Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Терещенко А.И. по доверенности от 29.10.2012 N СС-10-162, Нижегородовой С.Б. по доверенности от 18.03.2013 N СС-03-507, Шендерюк-Жидкова А.В. по доверенности от 16.08.2012
от ответчика (должника): представителей Ворчок А.Д. по доверенности от 16.10.2012, Андреевой И.И. по доверенности от 06.02.2013 N 01546, Титюцкой А.Р. по доверенности от 04.10.2012, Крымовой Н.Г. по доверенности от 23.11.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-1813/2013, 13АП-1812/2013) Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, УФНС по калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012 по делу N А21-8672/2012 (судья Можегова Н.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Содружество-Соя"
к 1) Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
2) УФНС по Калининградской области
о признании недействительными решений
установил:
Закрытое акционерное общество "Содружество-Соя" (ОГРН: 1053909026830, место нахождения: Калининградская область, г. Светлый, улица Гагарина, дом 65) обратилось в суд с заявлением (с уточнением в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (ОГРН: 1073905014325, место нахождения: г. Калининград, улица Мусоргского, дом 10 "А") от 26.06.2012 г. N 10/356 (в редакции решения УФНС России по Калининградской области от 06.09.2012 г. N ЗС-05-10/10927) в части взыскания налога на прибыль за 2009 - 2010 в общей сумме 65 189 960 руб., штрафа в сумме 13 037 992 руб. и пеней в соответствующей сумме, а также в части уменьшения убытков, исчисленных при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на 562 130 902 руб. в 2009 и на 697 038 188 руб. в 2010 и недействительным решения УФНС России по Калининградской области (далее - Управление) от 06.09.2012 N ЗС-05-10/10927 в части отказа в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение от 26.06.2012 г. N 10/356.
Определением от 30.10.2012 г. (том 3, листы дела 96-97) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2012 требования Общества удовлетворены.
В апелляционных жалобах Инспекция и Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просят судебный акт отменить и отказать в удовлетворении заявления.
По ходатайству Инспекции апелляционная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Калининградской области.
В судебное заседание непосредственно в суд апелляционной инстанции явились представители Общества.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, в Арбитражном суде Калининградской области участвовали представители налогового органа и Управления.
Представитель налогового органа и Управления поддержал доводы апелляционных жалоб, а представители Общества возражали против их удовлетворения, считая приведенные в жалобах доводы несостоятельными.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах в период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г., по результатам которой составлен акт от 16.04.2012 г. N 6/211.
По результатам рассмотрения Инспекция 26 июня 2012 г. вынесла решение N 10/356 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 87 896 721,60 руб. за неполную уплату в бюджет налога на прибыль. Кроме того, обществу было предложено уплатить в соответствующие бюджеты налог на прибыль в общей сумме 439 483 608 руб., пени в сумме 65 951 931 руб. и пени по НДФЛ в сумме 648 руб. Пунктом 3.4 резолютивной части названного решении обществу уменьшены убытки, исчисленные при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на 562 130 902 руб. за 2009 год и на 697 038 188 руб. за 2010 г.
Решение N 10/356 в части доначисления налога на прибыль обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 06 сентября 2012 г. N ЗС-05-10/10927 (том 2, листы дела 65-76) Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области отменило оспариваемое решение в части взыскания налога на прибыль в общей сумме 374 293 648 руб., пеней и штрафа в соответствующих суммах, в остальной части оставило решение N 10/356 без изменения, жалобу без удовлетворения.
При этом Управлением произведен перерасчет налоговых обязательств ЗАО по налогу на прибыль за 2009 г. и 2010 г. с учетом положений статьи 288.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ.
Считая, что решение Инспекции (в неотмененной Управлением части), а также решение Управления в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы на решение N 10/356 являются незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт отмене не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой же главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288.1 НК РФ резиденты ОЭЗ в Калининградской области уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 288.1 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 288.1 НК РФ резиденты используют особый порядок уплаты налога на прибыль, установленный статьей 288.1 НК РФ, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. В течение шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налог на прибыль от реализации им товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области и определенную в соответствии с главой 25 Кодекса и Законом N 16-ФЗ, взимается по ставке 0% в отношении налога на прибыль (пункт 6 статьи 288.1 НК РФ).
Согласно пункту 4 данной статьи в целях ее применения налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ в Калининградской области признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения настоящей главы.
Согласно пункту 5 названной статьи доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.
