Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А60-15320/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А60-15320/2013


Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В. Плакатиной рассмотрел в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества Группа Синара (ИНН 6658252583, ОГРН 1069658112501)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании участвовали:
- от истца: И.О. Скакун, представитель, доверенность N 56/13 от 11.03.2013 г., паспорт;
- от ответчиков:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились;
- от ФГБУ "ФКП Росреестра": Н.А. Казакова, представитель, доверенность 66АА 1572668, от 24.01.2013 г., паспорт;
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представители не явились. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Стороны просят приобщить к материалам дела соглашение о распределении судебных расходов. Ходатайство судом удовлетворено, соглашение приобщено судом к материалам дела.

Истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304008:0019, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Черкасская, д. 10а, площадью 4127 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 4696526 руб.
В обоснование иска общество ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что, по мнению истца, учитывая порядок определения размера земельного налога, является нарушением его прав собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, против требований истца по существу не возражает.
ФГБУ "ФКП Росреестра" также не считает себя надлежащим ответчиком и, кроме того, ссылается на неактуальность сведений о кадастровой стоимости на 01.01.2010 г.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4127 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черкасская, д. 10а, с кадастровым номером 66:41:0304008:0019, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 871841, выданным 13.04.2007 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" установлена кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 17811224 руб. 06 коп.
Истец, ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет N 13-109, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка на 01.01.2010 г. составляет 4696526 руб., обратился с настоящим иском о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Представленный истцом отчет оценщика от 25.03.2013 г. подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение N 146/06-13 от 26.03.2013 г.
Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. N 456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган - Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.
Из этого следует, что Росреестр и ФГБУ "ФКП Росреестра" являются соответчиками по настоящему делу, в связи с чем доводы об отсутствии у них полномочий по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 4000 руб. относятся на истца на основании соглашений о распределении судебных расходов, заключенных между истцом и ответчиками (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304008:0019, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черкасская, д. 10а, общей площадью 4127 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 4696526 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)