А.М., Общество с ограниченной ответственностью Дом Плетюхина. Предыдущие кадастровые номера данного земельного участка: 38:36:000034:178, 38:36:000034:1688. (т. 1 л.д. 108).
Налоговый орган суду первой инстанции пояснил, что налоговый орган не располагает доказательствами того, что Общество обладало на праве собственности или ином праве земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16.
Указанные обстоятельства налоговым органом в апелляционной жалобе не оспариваются.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Пестеревское" не владеет данным земельным участком ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на праве пожизненного наследуемого владения, ни на каком другом праве. Следовательно, общество не является плательщиком земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16.
Общество обратилось 19.06.12 г. в налоговый орган с заявлением N 27606 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718 108 руб. 87 коп. Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, рассмотрев заявление налогоплательщика от 19.06.12 г. о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 718108 руб. 87 коп., направила в адрес ООО "Пестеревское" письмо от 06.07.12 г. N 11-28/15716 об отказе в возврате земельного налога в сумме 718108 руб. 87 коп., поскольку переплата в сумме 718108 руб. 87 коп. не подтверждается данными карточки лицевого счета налогоплательщика (далее - КЛС). В связи с чем, предложило провести сверку для уточнения сальдовых остатков по налогам в КЛС.
Довод налогового органа о том, что Общество самостоятельно исчисляло и уплачивало земельный налог в 2009-2012 г.г. по земельному участку, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, представляло налоговые декларации по земельному налогу, в связи с чем, не имеет право на возврат излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп., правильно отклонен судом первой инстанции, поскольку исчисление и уплата Обществом налога не лишает права налогоплательщика обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного и излишне взысканного налога. Кроме того, отсутствие переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика также не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного и излишне взысканного земельного налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому, или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса РФ.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ, процентов на эту сумму.
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Общество излишне уплатило земельный налог в сумме 476 985 руб. 97 коп., что подтверждается платежными поручениями от 08.09.09 г. N 217, от 13.10.09 г. N 223, от 26.10.09 г. N 223, от 23.03.10 г. N 5, от 27.08.10 г. N 32, от 27.08.10 г. N 33, от 07.02.11 г. N N 20, 21, 23, 24, от 20.04.11 г. N 75, от 20.07.11 г. N 128, от 20.10.11 г. N 190, от 01.02.12 г. N 15, от 18.05.12 г. N 85, от 24.02.12 г. N 30.
Указание налогового органа на то, что переплата по платежным поручениям N 68 от 27.03.2008, N 97 от 21.04.2008, N 162 от 11.08.2008, N 230 от 20.10.2008, N 129 от 28.04.2009, N 143 от 06.05.2009, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ, не подлежит возврату, так как 3-х летний срок на подачу заявления о возврате переплаты истек, апелляционный суд отклоняет, поскольку уплаченные суммы налога по указанным платежным поручениям с учетом уточнения заявленных требований не являлись предметом спора.
Общество обратилось с заявлением в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска о возврате излишне уплаченного налога 19.06.2012 г.
Учитывая, что ООО "Пестеревское" обращалось в налоговый орган с письменным заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем был соблюден досудебный порядок возврата излишне уплаченного налога, установленный п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2008 г. N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 6219/06 указано, что днем уплаты налога является день, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Учитывая, что заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 19.06.12 г., при этом просило с учетом уточнения заявленных требований возвратить излишне уплаченный земельный налог в пределах трехлетнего срока уплаты в сумме 481054 руб. 87 коп., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество обратилось в налоговый орган в отношении указанной суммы в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
На основании инкассовых поручений от 15.10.09 г. N 23994, от 16.04.12 г. N 508 с ООО "Пестеревское" был взыскан земельный налог в сумме 4068 руб. 90 коп. Налоговым органом были представлены копии решений от 15.10.2009 г. N 11945, от 16.04.2012 г. N 5310 (т. 1 л.д. 109-110) о взыскании с Общества земельного налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, на основании которых были выставлены инкассовые поручения от 15.10.09 г. N 23994, от 16.04.12 г. N 508.
В силу п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
С учетом того, что ООО "Пестеревское" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным письма от 06.07.2012 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. и об обязании налоговый орган возвратить излишне уплаченный и взысканный земельный налог в сумме 481054 руб. 87 коп. 14.08.2012 г., о чем свидетельствует штамп канцелярии суда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество обратилось в арбитражный суд в пределах срока, установленного п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Доводы налогового органа о том, что общество должно было подать уточненные декларации, так как общество само подавало декларации, в которых исчисляло земельный налог, отклоняются апелляционным судом в связи с тем, что уточненные декларации подаются плательщиками налога, которые обнаружили какие-либо ошибки в ранее поданных налоговых декларациях. В рассматриваемом же случае общество не являлось плательщиком налога, на что им было указано в поданном в налоговый орган заявлении. При этом положения статей 78, 79 НК РФ не связывают право на возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов с подачей уточненных деклараций. Кроме того, апелляционный суд, оценивая доводы налогового органа, исходит также из принципа процессуальной экономии. Поскольку судом первой инстанции вопрос уже разрешен, а подача уточненных деклараций и заявлений о возврате налога может повлечь за собой возникновение новых споров, то оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи с указанными доводами налогового органа апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что, учитывая, что ООО "Пестеревское" не владеет земельным участком, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 16, ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на ином праве, что подтверждается кадастровыми выписками на данный земельный участок и не опровергнуто налоговым органом, при этом оно излишне уплатило земельный налог и с него был излишне взыскан земельный налог в общей сумме 481054 руб. 87 коп., то письмо ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска от 06.07.12 г. N 11-28/15716 в части отказа в возврате излишне уплаченного и взысканного земельного налога в сумме 481054 руб. 87 коп. следует признать недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2012 года по делу N А19-16254/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)