Положениями Федерального закона от 06.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 97-ФЗ) пункт 9 статьи 2 Закона N 97-ФЗ дополнил статью 288.1 НК РФ пунктом 5.1 следующего содержания: "В целях настоящей статьи при определении налоговой базы по налогу от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области учитываются возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных), а также в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) учитываются и определяются в порядке, установленном настоящей главой".
Как следует из материалов дела ЗАО "Содружество-Соя" является резидентом Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-ФЗ.
07.04.2006 общество включено в Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (свидетельство N 6001).
Администрацией ОЭЗ в Калининградской области обществу выдано свидетельство от 26.06.2009 г. N 001 о выполнении резидентом условий инвестиционной декларации по реализации инвестиционного проекта "Строительство производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур".
Согласно пункту 2.1 акта проверки в проверяемых налоговых периодах организация осуществляла заявленные в инвестиционных декларациях виды деятельности производство и реализацию продукции переработки соевых бобов и рапса; услуги по перевалке и хранению сыпучих грузов; услуги по хранению растительных и прочих масел; услуги по обслуживанию морских судов; сдача внаем собственного недвижимого имущества и др.
Согласно пункту 1.11 акта проверки общество ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной деятельности.
Фактически в проверяемых периодах общество осуществляло как деятельность, связанную с реализацией инвестиционного проекта, так и иную хозяйственную деятельность.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 акта проверки доходы, полученные при реализации инвестиционного проекта, в 2009 г. составили 15 967 155 002 руб. (99,3% от общей суммы дохода от реализации); в 2010 г. - 17 752 143 890 руб. (99,93%).
Доходы от осуществления прочей хозяйственной деятельности составили 112 477 726 руб. (0,7%) в 2009 г. и 12 231 153 руб. (0,07%) в 2010 г.
Согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, обществом получен убыток в размере 562 130 902 руб. в 2009 г. и в размере 697 038 188 руб. в 2010 г.
Инспекция полагая, что в соответствии с пунктом 5 статьи 288.1 НК РФ при формировании налоговой базы от реализации инвестиционного проекта учитываются только доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации инвестиционного проекта, и все расходы, произведенные в результате реализации данного инвестиционного проекта (как от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные), пришла к выводу о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по ставке 20% в результате завышения внереализационных расходов на 2 834 830 266 руб. в 2009 г. и на 2 282 056 248 руб. в 2010 г., подлежавших учету в "специальной" нало Инспекцией был произведен перерасчет налоговых обязательств ЗАО "Содружество-Соя" по налогу на прибыль за 2009 г. и 2010 г., в результате которого был доначислен налог на прибыль в сумме 122 479 996 руб. за 2009 г. и в сумме 317 003 612 руб. за 2010 г., а также сделан вывод о завышении убытка на сумму 562 130 902 руб. в 2009 г. и на сумму 697 038 188 руб. в 2010 г.
По мнению налогового органа в "общую" налоговую базу, по мнению Инспекции, подлежали включению доходы от реализации, не связанные с инвестиционной деятельностью и все внереализационные доходы (как относящиеся, так не относящиеся к реализации инвестиционного проекта). При расчете налога общая сумма дохода, по мнению Инспекции, подлежала уменьшению на суммы расходов от реализации и внереализационных расходов, относящихся только к иной хозяйственной деятельности.
При этом, рассматривая возражения налогоплательщика, налоговый орган признал за ним право на учет убытков в общей сумме 1 481 807 621 руб., полученных по итогам 2005 г., 2007 г. и 2008 г. Данная сумма была включена в итоговый расчет налога на прибыль за 2009 г. (страница 50 решения, таблица N 11).
На момент рассмотрения апелляционной жалобы общества статья 288.1 НК РФ действовала в редакции Федерального закона N 97-ФЗ.
В налоговую базу по инвестиционной деятельности Управлением отнесены только два вида внереализационных доходов общества (в пропорции) - это положительные курсовые разницы и сумма отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ.
В отношении остальных внереализационных доходов (в том числе, положительных суммовых разниц) УФНС по Калининградской области в решении N ЗС-05-10/10927 указало, что их учет в составе внереализационных доходов, полученных (произведенных) при реализации инвестиционного Проекта, изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ в статью 288.1 Кодекса, не предусмотрен.
Исходя из этого, УФНС России по Калининградской области пересчитало налоговые обязательства ЗАО "Содружество-Соя", убрав из расчета налога на прибыль по "общей" базе внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц по счетам 60, 66, 67, 52 и 57 и курсовых разниц, возникающих при отклонении курса продажи (покупки) иностранной валюты (в пропорции, относящейся к инвестиционной деятельности), перенеся их в "специальную" базу и пришло к выводу о завышении внереализационных доходов в 2009 г. - 2 077 090 149 руб., в 2010 г. - 1265 157 992 руб.
При этом из расчета налога на прибыль за 2009 г. Управлением исключены 1 470 779 898 руб. признанных Инспекцией убытков за 2007 г. и 2008 г. - со ссылкой на то, что общество не представило перерасчет суммы убытков за указанные налоговые периоды с учетом внесенных Федеральным законом N 97-ФЗ в статью 288.1 НК РФ изменений и не направило в адрес Инспекции уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2009 - 2010 г.г.
После частичной отмены решения N 10/356 сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате обществом за 2009 г., составила 1 217 946 руб., за 2010 г. - 63 972 014 руб.
Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя в части права налогоплательщика на перенос и иных видов внереализационных доходов в "специальную" базу в размере, пропорциональном доле дохода от инвестиционной деятельности в общей сумме дохода (согласно решению N 10/356 данная доля составляет 99,3% в 2009 г. и 99,93% в 2010 г.),исходя из следующего.
Суд первой инстанции применил пункты 4, 5, 5.1 статьи 288.1 НК РФ во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 288.1 НК РФ и указал, что устанавливая особый порядок уплаты налога на прибыль, данные нормы не устанавливают особый порядок определения налоговой базы, на который ссылаются налоговые органы применительно к пунктам 4, 5 и 5.1 статьи 288.1 НК РФ, данная норма не устанавливает.
Налоговая база и порядок уплаты налога являются самостоятельными элементами налогообложения в соответствии со статьей 17 НК РФ.
Поскольку статьей 288.1 НК РФ в особом порядке установлен лишь такой элемент налогообложения, как порядок уплаты налога на прибыль резидентами ОЭЗ, основания для вывода о том, что налоговая база по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта определяется в ином порядке, чем это предусмотрено главой 25 НК РФ, отсутствуют.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено правило о том, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Если же расходы относятся к определенному виду деятельности, законодатель исходит из того, что такие расходы должны быть учтены именно по данному виду деятельности.
Суммы внереализационных расходов за спорные период и их пропорциональное распределение по видам деятельности заявителем не оспариваются.
Системное толкование норм налогового законодательства, определяющих порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, позволяет сделать вывод о том, что при определении ее итоговой величины учитываются все относящиеся к данной базе доходы (расходы), связанные с реализацией, а также все внереализационные доходы (расходы).
Таким образом, общим правилом учета доходов и расходов в главе 25 НК РФ является их связь с определенным видом деятельности налогоплательщика, если для данного вида деятельности установлены специальные правила налогообложения в виде специальной ставки налога, порядка учета прибыли и пр.
Как следует из положений пункта 4 статьи 288.1 НК РФ, устанавливающего порядок раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности резидентов ОЭЗ, в качестве основного и единственного критерия определения налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта предусмотрена связь доходов и расходов с инвестиционным проектом.
Следовательно, включение в "специальную" налоговую базу доходов (расходов), связанных с производством и реализацией товаров (работ и услуг) в рамках инвестиционной деятельности и внереализационных доходов (расходов), которые непосредственно связаны или вытекают из реализации инвестиционного проекта правомерно.
Спорные внереализационные доходы связаны с осуществлением налогоплательщиком инвестиционной деятельности.
Распределение заявителем этих доходов (кроме целевых поступлений из бюджета субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам) в зависимости от вида деятельности (инвестиционная или иная хозяйственная) соответствует указанным выше положениям главы 25 НК РФ.
Суд согласился с доводами заявителя о том, что вся сумма целевых поступлений из бюджета субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам в размере 157 387 491 руб. должна учитываться в "специальной" налоговой базе при исчислении налога на прибыль за 2010 г. в соответствии с пунктом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. N 90 данные субсидии предоставляются для возмещения части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным, в том числе, на строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи и др.).
Обществом представлены расчеты налога на прибыль за 2009 г. и 2010 г. с учетом перераспределения внереализационных доходов по видам деятельности (том 6, листы дела 21-22). Исходя из этих расчетов обществом в 2009 г. получен убыток в размере 6 736 912 руб. (при условии не включения в этот расчет убытка за 2007 г. и 2008 г.), в 2010 г. - прибыль в размере 38 850 692 руб. (с учетом убытка в размере 6 736 912 руб. за 2009 г. и без учета убытка за 2007 г. - 2008 г.).
Суд первой инстанции данные расчеты принял и признал обоснованными.
Апелляционный суд позицию суда первой инстанции поддерживает.
Суд первой инстанции также правомерно отметил, что Управление неправомерно не учло при перерасчете налога на прибыль за 2009 г. и 2010 г. убытки прошлых лет в общей сумме 1 470 779 898 руб. (2007 - 2008 г.г.).
Из решения Управления следует, что заявителем в предыдущие налоговые периоды были получены убытки в общей сумме 1 481 807 621 руб., в том числе: в 2005 г. в сумме 11 027 723 руб. в 2007 г. в сумме 146 105 710 руб. в 2008 г. в сумме 1 324 674 188 руб.
По итогам 2009 г. и 2010 г. обществом были получены и отражены в декларациях убытки в размере 562 130 902 руб. и 697 038 188 руб. соответственно, поэтому оно не заявляло о переносе убытков прошлых налоговых периодов.
После получения акта проверки, в котором было отражено занижение налога на общую сумму 439 483 608 руб., налогоплательщик в возражениях на акт просил Инспекцию учесть убытки 2005 г., 2007 г. и 2008 г. при исчислении налога на прибыль.
Инспекция признала за обществом право на учет убытков в общей сумме 1 481 807 621 руб., указав на странице 49 решения на то, что обоснованность и документальное подтверждение этих убытков ею под сомнение не поставлены.
При рассмотрении апелляционной жалобы на решение N 10/356 вышестоящий налоговый орган, определяя налоговые обязательства общества по налогу на прибыль (по общей базе) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ, исключил из расчета налога на прибыль убытки 2007 г. и 2008 г. со ссылкой на то, что налогоплательщик не представил Управлению перерасчет суммы убытков с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г., а также не подал в Инспекцию по месту учета уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2007 г. и 2008 г.
В связи с этим Управлением сделан вывод о том, что спорные суммы убытка являются недостоверными, поэтому они не могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, за 2009 - 2010 годы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Вместе с тем, сумма убытка, полученного заявителем за 2005 г. в размере 11 027 723 руб., была учтена при перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, за 2009 год.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 г. N 3546/12, при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам предоставлено право учесть убыток при исчислении указанного налога при условии соблюдения установленных законом требований, к которым также относится наличие первичных документов.
Отказ в праве на учет убытка прошлых лет при исчислении налога на прибыль за проверяемые налоговые периоды не был обусловлен отсутствием соответствующих первичных документов.
Факт наличия убытков и их размер подтверждены налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок организации за 2006 - 2008 г.г. (акты проверок, решения - том 4, листы дела 102-156; том 5, листы дела 1-107).
При проведении этих проверок Инспекция подтверждала правомерность примененного налогоплательщиком подхода при определении налоговой базы по налогу на прибыль по ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
В ходе рассмотрения спора суд предложил заявителю представить расчет налоговых обязательств общества по налогу на прибыль за 2007 г. и 2008 г. при условии распределения всех доходов и расходов (как связанных с реализаций товаров, работ, услуг, так и внереализационных) по принципу их принадлежности к инвестиционной или иной хозяйственной деятельности. Такие расчеты обществом были представлены (том 5, листы дела 145-147).
Согласно представленным заявителем перерасчетам у общества в 2007 году возникает налог к уплате (вместо убытка в размере 146 105 710 руб.); в 2008 году - убыток в размере 154 238 169 руб. (вместо убытка в размере 1 324 674 188 руб.).
Из изложенного следует, что перерасчет налоговых обязательств общества за 2007 г. и 2008 г. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 97-ФЗ, лишает налогоплательщика права на перенос подтвержденного первичными документами и установленного по результатам выездных налоговых проверок убытка, следовательно, применение данного закона ухудшает положение ЗАО "Содружество-Соя".
Отказывая налогоплательщику в полном объеме в праве на учет убытка прошлых налоговых периодов, Управление в оспариваемом решении не указало законодательные нормы, обязывающие резидента ОЭЗ в Калининградской области пересчитать налоговые обязательства по налогу на прибыль предыдущих налоговых периодов в связи с введением в действие пункта 5.1 статьи 288.1 НК РФ, действие которого действительно распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Решение вышестоящего органа не может ухудшать положение налогоплательщика. Доводы налогового органа и Управления, приведенные в жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были обосновано, отклонены судом.
В силу изложенного выше суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявления Общества, в связи с чем, жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012 по делу N А21-8672/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А21-8672/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А21-8672/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Терещенко А.И. по доверенности от 29.10.2012 N СС-10-162, Нижегородовой С.Б. по доверенности от 18.03.2013 N СС-03-507, Шендерюк-Жидкова А.В. по доверенности от 16.08.2012
от ответчика (должника): представителей Ворчок А.Д. по доверенности от 16.10.2012, Андреевой И.И. по доверенности от 06.02.2013 N 01546, Титюцкой А.Р. по доверенности от 04.10.2012, Крымовой Н.Г. по доверенности от 23.11.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-1813/2013, 13АП-1812/2013) Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, УФНС по калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012 по делу N А21-8672/2012 (судья Можегова Н.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Содружество-Соя"
к 1) Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
2) УФНС по Калининградской области
о признании недействительными решений
установил:
Закрытое акционерное общество "Содружество-Соя" (ОГРН: 1053909026830, место нахождения: Калининградская область, г. Светлый, улица Гагарина, дом 65) обратилось в суд с заявлением (с уточнением в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (ОГРН: 1073905014325, место нахождения: г. Калининград, улица Мусоргского, дом 10 "А") от 26.06.2012 г. N 10/356 (в редакции решения УФНС России по Калининградской области от 06.09.2012 г. N ЗС-05-10/10927) в части взыскания налога на прибыль за 2009 - 2010 в общей сумме 65 189 960 руб., штрафа в сумме 13 037 992 руб. и пеней в соответствующей сумме, а также в части уменьшения убытков, исчисленных при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на 562 130 902 руб. в 2009 и на 697 038 188 руб. в 2010 и недействительным решения УФНС России по Калининградской области (далее - Управление) от 06.09.2012 N ЗС-05-10/10927 в части отказа в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение от 26.06.2012 г. N 10/356.
Определением от 30.10.2012 г. (том 3, листы дела 96-97) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2012 требования Общества удовлетворены.
В апелляционных жалобах Инспекция и Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просят судебный акт отменить и отказать в удовлетворении заявления.
По ходатайству Инспекции апелляционная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Калининградской области.
В судебное заседание непосредственно в суд апелляционной инстанции явились представители Общества.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, в Арбитражном суде Калининградской области участвовали представители налогового органа и Управления.
Представитель налогового органа и Управления поддержал доводы апелляционных жалоб, а представители Общества возражали против их удовлетворения, считая приведенные в жалобах доводы несостоятельными.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах в период с 01 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г., по результатам которой составлен акт от 16.04.2012 г. N 6/211.
По результатам рассмотрения Инспекция 26 июня 2012 г. вынесла решение N 10/356 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 87 896 721,60 руб. за неполную уплату в бюджет налога на прибыль. Кроме того, обществу было предложено уплатить в соответствующие бюджеты налог на прибыль в общей сумме 439 483 608 руб., пени в сумме 65 951 931 руб. и пени по НДФЛ в сумме 648 руб. Пунктом 3.4 резолютивной части названного решении обществу уменьшены убытки, исчисленные при определении налоговой базы по налогу на прибыль, на 562 130 902 руб. за 2009 год и на 697 038 188 руб. за 2010 г.
Решение N 10/356 в части доначисления налога на прибыль обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 06 сентября 2012 г. N ЗС-05-10/10927 (том 2, листы дела 65-76) Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области отменило оспариваемое решение в части взыскания налога на прибыль в общей сумме 374 293 648 руб., пеней и штрафа в соответствующих суммах, в остальной части оставило решение N 10/356 без изменения, жалобу без удовлетворения.
При этом Управлением произведен перерасчет налоговых обязательств ЗАО по налогу на прибыль за 2009 г. и 2010 г. с учетом положений статьи 288.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ.
Считая, что решение Инспекции (в неотмененной Управлением части), а также решение Управления в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы на решение N 10/356 являются незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт отмене не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой же главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288.1 НК РФ резиденты ОЭЗ в Калининградской области уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 288.1 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 288.1 НК РФ резиденты используют особый порядок уплаты налога на прибыль, установленный статьей 288.1 НК РФ, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности. В течение шести календарных лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налог на прибыль от реализации им товаров (работ, услуг), полученную при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области и определенную в соответствии с главой 25 Кодекса и Законом N 16-ФЗ, взимается по ставке 0% в отношении налога на прибыль (пункт 6 статьи 288.1 НК РФ).
Согласно пункту 4 данной статьи в целях ее применения налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ в Калининградской области признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения настоящей главы.
Согласно пункту 5 названной статьи доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.
Положениями Федерального закона от 06.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 97-ФЗ) пункт 9 статьи 2 Закона N 97-ФЗ дополнил статью 288.1 НК РФ пунктом 5.1 следующего содержания: "В целях настоящей статьи при определении налоговой базы по налогу от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области учитываются возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных), а также в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) учитываются и определяются в порядке, установленном настоящей главой".
Как следует из материалов дела ЗАО "Содружество-Соя" является резидентом Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-ФЗ.
07.04.2006 общество включено в Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (свидетельство N 6001).
Администрацией ОЭЗ в Калининградской области обществу выдано свидетельство от 26.06.2009 г. N 001 о выполнении резидентом условий инвестиционной декларации по реализации инвестиционного проекта "Строительство производственного терминального комплекса по глубокой переработке маслосодержащих культур".
Согласно пункту 2.1 акта проверки в проверяемых налоговых периодах организация осуществляла заявленные в инвестиционных декларациях виды деятельности производство и реализацию продукции переработки соевых бобов и рапса; услуги по перевалке и хранению сыпучих грузов; услуги по хранению растительных и прочих масел; услуги по обслуживанию морских судов; сдача внаем собственного недвижимого имущества и др.
Согласно пункту 1.11 акта проверки общество ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной деятельности.
Фактически в проверяемых периодах общество осуществляло как деятельность, связанную с реализацией инвестиционного проекта, так и иную хозяйственную деятельность.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 акта проверки доходы, полученные при реализации инвестиционного проекта, в 2009 г. составили 15 967 155 002 руб. (99,3% от общей суммы дохода от реализации); в 2010 г. - 17 752 143 890 руб. (99,93%).
Доходы от осуществления прочей хозяйственной деятельности составили 112 477 726 руб. (0,7%) в 2009 г. и 12 231 153 руб. (0,07%) в 2010 г.
Согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, обществом получен убыток в размере 562 130 902 руб. в 2009 г. и в размере 697 038 188 руб. в 2010 г.
Инспекция полагая, что в соответствии с пунктом 5 статьи 288.1 НК РФ при формировании налоговой базы от реализации инвестиционного проекта учитываются только доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации инвестиционного проекта, и все расходы, произведенные в результате реализации данного инвестиционного проекта (как от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные), пришла к выводу о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по ставке 20% в результате завышения внереализационных расходов на 2 834 830 266 руб. в 2009 г. и на 2 282 056 248 руб. в 2010 г., подлежавших учету в "специальной" нало Инспекцией был произведен перерасчет налоговых обязательств ЗАО "Содружество-Соя" по налогу на прибыль за 2009 г. и 2010 г., в результате которого был доначислен налог на прибыль в сумме 122 479 996 руб. за 2009 г. и в сумме 317 003 612 руб. за 2010 г., а также сделан вывод о завышении убытка на сумму 562 130 902 руб. в 2009 г. и на сумму 697 038 188 руб. в 2010 г.
По мнению налогового органа в "общую" налоговую базу, по мнению Инспекции, подлежали включению доходы от реализации, не связанные с инвестиционной деятельностью и все внереализационные доходы (как относящиеся, так не относящиеся к реализации инвестиционного проекта). При расчете налога общая сумма дохода, по мнению Инспекции, подлежала уменьшению на суммы расходов от реализации и внереализационных расходов, относящихся только к иной хозяйственной деятельности.
При этом, рассматривая возражения налогоплательщика, налоговый орган признал за ним право на учет убытков в общей сумме 1 481 807 621 руб., полученных по итогам 2005 г., 2007 г. и 2008 г. Данная сумма была включена в итоговый расчет налога на прибыль за 2009 г. (страница 50 решения, таблица N 11).
На момент рассмотрения апелляционной жалобы общества статья 288.1 НК РФ действовала в редакции Федерального закона N 97-ФЗ.
В налоговую базу по инвестиционной деятельности Управлением отнесены только два вида внереализационных доходов общества (в пропорции) - это положительные курсовые разницы и сумма отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ.
В отношении остальных внереализационных доходов (в том числе, положительных суммовых разниц) УФНС по Калининградской области в решении N ЗС-05-10/10927 указало, что их учет в составе внереализационных доходов, полученных (произведенных) при реализации инвестиционного Проекта, изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ в статью 288.1 Кодекса, не предусмотрен.
Исходя из этого, УФНС России по Калининградской области пересчитало налоговые обязательства ЗАО "Содружество-Соя", убрав из расчета налога на прибыль по "общей" базе внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц по счетам 60, 66, 67, 52 и 57 и курсовых разниц, возникающих при отклонении курса продажи (покупки) иностранной валюты (в пропорции, относящейся к инвестиционной деятельности), перенеся их в "специальную" базу и пришло к выводу о завышении внереализационных доходов в 2009 г. - 2 077 090 149 руб., в 2010 г. - 1265 157 992 руб.
При этом из расчета налога на прибыль за 2009 г. Управлением исключены 1 470 779 898 руб. признанных Инспекцией убытков за 2007 г. и 2008 г. - со ссылкой на то, что общество не представило перерасчет суммы убытков за указанные налоговые периоды с учетом внесенных Федеральным законом N 97-ФЗ в статью 288.1 НК РФ изменений и не направило в адрес Инспекции уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2009 - 2010 г.г.
После частичной отмены решения N 10/356 сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате обществом за 2009 г., составила 1 217 946 руб., за 2010 г. - 63 972 014 руб.
Суд первой инстанции согласился с позицией заявителя в части права налогоплательщика на перенос и иных видов внереализационных доходов в "специальную" базу в размере, пропорциональном доле дохода от инвестиционной деятельности в общей сумме дохода (согласно решению N 10/356 данная доля составляет 99,3% в 2009 г. и 99,93% в 2010 г.),исходя из следующего.
Суд первой инстанции применил пункты 4, 5, 5.1 статьи 288.1 НК РФ во взаимосвязи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 288.1 НК РФ и указал, что устанавливая особый порядок уплаты налога на прибыль, данные нормы не устанавливают особый порядок определения налоговой базы, на который ссылаются налоговые органы применительно к пунктам 4, 5 и 5.1 статьи 288.1 НК РФ, данная норма не устанавливает.
Налоговая база и порядок уплаты налога являются самостоятельными элементами налогообложения в соответствии со статьей 17 НК РФ.
Поскольку статьей 288.1 НК РФ в особом порядке установлен лишь такой элемент налогообложения, как порядок уплаты налога на прибыль резидентами ОЭЗ, основания для вывода о том, что налоговая база по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта определяется в ином порядке, чем это предусмотрено главой 25 НК РФ, отсутствуют.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено правило о том, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Если же расходы относятся к определенному виду деятельности, законодатель исходит из того, что такие расходы должны быть учтены именно по данному виду деятельности.
Суммы внереализационных расходов за спорные период и их пропорциональное распределение по видам деятельности заявителем не оспариваются.
Системное толкование норм налогового законодательства, определяющих порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, позволяет сделать вывод о том, что при определении ее итоговой величины учитываются все относящиеся к данной базе доходы (расходы), связанные с реализацией, а также все внереализационные доходы (расходы).
Таким образом, общим правилом учета доходов и расходов в главе 25 НК РФ является их связь с определенным видом деятельности налогоплательщика, если для данного вида деятельности установлены специальные правила налогообложения в виде специальной ставки налога, порядка учета прибыли и пр.
Как следует из положений пункта 4 статьи 288.1 НК РФ, устанавливающего порядок раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности резидентов ОЭЗ, в качестве основного и единственного критерия определения налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта предусмотрена связь доходов и расходов с инвестиционным проектом.
Следовательно, включение в "специальную" налоговую базу доходов (расходов), связанных с производством и реализацией товаров (работ и услуг) в рамках инвестиционной деятельности и внереализационных доходов (расходов), которые непосредственно связаны или вытекают из реализации инвестиционного проекта правомерно.
Спорные внереализационные доходы связаны с осуществлением налогоплательщиком инвестиционной деятельности.
Распределение заявителем этих доходов (кроме целевых поступлений из бюджета субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам) в зависимости от вида деятельности (инвестиционная или иная хозяйственная) соответствует указанным выше положениям главы 25 НК РФ.
Суд согласился с доводами заявителя о том, что вся сумма целевых поступлений из бюджета субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам в размере 157 387 491 руб. должна учитываться в "специальной" налоговой базе при исчислении налога на прибыль за 2010 г. в соответствии с пунктом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. N 90 данные субсидии предоставляются для возмещения части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным, в том числе, на строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи и др.).
Обществом представлены расчеты налога на прибыль за 2009 г. и 2010 г. с учетом перераспределения внереализационных доходов по видам деятельности (том 6, листы дела 21-22). Исходя из этих расчетов обществом в 2009 г. получен убыток в размере 6 736 912 руб. (при условии не включения в этот расчет убытка за 2007 г. и 2008 г.), в 2010 г. - прибыль в размере 38 850 692 руб. (с учетом убытка в размере 6 736 912 руб. за 2009 г. и без учета убытка за 2007 г. - 2008 г.).
Суд первой инстанции данные расчеты принял и признал обоснованными.
Апелляционный суд позицию суда первой инстанции поддерживает.
Суд первой инстанции также правомерно отметил, что Управление неправомерно не учло при перерасчете налога на прибыль за 2009 г. и 2010 г. убытки прошлых лет в общей сумме 1 470 779 898 руб. (2007 - 2008 г.г.).
Из решения Управления следует, что заявителем в предыдущие налоговые периоды были получены убытки в общей сумме 1 481 807 621 руб., в том числе: в 2005 г. в сумме 11 027 723 руб. в 2007 г. в сумме 146 105 710 руб. в 2008 г. в сумме 1 324 674 188 руб.
По итогам 2009 г. и 2010 г. обществом были получены и отражены в декларациях убытки в размере 562 130 902 руб. и 697 038 188 руб. соответственно, поэтому оно не заявляло о переносе убытков прошлых налоговых периодов.
После получения акта проверки, в котором было отражено занижение налога на общую сумму 439 483 608 руб., налогоплательщик в возражениях на акт просил Инспекцию учесть убытки 2005 г., 2007 г. и 2008 г. при исчислении налога на прибыль.
Инспекция признала за обществом право на учет убытков в общей сумме 1 481 807 621 руб., указав на странице 49 решения на то, что обоснованность и документальное подтверждение этих убытков ею под сомнение не поставлены.
При рассмотрении апелляционной жалобы на решение N 10/356 вышестоящий налоговый орган, определяя налоговые обязательства общества по налогу на прибыль (по общей базе) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ, исключил из расчета налога на прибыль убытки 2007 г. и 2008 г. со ссылкой на то, что налогоплательщик не представил Управлению перерасчет суммы убытков с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 г. N 97-ФЗ, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г., а также не подал в Инспекцию по месту учета уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2007 г. и 2008 г.
В связи с этим Управлением сделан вывод о том, что спорные суммы убытка являются недостоверными, поэтому они не могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, за 2009 - 2010 годы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Вместе с тем, сумма убытка, полученного заявителем за 2005 г. в размере 11 027 723 руб., была учтена при перерасчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций по иной хозяйственной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционного проекта, за 2009 год.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 г. N 3546/12, при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам предоставлено право учесть убыток при исчислении указанного налога при условии соблюдения установленных законом требований, к которым также относится наличие первичных документов.
Отказ в праве на учет убытка прошлых лет при исчислении налога на прибыль за проверяемые налоговые периоды не был обусловлен отсутствием соответствующих первичных документов.
Факт наличия убытков и их размер подтверждены налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок организации за 2006 - 2008 г.г. (акты проверок, решения - том 4, листы дела 102-156; том 5, листы дела 1-107).
При проведении этих проверок Инспекция подтверждала правомерность примененного налогоплательщиком подхода при определении налоговой базы по налогу на прибыль по ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
В ходе рассмотрения спора суд предложил заявителю представить расчет налоговых обязательств общества по налогу на прибыль за 2007 г. и 2008 г. при условии распределения всех доходов и расходов (как связанных с реализаций товаров, работ, услуг, так и внереализационных) по принципу их принадлежности к инвестиционной или иной хозяйственной деятельности. Такие расчеты обществом были представлены (том 5, листы дела 145-147).
Согласно представленным заявителем перерасчетам у общества в 2007 году возникает налог к уплате (вместо убытка в размере 146 105 710 руб.); в 2008 году - убыток в размере 154 238 169 руб. (вместо убытка в размере 1 324 674 188 руб.).
Из изложенного следует, что перерасчет налоговых обязательств общества за 2007 г. и 2008 г. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 97-ФЗ, лишает налогоплательщика права на перенос подтвержденного первичными документами и установленного по результатам выездных налоговых проверок убытка, следовательно, применение данного закона ухудшает положение ЗАО "Содружество-Соя".
Отказывая налогоплательщику в полном объеме в праве на учет убытка прошлых налоговых периодов, Управление в оспариваемом решении не указало законодательные нормы, обязывающие резидента ОЭЗ в Калининградской области пересчитать налоговые обязательства по налогу на прибыль предыдущих налоговых периодов в связи с введением в действие пункта 5.1 статьи 288.1 НК РФ, действие которого действительно распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Решение вышестоящего органа не может ухудшать положение налогоплательщика. Доводы налогового органа и Управления, приведенные в жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были обосновано, отклонены судом.
В силу изложенного выше суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявления Общества, в связи с чем, жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2012 по делу N А21-8672/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)